Статья:

Арт-терапия многообразие подходов (влияние арт-терапии на эмоционально-волевую сферу пациентов, находящихся на лечение в отделение динамической психиатрии и психосоматики)

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Фотиева Т.В., Нурметова К.А. Арт-терапия многообразие подходов (влияние арт-терапии на эмоционально-волевую сферу пациентов, находящихся на лечение в отделение динамической психиатрии и психосоматики) // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/10(10).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Арт-терапия многообразие подходов (влияние арт-терапии на эмоционально-волевую сферу пациентов, находящихся на лечение в отделение динамической психиатрии и психосоматики)

Фотиева Татьяна Викторовна
студент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Нурметова Карина Айнуллаевна
студент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Кузнецов Николай Михайлович
научный руководитель, врач высшей квалификационной категории Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

В настоящее время увеличивается количество пациентов, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью.  Поэтому проблема выявления нарушений эмоционально-волевой сферы и их своевременной коррекции с помощью арт-терапии на раннем этапе является весьма актуальной. Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.

Цель исследования: исследовать динамику изменений в эмоционально-волевой сфере в процессе арт-терапии.
Объект исследования: 30 больных, страдающих различными психическими заболеваниями.

Гипотеза исследования: арт-терапия положительно влияет на эмоционально-волевую сферу пациентов психиатрического стационара.

Методы исследования: комплекс психодиагностического обследования. Исследование проводилось на базе НОКПБ в отделение динамической психиатрии и психосоматики

Были обследованы 30 пациентов, у которых выставлены следующие диагнозы:  Шизофрения - 22 человека (F 20.0 параноидная форма- 14 человек; F 20.6 простая форма-8 человек);  Маниакально-депрессивный психоз - 2 человека;  Ситуационно обусловленная депрессия - 4 человека;
Психопатия -2 человека (Истерическая психопатия - 1; Шизоидная психопатия -1).  Возраст испытуемых составлял от 17 до 50 лет.
Исследование проводилось в течение 4 месяцев, в Новгородской клинической психиатрической больнице на отделении динамической психиатрии и психосоматики.

Результаты исследования. У больных, находящихся на лечении в отделении динамической психиатрии и психосоматики более всего страдает эмоциональная сфера. Это выражается в таких проявлениях, как ярко выраженная депрессия, агрессия к себе и окружающим, повышенная тревожность, эмоциональная несдержанность.

Для исследования эмоциональной сферы были проведены  следующие методики:

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

Из рисунка 1 видно, что на первом этапе диагностики (в начале реабилитации) у 9 пациентов по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге диагностируется легкая депрессия ситуативного или невротического генеза, у остальных пациентов – состояние без депрессии. На втором этапе диагностики (в конце реабилитации) – у всех пациентов – состояние без депрессии и баллы по тесту у каждого пациента ниже, чем в начале реабилитации.

 

Рисунок 1. Методика диагностики агрессивности Ассингера

 

Рисунок 2. Методика диагностики агрессивности Ассингера

 

Из рисунка 2 видно, что на первом этапе диагностики (в начале реабилитации) у 7 пациентов по методике диагностики агрессивности диагностируется черезмерная миролюбивость, у остальных пациентов – умеренная. На втором этапе диагностики (в конце реабилитации) – у всех пациентов – положительная динамика.

Динамика изменений эмоционально-волевой сферы в процессе арт-терапии

 

Рисунок 3. Диаграмма показателей депрессивности

 

Вывод: Из диаграммы видно, что по показателям депрессивности, тревожности и невротизации наблюдается положительная динамика, то есть снижение этих проявлений к концу реабилитации, причем снижение по показателю тревожности самое сильное, а значимого сдвига по агрессивности нет. В начале реабилитации у пациентов по «Методике диагностики агрессивности Ассингера» диагностировалось состояние умеренной агрессивности, хотя при наблюдении и беседе у большинства пациентов было выявлено некоторое раздражение, жесткость по отношению к другим пациентам, грубое общение с ними. В конце реабилитации по рисункам и из наблюдения и беседы с пациентами было выявлено, что у них значительно снизилась агрессивность по отношению к окружающим, они стали менее раздражительными, спокойными, более миролюбивыми, но тест опять выявляет умеренную агрессивность. Недостоверность данного метода диагностики, может быть, связана со следующими особенностями исследуемых: отвечая на предложенные тесты, пациенты боятся, что их результаты кто-то узнает из посторонних или относятся к ситуации диагностики несерьезно.  В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что стандартизированные методики должны проводиться в дополнение к рисуночным методам,  тогда результат будет более эффективным

 

Список литературы:
1. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 232 c.
2. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 c.
3.Копытин А.И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стационара психоневрологического диспансера // Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 265-297.
4.Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
5. Кочарян, А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ. и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук.. - СПб.: Питер, 2012. - 496 c.
6. Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.