Статья:

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Зелепукина В.П. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(232). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(232).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Зелепукина Валерия Павловна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Сегодня в науке все шире распространено понимание того, что этническое самосознание формируется в результате исторического взаимодействия различных этносов, миграции и активной мобильности. Всё это непосредственно связанно с глобализацией [2, с. 147].

В период глобализации особенно важным становится знать свои «корни»- уметь идентифицировать себя в обществе с определенной национальностью. Важно отметить, что формирование этничности играет важную роль в развитии личности. Языки, религии, территории и другие важные аспекты этноса имеют определенное значение, и их общность представлена в качестве основных факторов, способствующих формированию и утверждению этнической принадлежности [5, с.220].

Например, в работе «очерки теории этноса» этнограф Юлиан Бромлей расширил понятие этнического сознания, говоря, что оно не может быть ограничено только осознанием национальной принадлежности, так как оно является осознанием человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения, а  основными компонентами этнического сознания являются: национальная идентификация, представления о чертах своей общности, ее свойствах как целостности, осознанное отношение ценностям своего народа,  представления об историческом прошлом общности (территориальном, государственном) , его достижениям и ориентациям на них [1, с. 29].

Наиболее серьезные изменения и формирование этнического самосознания проходят в период взросления. Во время «молодёжного возраста» происходят значимые изменения в этническом самосознании и развитии человека. Рассмотрим факторы, влияющие на развитие этнического сознания:

  1. Антропологический фактор – он основывается на биологических особенностях определенного этноса (специфика строения тела, генетика и т.п.).
  2. Географический фактор – он отражает характер проживания конкретного этноса на какой-либо определенной территории.
  3. Культурно-исторический фактор – его суть заключается в характерных особенностях культуры, хозяйства, традиций и обычаев, быта и многого другого в пределах одного этноса.

Важно сказать, что базой для развития этнического самосознания является семья. Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры.

Безусловно, одной из первоочередных задач институтов семьи и образования становится приобщение ребенка к этнической толерантности. Здесь главное найти золотую середину и не довести культивирование до национализма (это может сыграть злую шутку с будущим обществом). О теме национальной принадлежности должны говорить более обширно. В современном обществе люди стремятся к некоему равенству личности и человека в целом. И наши корни – наш этнос - не должны быть исключением в этом плане.

  1. Национальный характер – этот фактор объединяет в себе особенности восприятия мира, рефлексии, определённые психологические черты, которые характерны для какого-либо этноса.

Важно отметить, что по мнению А.М Чершыша, национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, которые стали свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития [6, с. 249]. Также составлены основные характерологические портреты типичных представителей основных наций. К примеру, немцы - практичные, организованные, трудолюбивые, уверенные, жесткие; русские - откровенные, щедрые, прощающие, непрактичные, доверчивые, миролюбивые. По характерологическим портретам наций можно в период молодости развивать более сильные черты характера и пытаться свести к минимуму отрицательные. Это может помочь снизить преступность в стране, станет меньше девиаций.

  1. Этнический характер - исторически сложившаяся система отношений этнической группы к различным сторонам окружающей действительности, проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении.

Большое влияние на этническое самосознание оказывает этнический характер. Особенности развития этнического самосознания личности связаны с многогранным формированием характера и влиянием внешнего мира. Один из факторов, влияющих на формирование характера, – это наследственность, то есть некоторые качества человека могут быть унаследованы от предков.

В реальности каждый народ является носителем той или иной комбинации перечисленных качеств, что и определяет его место среди других народов. Характерность социально-психологических черт не исключает особенности отдельных представителей этноса, однако общие черты этнической общности проявляются в отношении к реальности и действиях [3, с.56].

Нужно сказать, что на данный момент для поддержания сферы этнических процессов в обществе появляется все больше социальных проектов, цель которых состоит в привлечении молодежи разных национальностей к культуре, истории и традициям различных народов. В современном мире проблема взаимопонимания между народами становится все более острой. Из-за этого нужно научиться преодолевать трудности, которые возникают при столкновении разных культур.

Условием формирования этнической определенности является овладение и усвоение человеком системой ценностей данной этнической культуры, а так же участие в сфере жизнедеятельности этноса. Человек не только осмысливает этнические ценности и установки путем логического мышления, но и приобщается к ним в процессе взаимодействий внутри нации. В ходе следования национальной традиции, обычаям, формируются представления, поступки и эмоциональные проявления в отношении своей этнической общности, групповое мнение, массовый вкус и так далее [1, с.191].

Возникает вопрос, каким способом формируется этническая идентичность молодежи. Формирование происходит благодаря влиянию различных источников:

  1. Семья: Роль семьи в формировании этнической идентичности молодежи очень важна, так как она является первоначальным и основным источником формирования этнической идентичности. Здесь дети получают первое представление о своей национальности, культуре, языке и традициях. Родители, бабушки и дедушки могут передавать свои ценности, обычаи и историю, что помогает молодежи развить чувство принадлежности к своей этнической группе.
  2. Образование: Школьная и университетская программа могут включать изучение истории, культуры и языка народа, что помогает молодым людям углубить свое понимание и уважение к своему этническому происхождению.
  3. Социальная среда и общение: Общество также имеет влияние на формирование этнического самосознания молодежи через социальные структуры, такие как религия, политика и экономика. Эти структуры формируют определенные социальные нормы и ценности, которые могут отразиться на этнической идентичности молодежи. Взаимодействие с представителями своего этнического сообщества в реальной жизни или через социальные сети помогает молодежи учиться и принимать традиции, обычаи и ценности своего народа.
  4. Средства массовой информации: Средства массовой информации имеют огромное влияние на формирование этнической идентичности молодежи. С помощью телевидения, Интернета, фильмов, музыки и прессы молодежь получает информацию о событиях, традициях и данный момент, что влияет на их представление о своей этничности.
  5. Культурные события и мероприятия: Участие в культурных событиях, фестивалях и праздниках, посещение этнических музеев, театров и выставок, а также участие в традиционных ритуалах и обрядах, могут помочь молодым людям укрепить свою этническую идентичность и ощутить себя частью своего народа.

Но стоит отметить, что есть некие проблемы в молодежной среде, которые связаны с национальной идентичностью и самосознанием. Одними из таких проблем общества являются межнациональные отношения. Молодёжь, в сравнении с другими группами населения, наиболее этноцентрична, т. е. порой проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. К настоящему времени среди некоторой части молодёжи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощённо, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодёжи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании молодёжных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». В такой среде делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времён. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами [4, с. 2].

В настоящее время сохранение и поддержание этнического самосознания молодежи является важным условием сохранения культурного наследия и многообразия в обществе. Вот несколько вариантов, которые могут помочь в этом процессе:

  1. Организация культурных мероприятий: Проведение традиционных фестивалей, концертов, выставок и т.д. способствует популяризации и сохранению культурных традиций и обычаев. Молодежь может принимать активное участие в организации таких мероприятий и распространении информации о них.
  2. Участие в этнических группах и организациях: Молодежь может присоединиться к этническим общинам, клубам или организациям, которые сосредоточены на сохранении и продвижении своих культурных традиций. Это может помочь им общаться с другими, разделять опыт и узнавать о своей истории.
  3. Изучение языка и истории: Изучение родного языка и истории может помочь молодежи лучше понять свою культуру и укрепить связь с предками. Школы и колледжи могут предложить курсы по изучению этнического языка и истории, а также организовать клубы или группы для обмена знаниями и опытом.
  4. Сохранение традиционных ремесел и рукоделия: Молодежь может изучать и передавать навыки традиционных ремесел и рукоделия, таких как вышивка, резьба по дереву или керамика. Это поможет сохранить уникальные техники и стили, связанные с этнической культурой.
  5. Использование современных средств коммуникации: Молодежь может использовать современные средства коммуникации, такие как социальные сети, блоги или видеоблоги, чтобы делиться своими историями, традициями и опытом. Это поможет им поддерживать контакт с другими молодыми людьми, заинтересованными в своей культуре.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что проанализированные факторы, способы формирования этнической идентичности требуют внимательного подхода, а названные условия будут способствовать формированию этнического самосознания молодежи, создавать возможности для развития и проявления своего этническое самосознание, что поможет им лучше понять свою идентичность, повысить самооценку и достижения в жизни.

 

Список литературы:
1. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса /  Ю. В. Бромлей. – Москва : Наука, 1983. - 412 с.
2. Жукова, Н. Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности / Н. Г. Жукова // Философия и общество : научно - теоретический журнал / Издательство "Учитель". - М. - 2006. - №№ 1 - 2. - С. 146-152.
3. Зайлалов, И. И. Социально-психологический аспект этнического самосознания личности / И. И. Зайлалов // Высшее образование сегодня : ежемесячный журнал / ООО "Издательская группа "Логос". М.- 2012. - № 2. - С. 54-56.
4. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. - М.: Т-во научных изданий КМК. 2005. – 483 с.
5. Сафонов, А. Л. Этнос и нация как субъекты глобализации / А. Л. Сафонов, А. Д. Орлов // Социально - гуманитарные знания : научно - образовательное издание / Министерство образования и науки РФ; Редакция журнала.- М. -  2011. - № 4. - С. 218-231.
6. Черныш , А. М. К вопросу о сущности национального характера / А. М. Черныш // Социально - гуманитарные знания : научно - образовательное издание / Министерство образования и науки РФ; Редакция журнала. -  М.- 2011. - № 4.- С. 243-255.