Статья:

Налоговое стимулирование как часть антикризисной программы государства

Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карапетян Г.Т., Шилова О.В., Саруханян А.Б. Налоговое стимулирование как часть антикризисной программы государства // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(111). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(111).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговое стимулирование как часть антикризисной программы государства

Карапетян Грета Тиграновна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Шилова Олеся Валерьевна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Саруханян Альбина Богдасаровна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Экономический ландшафт, определяющий значение сектора малого бизнеса для экономики, различен в каждой стране и во многом определяется историческими причинами, о чем довольно подробно написано в ряде работ.[1] Доля малого и среднего бизнеса в ВВП стран, а также в формировании занятости экономически активного населения может различаться существенно, но везде она довольно велика. В таблице 1 можно увидеть вклад малого и среднего бизнеса в ВВП и долю экономически активного населения, занятого в нем по отдельным странам. При этом в выборке представлены страны с разными текущими доходами населения, достигнутыми уровнями благосостояния и историческими предпосылками формирования экономик.

Таблица 1.

 Влияние малого и среднего бизнеса на ВВП и занятость в различных странах в 2018 г.[3]

Страна

Вклад МСБ в ВВП, %

Доля занятых в МСБ среди занятых, %

США

42

62

Австралия

69

35

Малайзия

56

47

Чехия

51

35

Венгрия

48

50

ЮАР

60

60

Россия

25

21

Италия

79

52

Китай

61

55

 

Понимание значимости малого и среднего бизнеса для устойчивого экономического развития и определило масштабность антикризисных программ, наполненных мерами налогово-бюджетного стимулирования и предпринятых странами мира.[2]

Безусловно, в каждой стране анонсированные программы насыщены разными инициативами и в разной степени относятся к предприятиям различных размеров. Однако, везде они непосредственно касаются и малого бизнеса, и населения. Спрос со стороны последнего призван поддержать первый, запустив классический для экономики мультипликативный процесс образования расходов и доходов. Так, в США малому бизнесу предоставлены государственные кредиты на выплату двухмесячной заработной платы сотрудникам, которые превращаются в гранты в случае сохранения предприятием штата своих сотрудников, а также трехмесячная отсрочка налоговых платежей. На поддержку малого бизнеса, в том числе на субсидии для помощи в оплате труда выделены бюджетные средства в Южной Корее и Австралии. Дополнительные гарантии по кредитам малых предприятий выделены в Италии, где значение малого бизнеса очень велико. Отсрочки по налогам, а также субсидии действуют для малых предприятий в Канаде.

Во Франции создан фонд для поддержки самозанятых и магазинов, а также снижены налоги на социальную защиту и расширены государственные гарантии по кредитам для малого бизнеса. В этих же направлениях, но в большем объеме реализуется антикризисная программа в Германии. В целом, содержание пакетов помощи малому бизнесу приблизительно схожее и ориентировано на сохранение малых предприятий, что является признанием их роли в экономическом развитии.

Несмотря на то, что вклад малого и среднего бизнеса в макроэкономические показатели России несколько меньше, чем во многих других странах, за минувшие два десятилетия под давлением рыночных трансформаций и изменения образа жизни населения он постоянно увеличивался

Обороты малых и средних предприятий в сильно монополизированной российской экономике с 1990-х гг. росли темпами, явно превышающими темпы роста ВВП, который даже в самом успешном для страны 2000 г. вырос на 10 %.

При этом заметно, что малые предприятия серьезно теряли в кризисные периоды (2009 и 2015-2016), когда сокращался и ВВП, но довольно быстро восстанавливались. Несмотря на приоритет, традиционно отдаваемый крупному бизнесу, Правительство РФ всегда обращало внимание на малый бизнес, предлагая ему разные формы налогово-бюджетной поддержки. Вот и сейчас поддержка малых предприятий выглядит совершенно разумной и фигурирует в антикризисной программе Правительства, появившейся уже в середине марта, постепенно модифицируемой по мере того, как меняется экономическая ситуация и проявляются все новые черты кризиса, и преобразованной в план восстановления экономики.

В России, на первый взгляд, антикризисная программа выглядит менее емкой по сравнению со многими странами. Однако не стоит забывать, что продолжают действовать и традиционные механизмы поддержки малых предприятий, предусмотренные бюджетом ранее. Вместе с тем, на поддержку текущих доходов населения в России, действительно, выделено относительно меньше средств, чем во многих других странах. Отчасти этим можно объяснить очень сильное падение потребительских расходов (которые мы идентифицируем через оборот розничной торговли) в наиболее кризисных апреле и мае текущего года. В таблице 4 видно, в какой степени пострадали отдельные направления потребительских расходов в российской экономике.

Видно, что динамика остается крайне негативной, в том числе по агрегированным показателям. В частности, искусственное сдерживание спада промышленного производства в апреле отразилось в его ускорении в мае. Быстрыми темпами продолжает сокращаться и ВВП. Все это требует дополнительных мер поддержки со стороны Правительства РФ.

Таблица 2.

 Изменение оборотов розничной торговли в целом и расходов на отдельные группы товаров и услуг в России в апреле и мае 2020 года по сравнению с апрелем и маем 2019 года[3]

Показатель

Апрель 2020 к апрелю 2019, %

Май 2020 к маю 2019, %

Изменение оборота розничной торговли

-23,2

-19,2

Изменение продаж продовольственных товаров

-13,4

-8,6

Изменение продаж непродовольственных товаров

-40,2

-29,2

Изменение продаж услуг

-37,9

-39,5

Изменение ВВП

-12

-10,9

Изменение объемов промышленного производства

-6,6

-9,6

 

Как видно из приведенных данных, сокращение коснулось даже расходов на продукты питания, которые формируют неэластичный по доходу «жесткий спрос» и для многих домашних хозяйств являются едва ли не неприкосновенными. На этом фоне падение расходов на непродовольственные товары и на услуги можно считать катастрофическим.

Очевидно, что свою роль здесь сыграли не только введенные властями ограничения, но и негативные краткосрочные и среднесрочные ожидания, а также довольно высокая эластичность спроса по доходу именно в секторе услуг, временно отказаться от которых люди готовы при падающих в ожидаемой перспективе или уже сегодня доходах. И если по мере смягчения ограничительных мер в мае мы можем наблюдать заметную тенденцию к стабилизации даже спроса на непродовольственные товары, то в секторе услуг сохраняется напряженная ситуация.

Таким образом, потребуется довольно длительный период для восстановления, а также восстановления реальных располагаемых доходов населения, также пострадавших во время начавшегося кризиса и предшествующей ему стагнации. Именно применительно к сектору услуг, где концентрируется довольно значительное число малых предприятий, государство и реализует наиболее значимые налогово-бюджетные инициативы, стремясь смягчить последствия кризиса.

 

Список литературы:
1. Алехин Б.И. Государственные финансы: учебник для вузов. // Москва: Издательство Юрайт. - 2020. – 184 с.
2. Вякина И.В. Налоговые отношения: безопасность развития бизнеса и защита интересов государства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2020. - Т.11. - № 1. - С. 78.
3. Юдин И.П., Щербинина И.В. Налоговая политика: стимулирование частной инициативы или подавление // StudNet. - 2020. - №3. - С. 69-74.