Статья:

Особенности процесса принятия управленческих решений

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Несмачная Е.В. Особенности процесса принятия управленческих решений // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(14).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности процесса принятия управленческих решений

Несмачная Евгения Валерьевна
студент, Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В последние десятилетия переход на рельсы рыночной экономики привел к усложнению хозяйственных связей, как между отдельными субъектами, так и внутри каждого из них. Это послужило предпосылкой для разделения бухгалтерского учета на финансовый и производственный[2].

 

Рисунок 1. Взаимосвязь управленческого, производственного и финансового учета

 

Финансовый учет охватывает информацию, необходимую для внешних по отношению к организации пользователей: акционеров, инвесторов, кредиторов, налоговых органов и государственных структур. Представление финансовой отчетности строго регламентировано, а учетные данные не всегда совпадают по времени с фактическими событиями.

Поэтому для эффективного принятия решений данных финансового учета часто оказывается недостаточно и возникает необходимость ведения управленческого учета для целей внутренних пользователей: руководства, администрации и топ-менеджмента. Управленческие отчеты не только предоставляются по мере востребования, но и содержат только необходимые показатели для принятия и обоснования конкретного решения.

Сам же процесс принятия решения включает, помимо этапов непосредственного управления, этапы планирования и осуществления контроля, что позволяет в конечном счете реализовать выбранный вариант стратегии согласно принятому плану[1].

 

 

Рисунок 2. Модель процессов принятия решения, планирования и управления

 

Первые пять этапов представляют непосредственно процесс принятия решений: определение цели или основного направления, поиск возможных вариантов действий (или стратегий), сбор данных при различных внешних условиях и в зависимости от характера принимаемого решения, сравнение альтернативных вариантов действий, выбор и реализация из них того, который наилучшим образом отвечает определенным потребностям организации.

Последние этапы принятия решения предполагают измерение результатов деятельности организации путем сравнения полученных данных с бюджетными показателями, предоставление сведений об отклонениях и выработку корректирующих мер, отраженных на рисунке контурами обратной связи 7-2 и 7-5.

Взаимосвязь этапов 7 и 2 определяет необходимость постоянного анализа принятого плана и его сравнение с возможными альтернативами. При неэффективности или невозможности осуществления существующей стратегии, следует осуществить переход к следующему варианту. Второй контур обратной связи говорит о нужности и возможности внесения необходимых корректирующих мер в план в целях сокращения значений отклонений фактических показателей от плановых в следующих периодах.

Задача процесса планирования в том, чтобы векторы деятельности организации соответствовали поставленным целям. А процессы контроля и обратной связи обеспечивают соответствие выполненных и завершенных действий первоначальным планам.

Для мониторинга показателей функционирования предприятия и его подразделений, составляется отчет об исполнении сметы по центрам ответственности или бюджетным центрам с последующим предоставлением менеджерам, ответственным за принятие тех или иных решений. В данном отчете содержится информация как о фактических и запланированных результатах, так и о выявленных значимых отклонениях для контроля и последующей выработке корректирующих мер.

 

Список литературы:
1. Апчерч А. Управленческий учет: Учебник / А. Апчерч. - М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 153
2. Шарков Г.М. Как управленческий учет меняет работу бухгалтерии / Г.М. Шарков // Главбух. - 2013. - № 12. - С. 69-74.