Статья:

Реализация права на жилое помещение путем субсидирования граждан на приобретение и строительство жилья

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Поддубная Е.В. Реализация права на жилое помещение путем субсидирования граждан на приобретение и строительство жилья // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(27).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация права на жилое помещение путем субсидирования граждан на приобретение и строительство жилья

Поддубная Екатерина Викторовна
магистрант, ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкин, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Конституцией Российской Федерации закреплен ряд прав и возможностей граждан в области жилищных правоотношений, в частности, право каждого на жилище, его неприкосновенность, а также невозможность противоправного проникновения и произвольного лишения жилища [1].

Важным для реализации права граждан на жилье является и поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, а также формирование всех необходимых условий осуществления права на жилище.

В частности, к таким условиям относятся:

  1. Субсидирование отдельных категорий граждан РФ на приобретение и строительство жилья для отдельных категорий граждан,
  2. Предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным установленным законодательством РФ нуждающимся категориям граждан из государственных, муниципальных и других жилищных фондов с соблюдением всех норм закона.

Отметим, что в научной литературе нет единого мнения среди исследователей относительно правомерности включения указанных выше правомочий в содержание права на жилище, установленного Конституцией РФ.

Данное право является многогранным фактом и по своей сути включает несколько основных юридических возможностей.

Первой такой возможностью является регулярное пользование жилым помещением в том или ином типе жилого фонда, как для собственника, членов его семьи, так и для проживания иных граждан в нем при условии заключения договора.

В качестве следующей возможности выступает обеспечение недопустимости произвольного лишения жилища.

Третьей юридической возможностью права на жилое помещение является возможность гражданина улучшить свои жилищные условия, используя различные способы, закрепленные законодательством РФ.

Это реализуется путем бесплатного или предоставления за доступную плату жилья для отдельных категорий граждан, а также путем субсидирования приобретения и строительства жилья также отдельных категорий граждан.

На сегодняшний день субсидирование граждан является одним из значимых источников финансирования приобретения или строительства  жилья, исходя из его высокой стоимости, особенно в больших городах.

Общие положения о субсидировании отдельных категорий граждан на приобретение или строительство жилья установлены в Жилищном кодексе РФ [7], а на региональном уровне закреплены уточнения по категориям граждан, которым полагается субсидия, ее размеры, программы и т.п.

Список категории граждан, которые могут получить рассматриваемый тип субсидии, установленный на федеральном уровне, не является исчерпывающим. Поскольку в основном выплата субсидий лежит на бюджетах субъектов Российской Федерации, то им предоставлено право самостоятельно устанавливать категории граждан, которые могут воспользоваться субсидированием на приобретение или строительство жилья.

Здесь действует одно ограничение: базовый список категорий граждан, кому полагается жилищная субсидия, утвержден федеральным законодательством, а, следовательно, субъектами РФ при разработке законов, программ он не может быть сокращен, допускается только его расширение.

В каждом регионе разработаны и действуют свои жилищные программы в рамках процесса субсидирования отдельных категорий граждан на приобретение или строительство жилья в процессе реализации своего права на жилище, закрепленного Конституцией РФ.

В данных программах уточнены критерии и требования к участникам (возраст, наличие зарегистрированного брака и детей, жилищная ситуация, принадлежность к определенной профессии, наличие необходимого стажа работы по ней и др.).

Денежные средства при субсидировании приобретения или строительства жилья предоставляются государством на безвозмездной основе.

Субсидия должна быть реализована на конкретные нужны и в определенный срок.

Следует уточнить, что использовать субсидию возможно на приобретение жилого помещения, не превышающего социальных норм, а также на строительство.

Таким образом, она носит целевой характер.

Реализация права гражданина на жилое помещение через субсидирование возможна в следующих случаях:

  • при расширении уже имеющейся жилплощади, в случаях, когда она не соответствует социальным нормам;
  • при выплате денежных средств по сумме ранее взятого банковского кредита на жилое недвижимое имущество;
  • на производство ремонтных работ для улучшения условий проживания в жилом помещении;
  • на производство капитального ремонта жилого имущества, пользование которым затруднено в связи с аварийным состоянием;
  • для использования суммы субсидии как взноса при открытии ипотечного кредита;
  • при оплате паевых взносов, вступив в жилищно-строительный кооператив.

Сумма субсидии за редким случаем не покрывает всю стоимость жилого помещения, а является лишь софинансированием.

В случае получения субсидии на строительство нового жилья договор инвестирования возможен при условии того, что готовность дома составляет не менее 70%.

Кандидату на получение сертификата по программе субсидирования приобретения или строительства жилья  на момент его получения желательно иметь:

  • денежные средства для погашения остатка;
  • договор об ипотечном кредитовании, в котором уточнено, что недостающая сумма будет выплачена в течение указанного периода;
  • жилое имущество в собственности, подготовленное для продажи к моменту заключения сделки.

Зачастую при исследовании проблемы реализации права на жилое помещение путем субсидирования граждан на приобретение и строительство жилья исследователями рассматриваются лишь права льготных категорий граждан.

При этом не уточняются и обязанности самих граждан при получении такой субсидии.

В связи с этим представляется актуальным сказать и об обязанностях самого получателя субсидии, без которых невозможна реализация его права на жилое помещение путем субсидирования приобретения и строительства жилья.

В частности, следует сказать о необходимости учета кандидатом на получение указанного вида субсидии не только условий и порядка ее предоставления, но и формы выдачи и целевого назначения.

В адресных программах городов могут быть установлены критерии приобретения жилья только в определенном районе населенного пункта, могут быть установлены конкретные схемы приобретения жилья (по договору купли-продажи, в виде долевого участия в строительстве многоквартирного дома и др.). Исходя из этого, граждане, претендующие на субсидию, обязаны учитывать эти критерии, уточнения и строго придерживаться целей, на которые могут быть выделены денежные средства по субсидии из бюджета.

В случае если в жилищной адресной программе не установлено требование к какому-то конкретному виду договора, на основании которого должно быть приобретено жилье после получения субсидии, то это может быть любая сделка, которая соотносится с принципом свободы договора, установленном в ст. 421 ГК РФ [5].

Кроме этого на получателе рассматриваемого вида субсидий лежит обязанность выполнять не только требования, касающиеся непосредственно покупки жилого помещения, но и другие правила, соблюдение которых представляет собой необходимое условие получения субсидии.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда субсидия может быть предоставлена при условии освобождения получателем ранее занимаемой квартиры по договору социального найма.

В данном случае для получения субсидии на приобретение жилья он должен освободить квартиру в установленный срок, так как возвращаемое в жилой фонд жилье подлежит использованию для выполнения соответствующим публично-правовым образованием своих обязанностей перед иными гражданами.

Если получатель субсидии уклоняется от выполнения указанной обязанности, то он может быть выселен из занимаемого жилого помещения в принудительном порядке, в том числе и без обращения в суд.

Помимо этого, учитывая истечение установленного срока освобождения жилого помещения получателем субсидии и продолжение проживание его в нем без согласия уполномоченного на это государственного органа, могут стать основанием для взыскания с гражданина компенсации за фактическое пользование имуществом согласно правилам о неосновательном обогащении, закрепленным в ст. 1109 ГК РФ.

Пользуясь не принадлежащим ему имуществом без законных на то оснований, гражданин экономит денежные средства на оплату фактического проживания, которые вместе с начисленными на нее штрафными процентами  (ст. 395 ГК РФ [2]) может быть с него взыскана судебным решением.

Таким образом, реализация права на жилое помещение путем субсидирования граждан на приобретение и строительство жилья является важной частью социальной поддержки населения.

При этом процедура предоставления субсидий достаточно четко регламентируется законодателем: в общем – на федеральном уровне, детально – на региональном уровне, уровне городских жилищных программ.

При этом граждане, которые хотят получить субсидию на приобретение или строительство жилья могут реализовать в данном вопросе не только свои права, но и должны соответствовать всем установленным критериям и требованиям законодательства и выполнить ряд обязательств, если они предусмотрены законодателем.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW_28399/ (дата обращения: 08.11.2018).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=294692&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3487027439529662#02336377920592001 (дата обращения: 08.11.2018).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=294690&rnd=246B3919BF45F97680093402EF79B892#06831390938420132 (дата обращения: 08.11.2018).
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304236&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4218382491562287#0700339121309761 (дата обращения: 08.11.2018).
5. Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.07.2015 по делу № 33-1707/2015.
6. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.15 г. № 33–15666/2015.
7. Порядок и правила получения субсидии на покупку жилья в 2018 году // [Электронный ресурс] URL: http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/na-pokupku-zhilya.html (дата обращения: 08.11.2018).