Статья:

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА «КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА» ДЛЯ АНАЛИЗА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Руссу Д.В. РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА «КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА» ДЛЯ АНАЛИЗА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(215). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(215).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА «КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА» ДЛЯ АНАЛИЗА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Руссу Дмитрий Владиславович
студент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Сулин Валерий Юрьевич
научный руководитель, доцент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Корректурная проба «кольца Ландольта» широко используется в клинической психологии для исследования внимания и сенсомоторных реакций, в профотборе (военные, спортсмены, водители), для диагностики когнитивных расстройств [2].

Цель исследования заключалась в разработке компьютерного варианта зрительно-моторного теста «Кольца Ландольта» и исследовании системных механизмов целенаправленного поведения человека-оператора.

Работа выполнена в лаборатории электрофизиологии и функциональной диагностики им. проф. А.И. Лакомкина кафедры  физиологии человека и животных ВГУ.

За модель целенаправленного поведения человека взята корректурная проба «кольца Ландольта». Для разработки компьютерного варианта теста «Кольца Ландольта»  использовали  язык программирования Delphi. На основе созданного сенсомоторного теста была проведена регистрация поведенческих реакций операторов при зрительном опознавании  геометрических фигур. В  качестве операторов выступали студенты-добровольцы медико-биологического факультета ВГУ. В исследовании приняло участие 29 человек  (11 юношей и 18 девушек). 

Тест представлял собой серию зрительных стимулов в форме колец, имеющих один разрыв на 12, 3, 6 и 9 часов. Кольца предъявлялись в центре экрана с временным интервалом от 1 до 3 с в течение 2 минут. Задача обследуемого заключалась в правильном определении места разрыва кольца путем нажатия на специальные клавиши со стрелками (вверх, вниз, вправо, влево).

В процессе выполнения операторами теста «Кольца Ландольта» осуществляли автоматическую регистрацию времени зрительномоторной реакции (ВЗМР),  времени удержания клавиши (ВУК), успешности операторской деятельности (правильность или ошибочность определения разрыва кольца).

Статистический анализ полученных результатов включал расчет следующих показателей: среднего времени сенсомоторной реакции,  среднего времени удержания клавиши, дисперсии и среднеквадратичного отклонения зарегистрированных параметров, ошибки полученных средних значений. Достоверность различий анализируемых параметров оценивалась по
t-критерию Стьюдента. В программе реализована возможность задания размера колец, выбор расположения разрывов в кольце, определение цвета кольца и фона, на котором располагалась фигура. После создания фигуры ее образ сохранялась в виде графического файла. Помимо задания свойств геометрических фигур реализована возможность создания параметров тестирования с определением времени чтения инструкции, критерия окончания теста (по завершению предъявления определенного количества фигур или истечению времени выполнения теста), длительности межстимульных интервалов (табл. 1).

Таблица 1

Параметры теста

Типы зрительных стимулов

Кольца Ландольта с разрывом на 12 , 3, 6, 9 часов.

Выбор паузы между сериями фигур

Да/нет

Редактирование инструкции

Да/нет

Форма хранения зрительного стимула (фигуры)

графический файл BMP

Число фигур в тесте (n)

Определяется задачами исследования

Время тестирования (с)

Определяется задачами исследования

Межстимульное время (с)

1:3

Размер фигуры (пкс)

50:300

Толщина линий (пкс)

2:50

Цвет фигуры, линий фигуры и фона

Цветовая палитра Windows

Индикатор времени тестирования

да/нет

Регистрируемые параметры

время ЗМР, тип фигуры, латентный период предъявления стимула, тип реакции, время удержания клавиши

 

Регистрация данных обследуемого включала ввод и запись фамилии, имени, отчества обследуемого, его возраст, пол, другие дополнительные особенности. После внесения данных обследуемому предъявлялась текстовая и графическая информация о задании и условиях тестирования.

Установлено, что среднее время сенсомоторной реакции (ВСМР) девушек на зрительные стимулы составило  0,632±0,0045 с, что достоверно больше среднего ВЗМР юношей (0,573±0,002 c, табл. 2).

Среднее время удержания нажатой клавиши  при выполнении сенсомоторной реакции девушек составило  0,165±0,003 с, также было достоверно больше среднего ВУК юношей (0,144±0,001 c, табл. 2).

Таблица 2.

Средние показатели сенсомоторного поведения юношей и девушек

 

Девушки (с)

Юноши (с)

t-cтьюдента

Среднее время сенсомоторной реакции

0,632±0,0045

0,573±0,002

T=4.66, p>0.001

Среднее время удержания  клавиши

0,165±0,003

0,144±0,001

T=5.98, p>0.001

 

С позиции архитектоники целенаправленного поведенческого акта теории функциональных  систем [1] время ЗМР определяется специфическим взаимодействием целого комплекса обстановочных афферентных возбуждений,  которое разрешается поведенческим актом в соответствии с полученной инструкцией.  В данном тесте инструкция содержала прямое указание на правильное определение места разрыва кольца Ландольта. Длительность теста была ограничена 2 минутами,  а новый зрительный стимул являлся пусковым сигналом к немедленной двигательной реакции.

Поэтому, можно предположить, что выявленные гендерные особенности сенсомоторного поведения обусловлены различиями в параметрах поведенческих результатов, к достижению которых стремились девушки и юноши.

Второй показатель – время удержания нажатой клавиши характеризует санкционирующую обратную афферентацию о результатах поведенческого акта. Очевидно, что в период обучения новому условно-рефлекторному сенсомоторному поведению в состав санкционирующей обратной афферентации должны включаться не только проприоцептивные, но и зрительные афферентные возбуждения о результатах двигательного акта.

Следуя этой логике, в целенаправленном поведении операторов-девушек зрительная афферентация играла более значимую роль, чем можно объяснить достоверно большее среднее ВУК.

 

Список литературы:
1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1979. – 454 с.
2. Бруннер Е.Ю. Новые возможности диагностики внимания по корректурной пробе на основе офтальмологических колец Е. Ландольта / Е. Ю. Бруннер // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48-1. – С. 364-372.