Статья:

Монгольский народный костюм

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. Монгольский народный костюм // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(18).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Монгольский народный костюм

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В последнее время становится очень востребованным изучение различных культур, традиций, обычаев. Особенно это важно в такой богатой нациями стране, как Россия. Это становится необходимым, так как проживание на одной территории разных этносов будет намного комфортней, сформируются доброжелательные отношения, будет легче сотрудничество и элементарное общение. Важным является изучение культуры других этносов. Главным атрибутом каждого из этносов является народный костюм. Именно он может многое рассказать о своем владельце и даже о целом народе. Рассмотрим культуру монголов на примере мужского народного костюма.

На протяжении многих веков одежда объединяла людей одной этнической общности, противопоставляя их всем остальным. Такое противопоставление играло существенную роль в ·сохранении и упрочении этнического самосознания, как любое явление бытовой культуры. Одежда  играла роль паспорта, так как указывала на этническую, половую, возрастную принадлежность. Она была символом, отмечавшим социальное положение человека [2, с. 30].

Существуют ведущие признаки, определяющие сходство или различие монгольской одежды от одежды других кочевых народов Азии. К таким признакам относятся система кроя и соотношение отдельных частей костюма между собой. Именно они создают неповторимый облик монгольского народного костюма. Изготавливался костюм из шкуры на холодное время года, а из кожи  и замши на летний период. Одежду окрашивали естественными красками. Предки монголов были знакомы с такими видами ткани, как шелк и шерсть. Привозили их из Китая и Передней Азии. Одной из главных одежд монголов считается халат без плечевого шва. Силуэт его создается благодаря длине по оси симметрии к ширине подола (4 : 3), длине поперечной оси симметрии к продольной (2 : 3), ширине рукава к длине ( 1 : 3). Обычно длина халата бывает до щиколотки. Таковы халаты у монголов, изображенные на многочисленных средневековых китайских и персидских рисунках, а также одежды Каменных изваяний Монголии различных эпох. У всех социальных групп конструкция мужского халата была  сходна между собой и  отличалась только деталями. Поверх халата князья или дворяне надевали широкую, застегивающуюся на груди кофту с длинными широкими рукавами – «курму», заимствованную у маньчжуров. Князья и чиновники различных рангов носили широкие халаты китайского и маньчжурского образца с ткаными и вышитыми символическими орнаментами и изображениями, отражавшими положение, занимаемое ими. Привилегией знати были одежды из шелка и парчи, простолюдины же носили летом одежду из хлопчатобумажных тканей. Халат подпоясывали мягким матерчатым поясом – «бус». За пояс мужчины заправляли кисет для табака – далин, который обычно шили с подкладкой. Он имел вид вытянутого четырехугольника с разрезом в центре, украшенного парчовой нашивкой или вышивкой. Носили его за поясом  так, чтобы орнаментированные части выступали наружу. Кроме описанных предметов на поясе носили украшения в виде бархатной полоски с прикрепленной к ней орнаментированной бляшкой. Непременной частью традиционного монгольского мужского костюма были нож в ножнах, огниво и кремень. Кресало имело форму сумочки, огниво носили на поясе прикрепленным при помощи пуговицы – «товч», пряжки – «бэли» или тесемки –«осор». Обязательным дополнением к мужской одежде был головной убор. В непогоду на халат надевали плащ из красного сукна с желтой каймой. По покрою он был одинаков с обычным халатом, но отличался тем, что не было подкладки, сзади от талии почти до низа шел разрез,  а передняя пола сверху доходила только до талии. «Цув» был удобен тем, что всадник верхом на лошади, подвернув полы плаща, был хорошо укрыт от дождя и ветра. Плащ носили с капюшоном, который кроили из двух кусков того же сукна. Имел он четырехугольную форму, один угол слегка закруглялся на затылке.  Капюшон к плащу не прикрепляли, надевали так, чтобы его нижняя часть закрывала воротник. Изображение головного убора этого типа встречается на средневековых каменных изваяниях Монголии. Нижняя одежда мужчины состояла из штанов и рубашки, которые шили из светлой гладкой хлопчатобумажной ткани, а также из обработанной шкуры. Принцип кроя был простым: мягкая, хорошо обработанная шкура барана складывалась в длину пополам, сгиб приходился на шаговую часть; по линии боковых швов шкура слегка подкраивалась, внизу штанины удлинялись надставками, на талии стягивались ремешком, который продергивали в пришитый по краю пояс. В холодное время года штаны шили из овчины, мехом наружу. Традиционные черты монгольской одежды можно проследить и в одеянии монгольских лам. Их одежда была установлена в XVII в. первосвященником, потомком Золотого рода Чингизидов, Ундэр-гегеном Занибазаром. Основа ее покроя такая же, как и у остального населения, но отличалась некоторыми деталями и цветом. Ламы были обязаны носить желтые или красные халаты различных оттенков: от розового и светло-желтого до кирпичного или бордового. Одежда лам имела своеобразную форму воротника и выреза ворота. Ворот не образовывал выступа – «энгэр», а был вырезан от шеи до подмышки по плавной, закругленной внизу линии. Внутренний борт от ворота книзу вырезан по прямой почти до талии образовывал прямоугольный вырез, в который вшивали воротник [2,с. 34]. Рукава заканчивались обшлагами в виде лошадиного копыта - «нудрага». Поверх халата накидывали полосу материи, которая была длиной в три объема бедер, а шириной в расстояние от подмышек до щиколотки – «орхимжи». Орхимжи задрапировывали пo определенным правилам. На ноги надевали монгольские сапоги с широкими подошвами и загнутыми вверх носками. Во время службы поверх обычного одеяния ламы надевали еще одну накидку, красного или желтого цвета, на подкладке, с воротником. Голову ламы украшали различными шапками, в зависимости от ранга и занимаемой должности. Описанные элементы одежды лам сочетают в себе традиционную основу древней народной одежды со специфическими для буддистов всего мира особенностями - накидками и плащом – «орхимжи», головными уборами лам разных степеней по­священия, различного цвета лентами, в зависимости от обязанностей во время исполнения служб в храме. Элементы одежды монголов складывались на протяжении многих веков [2, с. 35]. Головной убор является одним из знаков, маркирующих человека с точки зрения его социально-семейного статуса. Стоит отметить, что в культуре монгольских народов ношение головного убора являлось обязательным,  причем для представителей всех возрастных групп, снят мог быть только в определенных ситуациях.  К примеру, перед входом в буддийские  хурулы  калмыцкие монахи снимали головные уборы и на время совершения молитвы оставляли их в стороне. Во время молебнов миряне также снимали головные уборы [1, с. 5]. Головные уборы монголов были нескольких видов. Их носили в зависимости от времени года. Мужская летняя шапка - «хилэнмалгай» состояла из конической тульи, покрытой красной материей, простеганной сходящимися наверху выпуклыми швами. Поля шапки были загнуты кверху, обшиты черным плисом и имели сзади разрез. К верхушке тульи такой шапки пришивался шестиугольный лоскут материи, украшенный орнаментом. На этот лоскут насаживался узелок - «жинс», сплетенный обычно из красного шелкового шнурка. «Жинс» олицетворял Солнце. Это объясняется тем, что монгольские племена считали себя потомками Солнца и Луны. Из разреза сзади ниспадали две длинные шелковые ленты красного цвета. Голубая тесьма прочно удерживала шапку на голове. В монгольском этикете этот головной убор имел большое значение. Наступить на него или перешагнуть через него — означало все равно, что наступить или переступить через голову человека. Большим грехом считалось бросать убор таким образом, чтобы он упал макушкой вниз. Во время различных торжественных событий: произнесении приветствий, благопожеланий и речей, разрезании почетной доли мяса, поднесенного гостю, полагалось надевать шапку, чтобы выразить свое уважение к окружающим и происходящим событиям [3, с. 134]. Монгольская мужская зимняя шапка «минжинмалгай», в отличие от летней шапки,  имела более плавные очертания. При изготовлении убора были использованы следующие материалы: бархат, плис, сукно, шелк и бобровый мех. Праздничная шапка «цагаансарынмалгай» отличалась своими более изысканными пропорциями, была заострена в верхней части тульей и более широкими лентами, ниспадавшими из разреза сзади [3, с. 135].

Таким образом, монгольский народный костюм отличается особым кроем и продуманными многочисленными деталями. Важным атрибутом в этом ансамбле является головной убор, он играет огромную роль в жизни монгольского мужчины.

 

Список литературы:
1. Бакаева, Э. П. Белый платок в культуре торгутов Монголии (к вопросу о происхождении и символике) /Э. П. Бакаева// Полевые исследования. - Том  2.-№ 2 (2). – 2014.- С. 4-28
2. Викторова, Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. - 1980.- С. 30 – 35
3. Кочешков, Н. В.  Головные уборы монголов XIX — начала XX в./ Кочешков Н. В. // Советская этнография, 1973. - №3. - С. 134-141