Статья:

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО

Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Акопян А.А. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(193). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(193).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО

Акопян Аида Арменаковна
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В работе проведен анализ профессиональной служебной этики государственного и муниципального служащего, дано определение этики, как часть деятельности государственного служащего. Изучены нормативно-правовые акты, закрепляющие этические основы данной деятельности и осуществляющие контроль за соблюдение этических норм и правил.

Abstract. The paper analyzes the professional service ethics of a state and municipal employee, defines ethics as part of the activities of a civil servant. The normative legal acts that consolidate the ethical foundations of this activity and monitor compliance with ethical norms and rules have been studied.

 

Ключевые слова: государственный и муниципальный служащий, принципы этики, государственная служба, конфликт интересов.

Keywords: state and municipal employee, principles of ethics, public service, conflict of interests.

 

При изучении дисциплин, связанных с правилами и нормами поведения в обществе, в школе или высших учебных заведениях всегда упоминают понятие «Этика». Этика простыми словами – это философия о нравственности и морали.

Существует 2 вида правил и норм: писанные и неписанные. Первый вид – это законы, указы, кодексы и иные нормативно-правовые акты, которые определяют норму поведения гражданина с точки зрение законопослушности. За их нарушение, как правило, следует наказание.

Второй вид куда сложнее, так как неписанные правила – это те нормы поведения, которые устоялись в обществе за множество лет существования человечества. За нарушение таких норм следует лишь неодобрение со стороны граждан.

Однако в современных условиях жизни общества соблюдение этики можно посчитать обязательным к исполнению при осуществлении какой-либо деятельности, направленной на взаимодействие с людьми. Практически каждая работа предполагает данное взаимодействие, однако в этой статье будет рассмотрена система взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами.

Современный государственный и муниципальный служащий оказывает влияние на общество – на определение вектора его развития, нормы культуры, систему ценностей, образ жизни и т.д. Нравственное воспитание государственного (муниципального) служащего начинается с формирования этических знаний и определения своей линии поведения. Именно эти знания далее переходят в нравственные качества чиновника, которые определяют повышение уровня этики среди граждан, так как этика населения зависит от многих условий, в числе которых уровень этичности функционирования государственных и муниципальных служащих. Государственный (муниципальный) служащий может служить примером, быть «правильным» для кого-то образцом для подражания.

Составной частью профессиональной служебной этики выступает закрепление ее норм и правил в нормативно-правовых актах.

Этические принципы и свод общих правил профессиональной служебной деятельности государственного и муниципального служащего закрепляет «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» от 23 декабря 2010 г.

В соответствии с данным кодексом государственный служащий должен:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  2. не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  3. проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  4. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Практика осуществления деятельности чиновника предполагает использование в государственной службе нравственных принципов, краткая характеристика которых представлена на рисунке (рис. 1).

 

Рисунок 1. Принципы служебной деятельности государственных служащих

 

Именно использование принципов, указанных на рисунке, является подходящим методом для более эффективного взаимодействия с гражданами, поскольку проявление этики – один из способов вызвать доверия со стороны собеседника.

Основной проблемой, связанной с профессиональной служебной этикой государственного (муниципального) служащего, стоит отметить человеческий фактор. Как правило, все конфликты возникают из-за разных взглядов и характера, превышение собственных полномочий, некомпетентности служащего, слабой информированности граждан о деятельности государственных и муниципальных служащих, что является основной негативной характеристикой институтов государственного управления, препятствуя эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны.

Возможные негативные последствия столкновения интересов приведены на рисунке (рис. 2):

 

Рисунок 2. Негативные последствия конфликтов интересов

 

Правовое закрепление института разрешения конфликта интересов на гражданской службе, в числе прочего, было направлено на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, а также исключение возможных злоупотреблений на службе.

Одним из главных институтов, разрешающих конфликты между гражданами и государственными служащими, является Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Данный государственный орган создан прежде всего для рассмотрения вопросов связанных с соблюдением требований к служебному (должностному) поведению. В качестве примера практической работы комиссии стоит отметить результаты проверки Прокуратурой Октябрьска в 2021 году, по результатам которой было выявлено незаконное выделение средств в личный бюджет главы города. В качестве мер было принятое решение подать исковое заявление в суд. С точки зрения профессиональной служебной этики данный проступок мог негативно повлиять на экономическое состояние городского района, в случае если деньги изначально были направлены на благоустройство, также следует отметить, что коррупция является главным камнем преткновения на пути повышения эффективности взаимодействия граждан и государственных (муниципальных) структур.

Контроль за соблюдением этическим норм и правил является неотъемлемой частью функционирования государства и гражданского общества. Именно с этим связана необходимость постоянное изменять и модернизировать систему контроля по соблюдению профессиональной служебной этике.

Для наиболее эффективной работы системы контроля необходимо:

  1. Своевременно реагировать на жалобы со стороны граждан на неэтичное поведение со стороны чиновника или жалобы на превышение служащим его должностных обязанностей.
  2. Разработать различные методики контроля за соблюдением этики, которая будет включать в себя:
  • критерии оценки служебной деятельности;
  • подбор показателей эффективностей системы профессиональной служебной этики;
  • инструменты анализа эффективности служебной этики;
  • Определение уровни компетентности государственного и муниципального служащего;
  • Определение готовности чиновников вносить изменения в свою служебную деятельность;
  • Разработку рекомендаций по развитию компетенций управленческого звена

Для избежания конфликта интересов граждан и государственных служащих необходимо прежде всего думать о социальном и экономическом благосостоянии граждан, как и было сказано ранее, на пути развития гражданского общества следует подавать положительный пример со стороны власти, так как слуга народа – это представитель населения, защищающий его права и свободы. Важно формирование профессиональной и компетентной личности государственного (муниципального) служащего, создание условий для его мотивации и стимулирования при соблюдении закона и уважении прав других граждан

 

Список литературы: 
1. "Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" от 23.12.2010 протокол № 21.  – Текст : электронный // Правовая система КонсультантПлюс : сайт – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/. Режим доступа: свободный.
2. Дамбуева Валерия Юрьевна Модель анализа системы контроля соблюдения требований этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих // Лидерство и менеджмент. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-analiza-sistemy-kontrolya-soblyudeniya-trebovaniy-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih Режим доступа: свободный.
Этические аспекты государственной и муниципальной службы в современной России Европе [Электронный текст] — https://upload.pgu.ru/iblock/a04/eticheskie-aspekty-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhby-v-sovremennoy-rossii.pdf. Режим доступа: свободный.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный текст] —https://gkvod.rk.gov.ru/file/pravovoe_regulirovanie.pdf. Режим доступа: свободный.
4. Фионова Л.Р. Основные вопросы этики и этикета государственного служащего : учеб. пособие / Л. Р. Фионова. – Текст : непосредственный // Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. – 100 с. Режим доступа: свободный.
5. Прокуратура через суд потребовала отставки главы Октябрьска [Электронный текст] — https://www.syzran-small.ru/news-65170?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3. Режим доступа: свободный.
6. Ревина С.Н., Сараева М.С. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-na-munitsipalnoy-sluzhbe-osobennosti-vozniknoveniya-i-razresheniya