Статья:

ВЗГЛЯД НА ‘ЭПИДЕМИЮ’ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЯХ

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Адилгереев И.К., Адилгереев И.К., Сляднев Д.М. ВЗГЛЯД НА ‘ЭПИДЕМИЮ’ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЯХ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(55).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗГЛЯД НА ‘ЭПИДЕМИЮ’ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЯХ

Адилгереев Ибрагим Курбандибирович
студент, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Адилгереев Исмаил Курбандибирович
студент, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Сляднев Даниил Михайлович
студент, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Масляков Владимир Владимирович
научный руководитель, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В работе обсуждаются причины, приводящие к низкому качеству и частоте оказания первой помощи. Поднимаются вопросы о качестве обучения водителей, нормативно правовой базе и оснащения аптечкой автотранспорта. Представлены варианты выхода из сложившейся ситуации.

 

Ключевые слова: первая помощь, ДТП, автомобили, неэффективность, последствия неподготовленности водителей, фармкомпании.

 

Целью данной работы является оценка причин низкого качества оказываемой первой помощи при ДТП.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями автотранспортных средств.
  2. Провести экспертную оценку системы обучения водителей автотранспортных средств правилам оказания первой помощи.
  3. Изучить факторы, влияющие на доступность и качество аптечек первой помощи (автомобильных).

Несомненно, дорожно-транспортные происшествия являются серьезной глобальной и национальной проблемой: ежегодно в мире происходит 20 миллионов аварий. В результате этих аварий погибают 1,2 миллиона человек и около 5 миллионов получают травмы. В России в 2022 году было зарегистрировано 53 500 случаев ДТП, в результате которых погибли 5 600 человек и 67 700 получили ранения. Эти аварии оказывают значительное воздействие на отдельных людей и сообщества, включая физические травмы и эмоциональные потрясения. Одним из факторов, который может усугублять тяжесть последствий дорожных аварий, является отсутствие своевременной первой медицинской помощи. Министерство здравоохранения РФ установило, что первая помощь оказывается только в 2% случаев, хотя потенциально она может спасти жизнь 65% пострадавших от нарушений дыхания и кровообращения, внезапной остановки сердца, ожогов и переломов. Исследования министерства также показывают, что 25% жертв несчастных случаев, которые умирают до приезда скорой помощи, могли бы выжить, если бы первая помощь была оказана вовремя. Водители часто являются первыми людьми на месте аварии и могут сыграть решающую роль в оказании первой помощи пострадавшим. Своевременная первая помощь может предотвратить ухудшение состояния пострадавшего и потенциально повлиять на весь процесс дальнейшего лечения. Она также может снизить показатели временной нетрудоспособности, смертности и инвалидности, а также значительно сократить расходы на лечение и реабилитацию. Оказывая первую помощь, водители потенциально могут спасти жизни людей и оказать значительное влияние на исход дорожно-транспортных происшествий.

Рисунок 1. Основные причины смертельных исходов в результате дорожно-транспортных происшествий

 

1. Для того чтобы первая помощь оказывалась эффективно, необходимо наличие прочной нормативно-правовой базы. Для оценки адекватности существующей нормативно-правовой базы регулирования оказания первой помощи водителями транспортных средств в Российской Федерации было проведено исследование с использованием формально-юридического метода. В ходе анализа было выявлено около 1300 документов, потенциально относящихся к теме оказания первой помощи. После тщательного анализа было установлено, что только 15 из этих документов имеют отношение к вопросу оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств. При дальнейшем изучении было установлено, что действующие правовые нормы не содержат четкого определения прав и обязанностей водителей в отношении оказания первой помощи. Отсутствует прямое указание на обязанность водителя оказывать первую помощь, а также не установлены правила ответственности в случае невыполнения этой обязанности. Кроме того, отсутствуют нормы, определяющие правовую защиту водителей в случае осложнений или негативного исхода в процессе оказания первой помощи. 

 2. Рассмотрим теперь аспекты обучения водителей правилам оказания первой помощи.

Чтобы получить знания и навыки по оказанию скорой помощи, водитель должен посещать автошколу, что является обязательным при подготовке к получению водительского удостоверения.

Исследование 128 автошкол выявило существенные недостатки в том, как проводится обучение начинающих водителей оказанию первой помощи. Качество как теоретической, так и практической подготовки было признано недостаточным, отчасти из-за недостаточной нормативной базы и того, что первая помощь преподается по остаточному принципу, а не является отдельным предметом. Кроме того, практические навыки не отрабатывались должным образом из-за отсутствия специализированных манекенов и тренажеров. Профессиональная подготовка инструкторов по вождению по оказанию первой помощи также была признана недостаточной: большинство преподавателей не прошли обучение навыкам преподавания и профессиональную переподготовку по оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации. В результате обучение первой помощи во многих автошколах сводилось к заучиванию правильных ответов на экзаменационные вопросы и тесты, а не к получению практического опыта и развитию навыков. В некоторых автошколах занятия по оказанию первой помощи вообще не проводились. Низкое качество обучения первой помощи в автошколах можно объяснить тем, что основное внимание уделяется подготовке водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД и получению дохода. Такой подход, ориентированный на получение прибыли, часто приводит к мышлению минимальной достаточности, когда студенты просто запоминают ответы для сдачи экзаменов, а не получают всестороннее понимание предмета.

Согласно опросу, проведенному аналитическим агентством "АВТОСТАТ", только 15,9% опрошенных из 1200 указали, что с уверенностью смогли бы оказать первую помощь пострадавшим в ДТП, если бы столкнулись с такой ситуацией. Еще 25,7% респондентов заявили, что попытались бы оказать помощь, но выразили сомнение в своих силах из-за отсутствия практики. Эти две группы, составляющие 41,6% участников опроса, указали, что не стали бы бездействовать в случае аварии. Однако 58,4% респондентов признались, что не смогли бы оказать никакой помощи. Среди этих людей 29,5% сообщили, что знают теорию о том, как оказать помощь, но боятся причинить вред, а 28,9% заявили, что не имеют никаких знаний по этому вопросу и не попытались бы оказать помощь.

Эти данные подчеркивают важность повсеместного обучения навыкам оказания первой помощи и ценность знаний о том, как оказывать такую помощь. Увеличив число людей, уверенных в себе и умеющих оказывать первую помощь, можно значительно снизить вероятность негативных последствий в случае дорожно-транспортного происшествия.

Рисунок 2. Способность водителей оказывать первую помощь при ДТП

 

Одним из возможных решений проблемы недостаточного оказания первой помощи при ДТП может стать изменение порядка проведения экзамена по оказанию первой помощи в ГИБДД, чтобы он включал как теоретические вопросы, так и практические навыки. Это побудит как водителей, так и автошколы уделять первостепенное внимание важности оказания первой помощи, что в свою очередь должно положительно повлиять на знания и умения эффективно ее оказывать.

3. Кроме того, в настоящее время действуют правила дорожного движения, согласно которым все транспортные средства должны быть оснащены аптечкой первой помощи. Согласно Приказу Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)" был утвержден новый перечень аптечки для оснащения транспортных средств. Обеспечив все автомобили аптечками и, ознакомив водителей с их содержимым и порядком использования, в теории, можно повысить уровень оказания первой помощи в случае ДТП. [1, с. 21].

Однако, было проведено исследование эффективности аптечек первой помощи при автомобильных авариях. Исследование было вызвано тем, что после вступления в силу нового приказа, обязывающего оснащать все автомобили аптечками, количество ДТП, в которых оказывалась первая помощь должного качества, существенно не уменьшилось. В ходе исследования были закуплены и проанализированы аптечки различных российских производителей, всего более 20 различных аптечек. Аптечки приобретались в аптечных сетях, на авторынках и в автомагазинах. Результаты исследования показали, что значительная часть аптечек не подходит для эффективного оказания первой помощи.

Некоторые компании, выпускающие аптечки, используют дешевые и некачественные средства и препараты с целью снижения затрат. В таких аптечках может отсутствовать то, что требуется в соответствии с приказом № 325 Минздрава России, или в них могут быть включены более дешевые заменители, не являющиеся аналогами того, что требуется приказом. Например, вместо корвалола могут использоваться таблетки валерианы. Вместо флаконов с зеленкой и аммиаком аптечки комплектуются ампулами. Ножницы, входящие в состав многих аптечек, также часто бывают низкого качества и слишком малы, чтобы эффективно разрезать ткань или бумагу. Все эти факторы могут привести к тому, что аптечки окажутся неэффективными при оказании первой помощи. Некоторые аптечки содержат дыхательные устройства, не имеющие надлежащей маркировки и инструкции по применению, что затрудняет или делает невозможным их эффективное использование.

Кроме того, некоторые аптечки могут включать в себя неподходящие замены некоторых предметов, например, использование 30-сантиметровых кусков резиновой трубки или резиновой ленты, куски бинта Мартенса. Это позволяет производителям снизить стоимость наборов, и ее оптовая цена может отличаться на весьма незначительную сумму, всего на 20-30 руб., но именно из-за такой разницы аптечные компании могут выбрать эти более дешевые наборы, что приведет к их более широкой доступности для потребителей.

Проблема неэффективности многих аптечек при оказании первой помощи, по-видимому, обусловлена сочетанием нескольких факторов. Одна из причин заключается в том, что процесс контроля качества этих аптечек может быть недостаточно тщательным: проверяется только соответствие аптечек определенным техническим характеристикам, их регистрация в соответствующих органах и получение сертификата соответствия. Это означает, что фактическое содержимое комплектов может не подвергаться тщательной проверке, что может привести к включению в них некачественных или неподходящих предметов.   

Кроме того, водители могут не обращать пристального внимания на содержимое приобретаемых ими аптечек, поскольку их может интересовать только то, чтобы аптечка соответствовала требованиям правил дорожного движения и позволяла пройти техосмотр. В результате водители могут отдавать предпочтение цене и внешнему виду аптечки, а не ее эффективности в оказании первой помощи. Все эти факторы могут способствовать широкому распространению аптечек, которые не подходят для эффективного оказания первой помощи.

Согласно опросу водителей, 78% из них практически не имеют представления о содержимом аптечки и не знают, как ею пользоваться. Определенно. Этот факт свидетельствует о том, что водителям, возможно, не хватает знаний и навыков на эту тему. Такой недостаток знаний может стать существенным препятствием для того, чтобы водители могли эффективно оказать первую помощь в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации. Важно, чтобы водители были знакомы с содержимым своих аптечек и знали, как использовать различные предметы в аптечке, чтобы быть готовыми оказать помощь любому пострадавшему. Если водители не знают, что входит в их аптечки и как ими пользоваться, они могут не суметь правильно оценить потребности пострадавшего или оказать ему помощь соответствующего уровня. Это может иметь серьезные последствия для здоровья и благополучия пострадавшего.  [2, с. 16].

Вывод:

Недостаточный уровень практической подготовки водителей имеет тяжелые последствия на дорогах. Случаи неправильного поведения в чрезвычайных ситуациях или отсутствие знаний по оказанию первой помощи могут привести к тяжелым последствиям, таким как травмы или смертельный исход. Поэтому крайне важно принять меры для решения этой проблемы, в том числе пересмотреть процесс сдачи экзамена по оказанию первой помощи в ГИБДД, включив в него оценку практических навыков. Эти изменения послужат напоминанием начинающим водителям и инструкторам по вождению о важности практических занятий и в будущем могут потенциально спасти жизни людей.

Кроме того, введение федерального закона о первой помощи обеспечит единый подход к оказанию помощи для всех граждан страны. Этот закон должен определять терминологию, объем и последовательность действий, связанных с оказанием первой помощи, а также права и обязанности граждан в отношении оказания или неоказания первой помощи, и обеспечивать правовую защиту в случае осложнений или неблагоприятного исхода. Установив четкие правила оказания первой помощи, можно надеяться, что общий уровень практической подготовки водителей повысится, что приведет к повышению безопасности дорожного движения для всех.

 

Список литературы:
1. Авдеева В.Г., Субботин Л.И. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. – Пермь: Метелица, 2006. – 31 с.
2. Ганжурова Б.Ц., Дежурный Л.И., Халмуратов А.М. и др. Роль и реальное участие водителей транспортных средств в оказании первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Менеджер здравоохранения. – 2008. – № 5. – С. 29-33. 75
3. Дежурный Л.И., Чурсанова А.В., Ганжурова Б.Ц., Халмуратов А.М. Оказание первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях водителями транспортных средств. Юридические аспекты, обучение, оснащение. 
4. Сумин С.А. Неотложные состояния. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство, 2005. – 752 с