Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ: МОТИВЫ СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Абдуллина А.С., Асадуллина А.Ш. СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ: МОТИВЫ СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ: МОТИВЫ СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБЫ И РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Абдуллина Алина Салаватовна
ординатор ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Асадуллина Альбина Шамилевна
ординатор ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

MODERN STUDENTS: MOTIVES FOR COMBINING STUDY AND WORK ON THE EXAMPLE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENT

 

Alina Abdullina

Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

Albina Asadullina

Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

Gulgena Mustafina

Scientific adviser, Cand. Med. Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Работа посвящена изучению факторов и причин совмещения учебы и работы студентами медицинского университета. Мы изучали мотивации, положительные и отрицательные моменты данного явления, а также провели сравнительный анализ среди студентов разных курсов.

Abstract. The work is devoted to the study of the factors and causes of combining study and work by students of the medical university. We studied the motivations, positive and negative aspects of this phenomenon, and also conducted a comparative analysis among students of different courses.

 

Ключевые слова: студенты медицинского университета, обучение, мотивации совмещения учебы и работы

Keywords: medical university students, education, motivation for combining study and work

 

Цель исследования. Изучить условия и причины совмещения учебы и работы студентами медицинского университета.

Материалы и методы. Исследование было проведено на основе анализа авторских анкет: «Как совмещать работу и учебу в медицинском университете?». База исследования – студенты Башкирского государственного медицинского университета в количестве 100 человек, из них 82 девушки и 18 молодых людей .

Результаты и обсуждение. По мнению некоторых авторов, работающий студент — это особый социальный тип, обладающий «высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества» [2].В своем исследовании мы использовали авторскую анкету: «Как совмещать работу и учебу в медицинском университете?», которая включала в себя 12 вопросов с различными вариантами ответов.

На первом этапе мы попробовали понять: совмещают ли вообще студенты учебу с работой и с какого курса. На первый вопрос: «Как Вы считаете, можно ли совмещать учебу и работу в медицинском университете?» больше половины студентов ответили «да», что составило 74%, в основном это оказались студенты 5 курса-37%, 4 курса-20% и 6 курса-19%. Как видим, по проведенному опросу, чем старше студент, тем больше возможности появляется совмещать трудовую деятельность с учебой.

На следующий вопрос анкеты «Совмещаете ли Вы в настоящее время учебу с работой?» только 58% респондентов ответили «да», среди них также лидируют 5 курс  -47,3%, 6 курс (26,4%) и 4 курс (16,4%).

На вопрос анкеты: «Где вы работаете?» 65% испытуемых указали, что работают в медицинской сфере (это в основном студенты, окончившие в свое время медицинский колледж) и в сфере услуг - 46 % (общепит, сфера обслуживания и т.д.).

При оценке результатов на следующий вопрос: «На каком курсе Вы начали трудовую деятельность?» мы выявили, что это студенты 4 курс -41% и 5 курс-29%. Такие ответы на данный вопрос, связаны видимо с тем, что студенты уже могут сдать экзамен на осуществление медицинской деятельности после 3 курса, а во-вторых, на более старших курсах студенты адаптируются к процессу обучения и начинают подготовку к будущей профессии, набирая практические навыки. К шестому же курсу наблюдается снижение трудоустройства студентов (10%). Мотивы связаны, скорее всего, с необходимостью готовиться к государственным экзаменам.

На втором этапе мы выбрали только анкеты работающих студентов и провели анализ причин совмещения учебы и работы.

На вопрос анкеты: «Что способствовало к тому, чтобы вы начали совмещать учебу и работу?»,  в общей выборке по убыванию 68,9% указали «необходимость дополнительного дохода», 60,3 % «необходимость приобрести экономическую независимость от родителей», 45,4% - «необходимость заработать дополнительные баллы для поступления в ординатуру», 47,2 % -«необходимость как можно быстрее приобрести опыт работы», 32,2% - «стремление получить первичные навыки работы в трудовом коллективе» и т.д. Примечателен тот факт, что ответ «необходимость оплачивать обучение в университете» указали лишь 14,1% обучающися. Как видим, результаты опроса разделились: кто-то работает ради будущего, а кто-то ради настоящего.

На третьем этапе нашего исследования мы решили выявить положительные и отрицательные аспекты данной темы.

На вопрос «Сколько часов Вы работаете в неделю?» студенты указали диапазон от 2-3 часов в неделю до 72 часов в неделю. Мы также задали вопрос: не влияет ли трудовая деятельность на успеваемость по учебе отрицательно, особенно у студентов с большой временной занятостью?

На что относительно большая часть студентов 36,4% ответили, что «достаточно успешно совмещают трудовую деятельноть и учебу». Это в основном студенты старших курсов (5 курс-48,4% и 6 курс-22,7%). Оценка позитивных аспектов совмещения работы и учебы показал, что для большинства студентов положительным моментом совмещения является «финансовая независимость от родителей» 43,3 % и «накопление стажа работы» 24,5 %, а также тот факт, что «легче будет устроиться после учебы на работу, имея стаж» - 11,6%.

Наибольшее же количество студентов 3 курса (54,8%) отметили, что «очень тяжело совмещать учебу и работу (риск отчисления из вуза/увольнения с работы)» - 6,4%.

Оценка основных проблем, с которыми сталкиваются студенты, совмещая работу с учебой, показал, что большая часть студентов сталкиваются с такими проблемами как «большая утомляемость» (68,6 %) и «нехватка времени на отдых» (68,7 %), часть указывали на «вынужденные отработки занятий в вузе» - 29,6%, часть «непонимание со стороны преподавателя» -13,3%.

Заключение и выводы. Таким образом, современному студенту медицинского университета приходится учиться правильно ставить приоритеты в своей жизни. Современный студент отводит от 2-3 часов до 72 часов в неделю на трудовую деятельность.   Одними  из основных проблем, с которой сталкивается современный студент, совмещая трудовую деятельность с учебой, являются большая утомляемость и нехватка времени на отдых. Как показывает опрос сделанный нами, на младших курсах обучения студенты выбирают все же больше времени проводить за учебой, чем на более старших курсах обучения, где современный студент может спокойно совмещать учебу и работу.

 

Список литературы:
1. Заплаткин М.В., Королев А.В., Пантюхина А.О., Рыжова Н.Е. Совмещение учебы и работы в студенческой среде: социологические заметки. //«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».- 2016- С.33-41.
2. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. // Вопросы образования- 2009 – С. 70.
3. Рощин C. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. // Вопросы образования - 2014 - С. 152-179. 
4. Константиновский Д.Л, Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. - М.: Издательство ЦСП, 2002. - 128 с.
5. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза. // Социология образования - 1999 г.- С. 88