Лингвистические особенности языка в социальных сетях.
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Лингвистические особенности языка в социальных сетях.
Если в Начале было Слово, то в конце, очевидно, будет Смайлик.2
Почему наше общение становится другим в социальных сетях? На наш взгляд, данная проблема является очень актуальной.
Целью нашей работы является: выявить истинную причину изменения языка в социальных сетях и попытаться разобраться в сути использования эмотиконов в конце предложения.
Начнем с того, что развитие общества не стоит на месте, и появляется такое понятие, как Интернет. Безусловно, истоки его возникновения уходят в 1957 год, но в данном случае мы говорим о современном понятии «Интернет», который приходит в нашу жизнь в 1994 году, когда « первый домен Российской Федерации .ru был зарегистрирован в международной базе данных ».3 Результатом быстрого распространения и развития Интернета становится возникновение социальных сетей. Мы провели опрос на тему «Популярность социальных сетей» (всего было опрошено 150 студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого ).
1. Как часто Вы проверяете свой аккаунт в социальных сетях?
· Раз в неделю
· Раз в месяц
· Каждый день
· Несколько раз в день
· Я практически не выхожу оттуда
2. Считаете ли Вы себя зависимым(ой) от социальных сетей?
· Да
· Нет
3. Почему Вы заходите в социальные сети?
· Так я могу общаться с друзьями
· Мне нравится просматривать новости различных групп
· Я люблю выкладывать фотографии
· Не знаю, просто все мои друзья и знакомые сидят там, поэтому и мне приходится, дабы не отставать от массы.
4. Ваша любимая социальная сеть?
· Вконтакте
· Инстаграм
· Фейсбук
· Твиттер
· Одноклассники
· Друг вокруг
· Аська
· Перископ
5. Общаясь вконтакте, часто ли Вы пользуетесь эмотиконами?
· Да
· Нет
· В каждом сообщении я использую эмотикон.
Проведя опрос, мы можем сделать выводы: нынешние подростки совершенно перестали общаться вживую. 79 % опрошенных считают себя зависимыми от социальных сетей, говоря о том, что именно так они могут комфортно общаться с друзьями, излагая свои мысли, нежели при личной встрече. Они же утверждают: при встрече с друзьями или знакомыми они испытывают дискомфорт при подборе нужных слов, в то время как при переписке их речь льется словно ручеек. 66 % опрошенных отмечают: вконтакте – самая удобная и многофункциональная социальная сеть. Многие считают, что причиной постоянного использования социальных сетей является общение с друзьями и чтение различных историй в «пабликах», где они, подростки, проводят параллель со своей жизнью.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, ведь 91 % опрошенных, отвечая на последний вопрос (Общаясь вконтакте, часто ли Вы пользуетесь эмотиконами?), выбрали вариант «в каждом сообщении я использую эмотикон».
Подробнее хотелось бы остановиться на последнем пункте нашего опроса. Что такое «эмотикон»? Почему же люди все же используют эмотикон? Неужели это может заменить обычные сообщения? Во главе нашего исследования встали новые вопросы, и мы были вынуждены провести новый опрос, в результате чего было опрошено уже 200 студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
1. Что для Вас означает эмотикон?
· Мое внутреннее состояние
· Я использую эмотиконы лишь для того, чтобы общение не казалось сухим.
· Не знаю, никогда не задумывался (ась) об этом
2. Какие эмотиконы Вы используете чаще всего?
· Улыбающиеся
· Грустные
· Тематические (огонь, книги, восклицательные знаки, волны, цветы и т.д.)
3. Могли бы Вы представить свое общение в Интернете без использования эмотиконов ?
· Да
· Нет
4. Если бы случилось так, что все эмотиконы исчезли, как бы Вы себя вели?
· Я бы очень нервничал (а) по этому поводу
· Даже бы не обратил(а) внимание на это
Результаты опроса повергли нас, как исследователей, в шок. Оказывается, нынешняя молодежь даже не задумывается об использовании эмотиконов, выработав привычку и делая все на автомате, причем выбирают они в основном тематические смайлики.
Начнем с того, что такое « эмотикон » вообще. Происходит данное слово от англ. smiley — «улыбающийся» и означает улыбающееся графическое лицо, которое чаще всего бывает в виде желтого круга с черными глазками и черным ртом.
Впервые оно было использовано Ингмаром Бергманом в его ( фильме «Портовый город» )1, и этот смайлик изображал страдание. Наш привычный улыбающийся эмотикон появляется в 1958 году, когда радиослушатели, ответившие на вопросы в программе («Кузен Брюси»)1, получили толстовки с изображением данной улыбки. Позже данный символ был использован в 1967 году в рекламе.
Этот знак не обошел стороной и литературу. Так, например, Владимир Набоков писал: ( «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос» ) 1 , таким образом мы видим, что эмотикон начинает проникать в литературу.
Смайлики становятся дополнением к той мысли, которую говорящий выражает в сообщении, но зачастую мы можем видеть замену смайликом какой – либо информации, что показывает его глубокое проникновение в язык социальных сетей.
Вывод: с развитием социальных сетей подростки перестали общаться вживую, ссылаясь на быстроту общения в Интернете, тем самым утратив способность грамотно излагать свои мысли, кроме того, они могут не просто отправить сообщение в другой город за секунду, но и «украсить » его смайликом, роль которого стала очень велика. К сожалению, чтобы добиться каких – либо результатов в развитии подростков, а не их деградации, им прежде всего нужно объяснить все преимущества и недостатки данной системы, на что уйдет огромное количество времени и сил.