Статья:

Некоторые вопросы бытования и сохранения национальных игр бурят

Конференция: CLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Цыреторова С.Г. Некоторые вопросы бытования и сохранения национальных игр бурят // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(156). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(156).pdf (дата обращения: 22.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые вопросы бытования и сохранения национальных игр бурят

Цыреторова Сэлмэга Гармажаповна
студент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, РФ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Нимаева Ирина Бальжинимаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, РФ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с бытованием, сохранением и развитием традиционных национальных игр бурят. Автор на конкретных примерах описывает различные игры, традиционно бытующие у бурят. Автор дает конкретные рекомендации по сохранению и развитию рассмотренных игр.

 

Ключевые слова: традиция, национальная игра, лодыжки, косточки, конные скачки, трудовое воспитание, нравственное воспитание, наблюдательность, внимательность и так далее.

 

Во времена глобализации обращение к вопросам традиционной культуры бурят весьма актуально, так как связано проблемой сохранения и развития многих ее знаковых видов и форм. Одно из этих направлений – традиционные игры бурят. Необходимо отметить, что многие национальные игры бурят связаны в основном с кочевым характером их быта и ведения скотоводческого хозяйства. Роль традиционных игр была весьма велика в процессе нравственно-духовного, трудового воспитания подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что традиционно буряты весьма уважительно относились к своим детям. Они всегда считались с мнением ребенка. Детей рано приобщали к труду взрослых. В деле воспитания были активны три принципа – метод отвлечения внимания, уговаривания, убеждения. Игры, естественно, были призваны развивать в детях навыки и умения ловкости, находчивости, быстроты, сообразительности, наблюдательности и так далее. Они способствовали их умственному и физическому развитию.

Сбором и изучением традиционных бурятских игр в свое время занимались разные исследователи. Это Тугутов И.Е (1,2), Тумунов Ж. Т. (3), Шагдарон С.Д.(4) и многие другие. Ими собраны интересные материалы, в которых зафиксированы национальные игры, бытующие в общественной жизни разных этнических групп бурят. Нам же хотелось бы обратить внимание на игры, которые бытовали у тугнуйских бурят, территориально проживающих в настоящее время в Мухоршибирском районе (откуда родом автор данной статьи).

Одними из самых популярных игр являлись «Зургаан баабха хаяха» (игра с шестью бабками), «Баабха шэдэхэ» (подбрасывание бабок), «Хана шэдэхэ» (подбрасывание в стенку), «Мори урилдаалга» ( скачки коней), «Шариг тууха» (перегонять шарик), vхибvvдэй наадан»( детская игра) и многие другие. Так, например, в игре «Зургаан баабха хаяха» проводили черты на расстоянии 4-5 метров. Игровые косточки (коровьи) участники в один ряд ставили на руке и затем подбрасывали на это расстояние, чтобы они могли уйти за черту. Считались именно те бабки, которые упали на землю лицевой стороной. Чем больше костяшек упало лицевой стороной, тем большая победа доставалась игроку. Бабки, упавшие не доходя до черты, не считались. Были свои названия в этой игре: саг – бабки упали лицевой стороной в землю; бок - бабки упали вверх лицевой стороной или же набок; поп – бабки иногда падали плашмя, даже не взлетев.

Эта интересная игра увлекала детей, вызывая у них азарт, поднимала настроение, вызывала смех, веселье, вырабатывала ловкость рук, быстроту реакции, гибкость пальцев и так далее.

Весьма интересной была игра «мори урилдаалга» - конные скачки. Обычно ее участники сооружали «стену» из десяти костяшек-бабок. По обе стороны этого ряда ставили коней. Участники кидали лодыжки из трех косточек. Если у кого-то в тройке упадет конь, то следующий передвигает своего коня вперёд на одну косточку. Если падали три коня, то другой делает скачок через две бабки и обгоняет соперника. Победителем становится тот, кто первый доберется до конечной косточки стены. Эта игра призвана формировать у детей внимательность, сообразительность, наблюдательность, стремление к лидерству. Обращаем внимание еще на одну не менее интересную игру, которая сохранилась до позднего времени. Это игра называется «Алта нюуха» - прятать золотинку. По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка». Участники садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий незаметно передает «золотинку» кому-нибудь в ладони. Остальные участники должны внимательно наблюдать за соседями. Если кто-то заметил, что «золотинку» положили соседу, то он должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», тот, кто рядом сидит, должен поймать соседа за руку или за одежду и не давать ему возможности вставать со своего места. Иначе тот должен будет обязательно спеть или сплясать. Выступив перед публикой, он уже становится ведущей, а ведущий садится на его место.

Характерна еще одна детская игра «Yхибvvдэй наадан», о которой упомянуто выше. Дети бурят-скотоводов всегда выходили пасти скот и даже самостоятельно. Часы, естественно, отсутствовали, поэтому приходилось догадываться примерно о времени в такой игровой форме. Они рисовали на земле свою юрту, перенося в нее все, что имелось в юрте на местах. Сундуки, буфет, лежанки и т.д.

В середину рисунка втыкали палку. И по тому, куда падала тень от этой палки, определялось ими примерное время. Если тень падала на сундуки или же на буфет, или еще на что-то, то становилось ясно, сколько примерно времени.

Для детей взрослые придумывали различные натуральные игрушки. Из рога крупного рогатого скота для них делали фигуры коров, из крупных костей лошади – верблюд, из бараньей лодыжки – барана, из коровьей лодыжки – коня и др. Также из костяных бабок дети сами вырезали человечков. Из длинноватых по размеру бабок - взрослых людей, по размеру меньше – детишек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, традиционные национальные игры бурят способствовали развитию познавательных интересов детей, осуществлению трудового, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Думается, что к процессу сохранения и развития самобытных бурятских игр необходимо подходить творчески, видоизменяя форму и содержательную сторону этих игр, придавая им яркость, массовость, зрелищность, костюмированность, усиленно приобщая к знанию старинных бурятских песен, к знанию пословиц и поговорок, загадок, благопожеланий, целенаправленно пропагандируя их в детских садах, школах, колледжах, вуза, а также среди взрослого населения.

По-нашему мнению, должны вестись специальные теле- и радиопередачи под рубрикой «Традиционные народные игры бурят» на бурятском и русском языках.

Это касается не только бурятской национальности, но и других народностей, проживающих в Республике Бурятия. Также необходимо проводить разного рода конкурсы, фестивали знатоков национальных игр. В детских садах и школах могли бы проводиться уроки под названием «Традиционные игры народов» в числе многих других дисциплин. Вся эта работа будет способствовать сохранению и развитию традиционных национальных игр.

 

Список литературы:
1. Тугутов И.Е. Бурятские народные игры. / Иосиф Еремеевич Тугутов. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. – 49 с.
2. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. / Иосиф Еремеевич Тугутов. –Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1989. – 64 с.
3. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. /Жамсо Тумунович Тумунов. – Чита: Изд-во Заб.госуд.пед.ун-та. – 1997. 162 с.
4. Шагдарон С.Д. Игры и увеселения агинских бурят / С.Д. Шагдарон, Б.Д. Очиров. – СПб: тип.В.Ф. Киршбаума(отд-ние), – 1909. 482 с.