Статья:

О гиподинамии школьников

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Сазонова А.А., Шестак М.А. О гиподинамии школьников // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(44).pdf (дата обращения: 18.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О гиподинамии школьников

Сазонова Алена Александровна
студент Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск
Шестак Мария Александровна
студент Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск
Галузо Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. кафедры гигиены и экологии Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск
Семенова Вера Николаевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. кафедры гигиены и экологии Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск

 

Необходимым условием гармоничного развития ребенка является достаточная, соответствующая возрастным и индивидуальным анатомо-физиологическим возможностям, двигательная активность. Цивилизация способствовала формированию специфических заболеваний, одно из которых – гиподинамия. В последние годы возросла и качественно изменилась учебная нагрузка в школе и дома. Появление современных средств получения и обработки информации значительно уменьшило двигательную активность всех, включая школьников. В связи с этим гиподинамия школьников является актуальной проблемой в условиях современной жизни.

Цель работы – изучение физической активности школьников старшего возраста (8, 9, 10 классы). В исследовании приняли участие 60 школьников МБОУ СОШ № 111.

Методы исследования. Для характеристики двигательного режима, выявления предпосылок и симптомов гиподинамии проведено анкетирование, функциональное состояние кардио-респираторной системы оценивали, используя пробу Летунова [3, c. 299]. Анкета включала 17 вопросов. Проба Летунова – функциональный тест, используемый в спортивно-медицинских исследованиях, отражает тип реагирования сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Проведение данного исследования согласовано с администрацией учебного заведения и выполнялось в спортивном зале. Сначала у исследуемых измерялось артериальное давление и пульс в спокойном состоянии. Далее проведены три нагрузки:

·     20 приседаний;

·     бег в быстром темпе в течение 15 секунд;

·     бег на месте в течение 3 минут.

Измерение показателей проводилось на 1, 2, 3, 4 и 5 минутах. Критерием определения типа реагирования служило время реституции показателей. В норме эта величина должна быть:

·  на первом этапе – не более 3 минут;

·  на втором – не более 4 минут;

·  на третьем этапе – не более 5 минут.

Для объективной оценки физической подготовленности были проанализированы результаты сдачи школьных нормативов и сопоставлены с нормами ГТО для данной возрастной группы [2, c. 2]. Информация предоставлена учителем физической культуры с разрешения администрации данного учебного заведения. Сравнивались результаты по таким видам испытаний, как метание мяча, бег на 60 м, бег на 2 и 3 км, прыжок в длину с разбега, поднимание туловища из положения «лежа на спине».

Результаты.

Учебный процесс, сопровождающийся выполнением значительного числа видов деятельности в положении «сидя» (за партой или за персональным компьютером), является важным фактором, ограничивающим двигательную активность школьников, что и подтвердил ответ на вопрос «Сколько времени в день вы проводите, сидя за партой?» Как следует из представленных данных (рисунок 1), 58% проводят в таком положении более 5 часов, треть – от четырех до пяти часов и лишь 7% менее 5 часов в день. При этом обращает на себя внимание превышение гигиенически обоснованной продолжительности, более 4 часов в день работы за компьютером большинством (73%) опрошенных [2, с. 128].

 

Рисунок 1. Время, занятое учениками в положении сидя за партой

 

Как известно, двигательная активность реализуется в разнообразных формах – естественные локомоции, утренняя гимнастика, пешие прогулки, занятия в спортивных секциях, система физического воспитания в образовательных учреждениях разного уровня. Анализ результатов анкетирования показал, что более половины школьников в свободное время предпочитают пассивный отдых, лишь каждый десятый (13,3%) регулярно делает зарядку по утрам, но при этом почти половина (45%) посещают спортивные секции (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Процент учеников, занятых в спортивных секциях

 

Гиподинамия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением практически всех функций человеческого организма (дыхательной, пищеварительной, функции кроветворения и кровообращения) за счет снижения двигательной активности, вследствие чего снижается сократительная способность мышечных структур [4,c. 298]. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и, как следствие, остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии приводит к ожирению, а далее – порочный круг, так как излишек массы тела препятствует выполнению физических упражнений. Недостаточный приток кислорода, поражение сосудов мозга способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам. К первым симптомам гиподинамии относятся такие, как слабость, нарушение сна, апатия, головная боль, избыточный вес. Отсутствие вышеперечисленных симптомов характерно только для четверти школьников (рисунок 3), «проблема лишнего веса» присуща почти половине (рисунок 4). Все это является риском развития более тяжелых последствий гиподинамии.

 

Рисунок 3. Процент учеников, у кого наблюдаются симптомы гиподинамии

 

Рисунок 4. Процент учеников с лишним весом

 

Для того чтобы выяснить, почему же, даже при наличии симптомов гиподинамии, школьники так мало времени школьники уделяют спорту, им был задан вопрос «Хватает ли вам времени для занятия спортом в необходимом объеме?». Положительный ответ дали всего лишь 18.3% исследуемой выборки (рисунок 5). В качестве основной причины дефицита времени для занятий спортом респонденты указали сложность школьной программы и большой объем домашних заданий.

 

Рисунок 5. Процент учеников с нехваткой времени для занятия спортом

 

Проведение функциональной пробы Летунова выявило отклонения от нормы у 10% школьников. Как известно, выделяют 4 типа реагирования:

в нормальных условиях это «нормотонический» тип, остальные три (гипертонический, гипотонический и дистонический) свидетельствуют либо о переутомлении, либо о «перетренированности», либо о плохой приспосабливаемости сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.

Несмотря на то, что симптомы гиподинамии были выявлены у большинства школьников, доля детей с отклонениями в функционировании сердечно-сосудистой системы невелика, что, вероятнее всего, объясняется непродолжительным воздействием в силу молодого возраста изучаемой выборки. По результатам данной пробы у 90% школьников наблюдается нормотонический тип.

Изучение степени физической подготовленности на основании результатов выполнения нормативов и степени их соответствия нормам ГТО для данной возрастной группы показало, что большинство, три четверти (76%), учеников сдали нормативы на положительную оценку, 12% не справились с одним и еще 12% – с двумя и более испытаниями. Среди не справившихся – школьники, ведущие пассивный образ жизни.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения уровня двигательной активности детей и подростков. Для решения проблемы нужен комплексный подход, в качестве важной составляющей выступает просвещение подрастающего поколения о здоровье и формирующих его факторах.

 

Список литературы:
1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03). - М.: ДЕАН, 2003. – 128 c.
2. Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО. – 2016. – C. 1–4.
3. Чайковская О.Е.Двигательная активность – основа борьбы с гиподинамией // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. – 2016. – С. 298–301.