Управление цепями поставок как стратегическое конкурентное преимущество предприятия
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Управление цепями поставок как стратегическое конкурентное преимущество предприятия
В течение последних лет произошло увеличение значимости закупок продукции производственно-технического назначения в деятельности промышленных предприятий, особенно в тех странах, которые являются промышленно-развитыми. Функции закупки превратились из обычных технических функций в исключительно важные, что преимущественно основывалось на соблюдении принципов долгосрочных партнерских отношений.
В современной экономике, продукт не только производится, но и реализуется (т.е. производится продукт, учитывая рыночные потребности ). Помимо этого, желательно осуществить производство продукта при минимальных затратах ресурсов в цепи поставок. А для этого нужно, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень оптимизации собственно производственных и логистических процессов , а с другой стороны – обеспечить поддержание постоянного баланса между потребностями и поставками, что реализуется на основе интеграции и балансирования локальных процессов по всей протяженности цепи создания добавленной стоимости.
Управление цепями поставок, наряду с управлением жизненным циклом изделий, управлением финансами, управлением производством и логистикой является одним из элементов управления предприятием. А грамотное управление цепями поставок предприятия обеспечивает стратегическое конкурентное преимущество предприятия на рынке.
Управление цепями поставок в общем понимании представляет собой подход, способствующий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. Управление цепями поставок, учитывая сервисные требования клиентов, способствует обеспечению наличия нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами [1].
Управление цепями поставок выполняет следующие функции [1]:
- эффективная интеграция поставщиков, производителей, дистрибьюторов и непосредственных точек продаж товарной продукции;
- эффективное распределение производимой продукции, то есть направление ее в нужное место и в необходимом количестве, а также в указанное время;
- снижение стоимости продукта с учетом пределов цепи и с учетом гарантии обеспечении высокого уровня услуг.
В рамках управления цепями поставок рассматриваются все возможные факторы, которые оказывают влияние на себестоимость товара и соответствие его требованиям потребителей. Ключевая цель управления цепью поставок заключается в том, чтобы повысить эффективность функционирования цепи по всей его длине и ширине: стоимость в пределах цепочки (поставщики → производители → потребители) должна быть как можно ниже. Ключевые задачи управления цепями поставок заключаются:
1) в повышении рентабельности организации в условиях акцентирования внимания на: повышении доходов, использовании рекламы, уменьшении себестоимости;
2) в достаточной координации всех логистических видов деятельности в пределах цепи поставок создать для клиента ценный товар, а для каждого звена цепи поставок - повысить прибыльность;
3) в анализе требований клиентов и координации усилий всех звеньев (фрагментов) цепи поставок лучшим образом, быстрее и эффективнее улучшить организацию услуги клиентам, а также повысить свой финансовый уровень.
Концентрация внимания компании на управлении цепями поставок может создать настоящее стратегическое конкурентное преимущество компании и существенно увеличить стоимость бизнеса в долгосрочной перспективе. В связи с этим, процесс организации эффективной цепи поставок может потребовать применения комплексного подхода и непрерывной работы над всеми ее элементами, направленной на оптимизацию системы. Проанализировав лучшие мировые практики в сфере управления цепями поставок выделим обобщенные рекомендации российским компаниям в отношении оптимизации системы управления поставками в России [2,3].
Во-первых, необходимо повышать уровень качества услуг. Понимание требований клиентов к процессу организации поставок является основой для того, чтобы сделать цепочку поставок оптимальной. В первую очередь, необходимо оценить возможные требования потребителя к количественным значениям. Потребители могут потребовать договоренности о сроках поставки в часах или днях, о размере максимальных партий, об уровне качества упаковки и прочих различных опциях, которые касаются оказания услуг.
Во-вторых, необходимо управлять сложностью процессов. Управление сложностью услуг представляет собой один из самых эффективных рычагов, которые используются для того, чтобы снизить сложность и себестоимость во всей цепочке поставок.
В-третьих, необходимо дифференцировать сеть поставок. Уровень эффективности сети поставок напрямую зависит от того, насколько в ней учитываются различия движущихся товаров и отражаются товарные потоки компании.
В-четвертых, необходимо постоянно рассчитывать эффективность цепочки поставок.
Можно сделать вывод о том, что управление поставками в целом способствует формированию стратегического конкурентного преимущества российских предприятий. Мероприятия по организации эффективных цепей поставок, проводимые отечественными предприятиями, в целом соответствуют мировой практике, тем не менее, требуют усилий по локализации и адаптации под российские условия бизнеса.