Статья:

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА КНИЖКИ-ИГРУШКИ НА АКТИВАЦИЮ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Стаценко К.О. ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА КНИЖКИ-ИГРУШКИ НА АКТИВАЦИЮ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА КНИЖКИ-ИГРУШКИ НА АКТИВАЦИЮ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Стаценко Ксения Олеговна
магистрант, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск
Мала Татьяна Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск

 

При сравнении изданий для взрослых с детскими наблюдается, что в последних представлен более активный поиск новых конструкций. Ведь современное образование ощущает острую потребность в книжках с оригинальными конструкциями, которые активизируют, стимулируют желания детей учится, развивать задатки, познавать мир.

У детей большая потребность игровой деятельности обусловлена психофизическими особенностями возраста, а специальные книжные конструкции способны детерминировать реализацию этой проблемы. Чтение любого вида детской литературы связано у ребенка с необыкновенно активным познанием мира, окружающей действительности, получением всевозможной информации. Отсюда желание издательств ввести дополнительную информативность, заложенную в новой конструкции книги, усилить с помощью конструкции познавательные качества издания. Наконец, условия пользования детской книгой очень специфические. Книга часто выступает у детей в каких-то новых качествах – как элемент забавы, предмет игрушечного интерьера, иногда как объект активного творческого влияния (раскрашивание рисунка, вырезание, дорисовывание) и в любом случае поддается больше механическому влиянию, чем книга для взрослых читателей. Отмеченные особенности восприятия детской книги и условия пользования его детерминируют дизайнеров искать соответствующие конструктивные формы и материалы книжной конструкции. В связи с этим приходится констатировать, к сожалению, что детские книжки необычных, нестандартных конструкций остаются за полем зрения исследователей и ученых.

Данная проблема в целом недостаточно изучена. Следует отметить, что только некоторые ученые прошлых десятилетий касались анализа определенных ее аспектов, среди них: Е. Адамов, Ю. Баг, И. Баренбаум, В. Быкова, Е. Ганкина, В. Глоцер, А. Гончаров, В. Жихарев, А. Серебряков.

Все вышеотмеченное свидетельствует о недостаточной исследованности проблемы и позволяет сформировать тему статьи: «Влияние дизайна книжки-игрушки на активацию чтения у детей».

Таким образом, целью статьи является раскрытие роли дизайна книжек-игрушек в процессе чтения их детьми.

Начнем с того, что оформление детских книг должно учитывать и соответствовать психологическим особенностям детей в разный период жизни. Детские книги должны не только сохранить читабельность обычных книг, но и иметь новаторские формы, чтобы подчеркнуть отличительные характеристики. Поэтому особое значение приобретает читательский адрес в детской литературе, который позволяет определить категорию изданий для детей [4, с. 21].

Как показывают исследования, детское чтение и детская книга изучается с точки зрения текстового содержания, влияния иллюстративного ряда на детское восприятие, эстетическое и нравственное воспитание. Изучение детской книги как объекта предметно-пространственной среды дает возможность проектировать конструкцию, обладающей способностью «выходить» за рамки книжного разворота в игровое пространство ребёнка.

В психологии, игра научно объяснена как своеобразная детская деятельность, представляющая собой форму активного отражения ребенком окружающей среды [3, с 56]. Игра и взаимодействие с книжкой кажутся более привлекательна для детей. Например, чтобы отвечать характеристикам детской любви к игре, книги могут быть спроектированы в различных режимах складывания, или из разного рода материалов, фактур и т.д. Таким образом, свое предпочтение можно отдать книжке-игрушке, которые значительно повысит интерес детей к чтению и сделать так, чтобы дети больше любили читать и познавать новое.

Феномен детской книги позволяет утверждать, что детство каждого человека является главным периодом человеческой жизни, ведь именно в детстве формируются основные жизненные установки и личностные характеристики [2, с. 38].

Восприятие художественного произведения – комплексная и трудоемкая деятельность, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции, поэтому одной из важных составляющих в детской книге является дизайн.

Определенная разница существует между концептуальным дизайном книжки-игрушки и традиционной печатью книги. Книжка-игрушка отличается от классических книг материалом, структурой и изложением содержания. Это ломает выразительную форму плоских книг и вводит новые методы проектирования. Книжка-игрушка становится незаурядным и эксклюзивным продуктом, в отличие от другой литературы благодаря интерактивному дизайну.

Дизайн книжки-игрушки — это дизайн-метод, который позволяет детям участвовать в нем лично. Внешний вид и оформление детской книжки-игрушки может иметь множество различных способов представления, который не похож на заурядную книгу. Отчуждение книжных форм является самым непосредственным фактор, привлекающий детей. Он сочетает в себе содержание книг с внешней структурой для создания нового форма детских книг.

Джон Дьюи, известный американский философ и педагог, считает, что объективный мир не существует без человеческого опыта, или даже если он существует, это хаотично и бессмысленно. Опыт дает людям чувствовать мир и делает человека существом, который объединяется с миром, взаимодействует с ним [1, с. 13]. В процессе образования, книги не только учат детей научному знанию, которое уже существует в мире, а также позволяет детям получить новый опыт в процессе, что способствует углублению полученных знаний. Идея дизайна, основана на этой концепции, позволяет детям не просто быть читателем, а непосредственно участвовать в этом увлекательном процессе насколько это возможно, мобилизуя свои органы чувств, и позволяет им получать знания и познавать мир, развлекаясь.

На сегодняшний день, в полиграфии применяются стандарты, относящиеся к особенностям восприятия книги детей разных возрастов, касающиеся читабельности шрифта, эргономических особенностей, качества используемых материалов, цветового восприятия. Такие требования указаны в ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков». Все книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам. Соответственно, в процессе разработки интерактивной книги обязательно учитываются все требования, поскольку обеспечение безопасности детей является одним из важных аспектов.

Необычный метод оформления книги создает и придает оригинальность выражения форме обычных книг, а содержание становится более красочным и интересный. Это позволяет детям с удовольствием участвовать и взаимодействовать с книгами, тем самым, добиваясь эффективности в обучении.

Таким образом, можно сделать вывод обобщающего характера. Детские книги с познавательными функциональными качествами конструкции в дизайне, а прежде всего в современной книжной культуре, несут очень серьезную воспитательную и развивающую роль в жизни подрастающего поколения. Ведь проектируя познавательные качества конструкции любого издания, дизайнер через игровые, оригинальные элементы мотивирует каждого ребенка к активному восприятию мира, окружающей среды, развивает память, внимание, воображение, фантазию, творческие способности и стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая вышеотмеченные задачи, дизайнер обязан нести полную ответственность за процесс и результаты собственной деятельности, которая прямо воздействует на создание уровня культуры современного общества. Ведь спроектированная каждая конструкция должна быть небездушным развлечением, а нести серьезный познавательный смысл.

Данная статья не исчерпывает всех аспектов отмеченной проблемы, дальнейшего развития требует изучение технологии и методики работы дизайнеров над созданием конструкций книги с познавательными функциональными качествами для детей разных возрастных категорий.

 

Список литературы:
1. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления : монография / Д. Дьюи ; ред. Н.Д. Виноградов. 2-е изд. Москва. : Мир, 1909. 199 с.
2. Карайченцева, С.А. Книговедение: литературно-художественная и детскаякнига. Издания по философии и искусству. / С.А. Карайченцева. – М.: МГУП, 2004. – 424 с.
3. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий:учеб. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. – М.: МГУП, 2000. – 166 с.
4. Петровичева, Л. И. Читательский адрес как основной признак функциональной модели книги / Л. И. Петровичева, З.М. Клецкая, Е.Н. Богданович // Теория и практика издательского дела: хрестоматия / авт.-сост. В. И. Куликович,В. В. Орлова, О. А. Бычковская — Минск: БГТУ, 2012. —С. 34–38