Статья:

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Велиева Х.Э. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(229). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(229).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Велиева Ханум Эльшад-кызы
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Институт административного принуждения, административной правоспособности и административной дееспособности граждан и иностранных граждан в недостаточной степени развит и разработан нормами административного права. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (далее – КоАП РФ) данные понятия вообще не используются. Специальные нормы, но уже о административной процессуальной правоспособности и административной процессуальной дееспособности говорится в ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).

Граждане являются самой большой группой участников административных отношений, характеризующихся особым правовым статусом, позволяющим им реализовывать свои права и надлежащим образом исполнять закрепленные за ними обязанностями. В случае совершения противоправного деяния гражданин может быть привлечен к различным видам юридической ответственности, в том числе, административной, порядок и основания применения которой регламентирован нормами КоАП РФ. Одной из разновидностей мер административного принуждения выступает институт административной ответственности. Граждане как субъекты административных отношений подразделяются в науке административного права на общие и специальные. В законодательстве такого разделения не предусматривается. Так, военнослужащие признаются специальными субъектами административных правонарушений.

В условиях проведения России специальной военной операции на Украине, обострения внешнеполитической ситуации, расширения блока НАТО и приближения его к нашим границам вопрос обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, ее суверенитета требует повышенного внимания в части обеспечения военной безопасности, поддержания армии в надлежащем состоянии. Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», которым осуществлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации [1].

И если в отношении правоспособности и дееспособности граждан мнения исследователей хоть и различаются, но в целом носят схожее научное представление, то применительно к правоспособности и дееспособности юридических лиц в науке административного права позиции весьма противоречивы, что обуславливается тем обстоятельством, что юридических лиц участие в административных правоотношениях носит в большей степени опосредованный характер, проявляясь преимущественно при взаимодействии с органами государственной власти и их должностными лицами.

Приоритетным для юридических лиц является участие в гражданских и предпринимательских отношениях. Не случайно категория «правоспособность и дееспособность юридических лиц» разработана именно наукой гражданского права. Проецирование научных разработок гражданского права в административно-правовую сферу сопряжено с рядом сложностей. Так, среди представителей науки административного права нет единства мнений в вопросе определения момента возникновения административной правоспособности юридических лиц, дискуссионным является вопрос об обладании юридическими лицами административной дееспособностью.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства предполагает возможность применения к ним в установленных законом ситуациях мер административного принуждения так же, как и в отношении граждан Российской Федерации [2].

Участие органов государственной и муниципальной власти в административных правоотношениях является объективным процессом, востребованным реалиями сегодняшнего времени, в рамках которого обеспечиваются публичные интересы. Так, включение местного самоуправления в перечень участников административных отношений является не случайным. Оно обусловлено имеющейся практической необходимостью решения вопросов местного значения, для чего органы местного самоуправления должны управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, заключать различные сделки, например, по приобретению общественного транспорта для перевозки пассажиров, по ремонту участка муниципальной автомобильной дороги и т.д. Без этого решение вопросов местного значения просто невозможно.

Проблемы, связанные с реализацией иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и выполнением обязанностей, применением к ним мер административного принуждения, являются одними из наиболее актуальных в правоприменительной деятельности органов публичной власти и их должностных лиц, обеспечивающих реализацию миграционной политики Российской Федерации.

 

Список литературы: 
1. Ванюшин Я.Л., Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: Учебное пособие. Челябинск, 2021. - 220 с. 
2. Васюхно И.О. Сущность мер административного пресечения как формы государственного принуждения // Административное право и процесс. 2023. № 9. С. 53 - 56.