Статья:

Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации, их место и роль в финансовой системе страны

Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Глушко В.А. Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации, их место и роль в финансовой системе страны // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(109). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(109).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации, их место и роль в финансовой системе страны

Глушко Виктория Анатольевна
студент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Кремповая Наталия Леонидовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

Среди ученых в области финансов на протяжении многих лет продолжаются дискуссии о сущности финансовой системы и входящих в нее элементах. Единой позиции, исключающей множественность толкования, по этому вопросу на сегодняшний день не существует. Но следует отметить, что каждый ученый выделяет государственные внебюджетные фонды как один из обязательных структурных элементов финансовой системы.

Государственные внебюджетные фонды фактически представляют собой совокупность финансовых ресурсов,  имеющих строго целевое назначение. Порядок образования государственных внебюджетных фондов и регламент их использования отражен в финансовом праве.

Помимо этого, внебюджетные фонды являются одним из эффективных инструментов, необходимым для вторичного распределения части национального дохода в пользу отдельных определенных на правовом уровне социальных групп населения. Часть доходов населения мобилизуется во внебюджетные фонды для реализации социальных мероприятий.

В таблице представлены и другие теоретические подходы к определению понятия «государственный внебюджетный фонд».

Таблица.

Теоретические подходы к определению понятия «государственный внебюджетный фонд»

Автор

Определение

Бюджетный кодекс РФ (гл.3, ст.17)

«Государственный внебюджетный фонд —фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом»[1].

М.В.Кангро

«Внебюджетные фонды — это совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют строго целевое назначение »[3].

Бокова И.В.

«Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели» [2].

Э.Н. Шафигуллин

«В качестве финансовой категории внебюджетные социальные фонды представляют собой совокупность распределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет» [8].

Источник: составлено автором на основе изученной литературы

 

Функционирование внебюджетных фондов в РФ основано на принципах всеобщности и общедоступности, иными словами их деятельность распространяется на всех граждан страны. Как составляющая часть финансовой системы РФ внебюджетные фонды обладают рядом особенностей.

Во-первых, они не облагаются налогами, но отношения, возникающие при их формировании, имеют налоговую природу. Т.к. источниками их формирования в большинстве случаев выступают обязательные платежи юридических и физических лиц.

Во-вторых, внебюджетные фонды имеют строгое целевое направление деятельности и используются для реализации не включенных в состав бюджета расходов государства. Денежные средства фондов принадлежат к собственности государства, не входят в состав никакого из уровней бюджетов. Расходование ресурсов внебюджетных фондов на какие-либо цели, не предусмотренные законодательством, невозможно.

Современная финансовая система РФ, по мнению ведущего исследователя в сфере финансового плана Н.И. Химичевой, формировалась на основе зарубежного опыта. Формирование и функционирование внебюджетных фондов является тому подтверждением. «Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого, согласно Конституции РФ (ст.12), не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране».

Наличие государственных внебюджетных фондов как самостоятельного элемента финансовой системы является отражением указания на ее специфическую зависимость от целей и направлений государственной политики.

Отражением государственной фискальной и социально-экономической политики является размер уплачиваемых в бюджеты внебюджетных фондов взносов, контроль за их уплатой и порядком взимания.

Социальная сфера требует значительных расходов и является одним из важнейших направлений государственной деятельности. Для беспрерывной и беспрепятственной реализации этого расходования и последующего контроля процесса необходима самостоятельность социальных фондов и выведение их за рамки бюджета.

Создание российских социальных внебюджетных фондов, их обособление от средств федерального бюджета было необходимо для разгрузки бюджета от весомой части расходов на социальную сферу и для обеспечения более высокой степени эффективности их финансирования. Для этой цели было предусмотрено и обособление источников доходов внебюджетных фондов от доходов федерального бюджета.

Место и роль внебюджетных фондов отражена в точке зрения ученных, которые считают, что «внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств – характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем» [4].

В современных условиях значение внебюджетных фондов вновь повышается. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов:

Во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

Посредством социальных внебюджетных фондов государство решает важнейшие задачи. Среди которых можно выделить следующие:

1) обеспечение социальной защиты населения;

2) повышение уровня жизни;

3) повышение продолжительности жизни;

4) оказание социальных услуг населению;

5) поддержка незащищенных слоев граждан.

Выплата пенсий, субсидий, стипендий осуществляется за счёт источников финансирования формируемых путем аккумуляции денежных средств во внебюджетных фондах.

Таким образом, принимая во внимание все выше изложенное, можно сделать вывод, что социальные внебюджетные фонды представляют собой обособленный элемент финансовой системы современной России независимо от трактовки и аспектов рассмотрения этого понятия.

Значимость государственных социальных внебюджетных фондов для финансовой системы РФ высока, так как предопределена необходимостью в эффективном развитии государства, цель которого, как социального, заключается в достижении благосостояния граждан.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ [электронный источник] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702
2. Бокова, И.В. Финансы и кредит / И.В.Бокова. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2015 —185 с.
3. Кангро, М.В. Государственные и муниципальные финансы/ М.В.Кангро —Ульяновск: УлГТУ, 2010. —152 с 2
4. Калов, З.А. Финансовая система пенсионного страхования/ З.А.Калов, Ф.М. Курашев, Л.У.Хациева // Фудаментальные исслед. —2017. —№ 10. — С.12-13
5. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/225/8
6. Романовский, М.В Бюджетная система Российской Федерации / под редакцией М.В. Романсовского, О.В.Врублевской — М.:Юрайт, 2015. — 287 с.
7. Чижик, Л.И. Актуальные вопросы организации работы по осуществлению пенсионного и социального обеспечения / Л.И. Чижик // Пенсия. –2017. – 5 (248). – С. 29-47
8. Шафигуллин, Э.Н. Финансово-правовые основы обязательного пенсионного страхования / Э.Н. Шафигуллин // Рос. Юстиция. —2014. —№5—С.45-48