ПОДБОР И ПОИСК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Секция: Медицина и фармацевтика
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
ПОДБОР И ПОИСК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
В современных тенденциях все более актуальным является развитие сестринского образования, происходит активная модернизация формирования новых моделей в сестринской науке, которые основываются, прежде всего, на научных исследованиях и позициях доказательной сестринской практики. На протяжении всего учебного периода в рамках освоения образовательных курсов, студенты Кокшетауского высшего медицинского колледжа делают эффективные шаги в практике исследований. Исследовательские проекты носят фундаментально-прикладной характер и направлены на развернутое и перспективное освоение дисциплин и планомерную подготовку к выполнению исследовательских работ. Актуальность плодотворной работы с литературными источниками лежит в фундаментальной части исследовательских проектов и напрямую связана с успехом исследовательской деятельности. Даже если тема и область исследования хорошо знакома исследователю, это не повод пренебрегать источниками информации. Процесс поиска необходимой литературы облегчается в том случае, если имеется тема исследования и студент понимает цель и задачи своего исследования. Если студент самостоятельно определяет объектную область исследования и проблему исследования, то здесь необходим колоссальный опыт работы с источниками информации. В любом случае для начала стоит выяснить, какие исследования в интересующей области уже проведены, а какие только проводятся. Независимо от того, на каком этапе исследования начинается поиск литературных источников, мониторинг литературы с последующим внесением необходимых изменений в отчёт будет продолжаться почти до самого окончания исследований. Исследовательский интерес представлял вопрос, как студенты работают над своими исследовательскими проектами, а именно, как ведётся поиск информации и какие источники используют студенты для написания исследовательских работ. В рамках изучения студентами дисциплины «Принципы планирования и проведения исследований в сестринском деле» в Кокшетауском высшем медицинском колледже, а так же рассмотрение проблемы и актуальности определило ориентиры проведения исследования, где была обозначена цель: систематизация эффективных рекомендаций по работе с литературными источниками для улучшения качества проведения исследований.
Для достижения цели были определены задачи:
- Проанализировать процесс поиска и подбора студентами литературных источников при написании исследовательских работ.
- Дать рекомендации для прагматизации работы с источниками информации при проведении исследовательских работ.
Для оценки мнений студентов о подходах по поиску и подбору исследовательских источников информации был проведён опрос, в котором приняли участие 92 респондента. Важно было знать, чем руководствуются студенты/исследователи при выборе темы исследования. Опрос показал, что большая часть студентов берут идеи для
исследования из опыта прохождения клинических практик на лечебных базах 35 %.
Рисунок 1. Диаграмма
Практически равнозначное мнение распределилось по вопросам о поиске исследовательских работ в сестринском деле 32 % и для 30 % важны были рекомендации педагогов специальных дисциплин.
На рисунке можно наблюдать, что респонденты указали на выбор нескольких источников при подготовке к исследованию. 79 студентов отдают предпочтение интернет источникам, 67 опрошенных научным статьям и 41 респондент указали на источники международных изданий. В своих ответах респонденты отметили так же значимые для них используемые сайты. На диаграмме отмечается высокий рейтинг по использованию у сайтов Google (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред), Scholar, Medline, Nursekz, Pabmed. Есть и негативные отзывы, где исследователи не используют сайты.
Рисунок 2. Результаты опроса Рисунок 3. Результаты опроса
Из опроса было определено, что 90 % опрошенных считают важными год выпуска используемых источников информации, но при этом, только 38 % респондентов указали, что более актуальными будут источники информации не более 5 лет. 48 % опрошенных студентов считают, что любая литература/источник касаемо исследования будет полезна в исследовательской работе. Для составления корректных рекомендаций по поиску и подбору источников информации для исследовательской деятельности важны были мнения о проблемах, которые возникают у исследователей при подготовке литературного обзора. Доминирующая часть опрошенных 52 %, которые ранее отдавали предпочтение выбору интернет-ресурсам, отметили, что информация разнится. 32 респондента, а это 35 % указали, что поиск информации по выбранной теме исследования в сестринской практике сложен и 13 % (12) исследователей испытывают затруднения в работе с зарубежными источниками.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
- 35% студентов медицинского колледжа заимствуют идеи для исследовательских работ из опыта прохождения клинических практик в медицинских учреждениях;
- большая часть опрошенных используют интернет источники и медицинские сайты, но только для 38 % актуальны данные за последние пять лет;
- 52 % опрошенных отмечают на разные информационные данные в интернет и 13 % указывают на сложности при работе с иностранными источниками.
Рекомендуем:
- чтобы находить нужную литературу в процессе поиска литературы, необходимо учитывать следующие детали:
- язык публикаций;
- область и объект исследования;
- период публикации;
- уделять особое внимание международным источниками литературы, так как цитирование источников иностранных издательств высоко оценивается при защите;
- при подборе литературных источников разделить на три категории:
- первичные (отчёты, диссертации, статьи конференций);
- вторичные (книги, периодика, интернет-источники, публикации);
- третичные (каталоги, реферативные издания, алфавитные указатели, библиографии, индексы цитирования).