Статья:

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (ТИМ) В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Золотухина М.С. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (ТИМ) В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 09.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (ТИМ) В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Золотухина Мария Сергеевна
студент, Российская таможенная академия РФ, г. Люберцы
Калинина Лариса Евгеньевна
научный руководитель, Российская таможенная академия РФ, г. Люберцы

 

Аннотация. Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив развития регулирования технологий информационного моделирования (ТИМ) в градостроительной деятельности РФ. Цель работы — выявить проблемы внедрения ТИМ и предложить пути их решения. Методом исследования является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей применение ТИМ, а также обзор существующей практики и научных публикаций. Выявлены ключевые проблемы внедрения ТИМ: дефицит квалифицированных кадров, высокая стоимость внедрения, недостаточная интеграция ТИМ с другими информационными системами, сложности с унификацией данных и стандартизацией, недостаточное развитие цифровой инфраструктуры, сопротивление изменениям. Предложены следующие пути решения выявленных проблем: дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, создание комплексной системы подготовки кадров, государственная поддержка внедрения ТИМ, развитие национальной цифровой платформы ТИМ, повышение уровня информированности и популяризация ТИМ. Данное исследование призвано содействовать государственным структурам, строительным компаниям и другим участникам градостроительного процесса в оптимизации внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ). Предлагаемые решения направлены на повышение эффективности, качества и безопасности строительных работ, способствуя устойчивому развитию городской среды и росту конкурентоспособности отечественных предприятий.

 

Ключевые слова: технологии информационного моделирования (ТИМ), градостроительная деятельность, нормативно-правовое регулирование, информационная модель объекта капитального строительства (ИМ ОКС), цифровизация строительства, внедрение ТИМ, препятствия внедрению ТИМ, государственная поддержка ТИМ, цифровая платформа ТИМ, компетенции специалистов ТИМ.

 

Введение

Технологии информационного моделирования (ТИМ) предлагают новаторский подход к организации и управлению всем жизненным циклом объектов капитального строительства — от стадии проектирования до эксплуатации. В основе ТИМ лежит создание и применение цифровой информационной модели, аккумулирующей все необходимые сведения об объекте: геометрические параметры, физические характеристики, функциональные особенности и другие важные данные. В градостроительной деятельности Российской Федерации ТИМ рассматриваются как ключевой инструмент повышения эффективности, прозрачности и качества реализации проектов, способствующий сокращению сроков и стоимости строительства, а также оптимизации эксплуатации зданий и сооружений. Настоящая статья посвящена комплексному анализу текущего состояния регулирования ТИМ в градостроительной деятельности России, выявленным проблемам, барьерам на пути внедрения и перспективам развития данной сферы.

Текущее законодательное регулирование ТИМ

За последние годы в России сформирована определенная нормативно-правовая база, регулирующая применение ТИМ. Основополагающими документами являются:

  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ [1]. Устанавливает общие принципы информационного обеспечения градостроительной деятельности, создавая фундамент для внедрения ТИМ. В частности, Кодекс определяет требования к составу и содержанию градостроительной документации, которая может быть представлена в электронной форме, включая использование ТИМ.
  • «Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1431 “Об утверждении требований к составу информационной модели объекта капитального строительства”» [2]. Данный документ является ключевым в регулировании ТИМ, детализируя требования к формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства (ИМ ОКС). Он определяет состав и требования к информационной модели, устанавливает классификатор строительной информации, а также регламентирует этапы разработки и использования ИМ ОКС.

Проблемы и вызовы внедрения ТИМ

Несмотря на активное развитие законодательства и принятие ряда нормативных актов, внедрение ТИМ в градостроительной деятельности РФ сталкивается с рядом существенных проблем и вызовов. Одной из основных проблем является дефицит квалифицированных кадров. На рынке труда ощущается острый дефицит специалистов, обладающих не только навыками работы с ТИМ-программами, но и глубоким пониманием процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Недостаточная квалификация персонала затрудняет эффективное внедрение и использование технологий информационного моделирования, приводит к ошибкам в моделях и снижает ожидаемый эффект от применения ТИМ [3]. Проблема усугубляется отсутствием единой системы сертификации специалистов ТИМ, что затрудняет оценку их компетенций.

Высокая стоимость внедрения также является серьезным препятствием. Переход на ТИМ требует значительных финансовых вложений в приобретение специализированного программного обеспечения, которое зачастую является дорогостоящим и требует регулярных обновлений. Кроме того, необходима модернизация компьютерного оборудования для обеспечения достаточной производительности при работе с большими объемами данных. Затраты на обучение сотрудников и адаптацию бизнес-процессов также существенны. Высокая стоимость внедрения является серьезным барьером, особенно для малых и средних предприятий, которые не всегда располагают достаточными ресурсами [4].

Проблема интеграции ТИМ с другими информационными системами является серьезным вызовом. Для успешного применения технологий информационного моделирования критически важно обеспечить их беспроблемную интеграцию с существующими информационными системами, используемыми в градостроительной сфере, такими как ГИС ЖКХ, ЕГРН, системы управления проектами, системы электронного документооборота и прочие.

Отсутствие такой интеграции приводит к дублированию данных, усложняет процессы обмена информацией, повышает риск ошибок и снижает эффективность использования ТИМ. Это требует разработки специализированных интерфейсов и решений для интеграции различных систем.

Отсутствие единых стандартов и унификации данных представляет собой еще одно препятствие на пути внедрения ТИМ. Необходимо продолжить работу над унификацией данных, разработкой общих стандартов и классификаторов, чтобы обеспечить совместимость различных платформ и программных продуктов для информационного моделирования.

Отсутствие единых стандартов затрудняет обмен информацией между участниками проекта, может привести к ошибкам, несогласованности данных и конфликтам между участниками проекта. Это требует активного участия государственных органов и профессионального сообщества в разработке и внедрении стандартов.

Отставание в развитии цифровой инфраструктуры отдельных регионов тормозит повсеместное внедрение ТИМ. Для эффективного использования технологий информационного моделирования необходима надежная и доступная цифровая среда, включающая высокоскоростной интернет, центры обработки данных и другую сопутствующую инфраструктуру. Существующий цифровой разрыв между регионами может стать серьезным барьером на пути широкого распространения ТИМ по всей стране.

Наконец, внедрение ТИМ сталкивается с сопротивлением изменениям. Переход на новые технологии требует изменения устоявшихся бизнес-процессов и подходов к организации работы. Некоторые участники градостроительной деятельности могут проявлять сопротивление изменениям из-за недостатка информации о преимуществах ТИМ, нежелания осваивать новые технологии или опасений потери контроля над процессами. Преодоление сопротивления требует проведения разъяснительной работы, обучения и демонстрации реальных преимуществ ТИМ.

Перспективы развития регулирования ТИМ

Для успешного развития и повсеместного внедрения ТИМ в градостроительной деятельности РФ необходимо реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование регулирования и преодоление существующих барьеров. В первую очередь, требуется дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства в области ТИМ, уточняя требования к применению технологий, разрабатывая новые стандарты и методические рекомендации, регулирующие различные аспекты использования ТИМ, включая вопросы интеллектуальной собственности, ответственности участников и защиты информации. Особое внимание следует уделить гармонизации российской нормативной базы с международными стандартами в области ТИМ, что способствует интеграции в глобальное информационное пространство и привлечению иностранных инвестиций.

Создание комплексной системы подготовки кадров является критическим фактором успеха. Необходимо разработать и внедрить образовательные программы разного уровня — от бакалавриата до программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки — для специалистов в области ТИМ. Программы обучения должны учитывать специфику применения ТИМ в градостроительной деятельности и включать практические занятия с использованием современного программного обеспечения. Важно также развивать систему сертификации специалистов ТИМ, которая позволит оценить уровень компетенций и обеспечить соответствие квалификации требованиям рынка.

Без государственной поддержки широкомасштабное внедрение ТИМ затруднено. Необходимо разработать механизмы государственной поддержки организаций, внедряющих ТИМ-технологии, включая предоставление налоговых льгот, субсидий на приобретение программного обеспечения и оборудования, грантов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области ТИМ. Также важно стимулировать разработку и внедрение отечественного программного обеспечения для ТИМ, что позволит снизить зависимость от зарубежных поставщиков и обеспечить информационную безопасность.

Создание национальной цифровой платформы ТИМ — стратегический приоритет. Единая цифровая платформа для обмена данными и взаимодействия участников градостроительной деятельности на основе ТИМ позволит оптимизировать координацию, повысить прозрачность процессов, ускорить согласование документации и обеспечить эффективное использование информации на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства. Платформа должна быть интегрирована с другими государственными информационными системами, такими как ГИС ЖКХ, ЕГРН и другими.

Повышение уровня информированности и популяризация ТИМ необходимы для преодоления сопротивления изменениям и формирования благоприятной среды для внедрения технологий. Важно проводить информационно-разъяснительную работу среди участников градостроительной деятельности, демонстрируя преимущества и возможности ТИМ, развеивая мифы и преодолевая сопротивление изменениям. Для этого необходимо организовывать конференции, семинары, вебинары, публиковать статьи и разрабатывать образовательные материалы. Успешное внедрение ТИМ требует комплексного подхода и сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Заключение

Внедрение ТИМ в градостроительной деятельности РФ является стратегически важным направлением развития отрасли, открывающим широкие перспективы для повышения эффективности, качества и безопасности строительства. Регулирование ТИМ находится в стадии активного развития, и решение существующих проблем, а также реализация предложенных мер, позволит в полной мере раскрыть потенциал этих технологий для создания комфортной и устойчивой городской среды. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства, развитию кадрового потенциала и стимулированию внедрения ТИМ, чтобы обеспечить успешный переход к цифровому будущему градостроительства. Дальнейшее развитие ТИМ в России позволит создать эффективную экосистему взаимодействия всех участников градостроительной деятельности, обеспечивая устойчивое развитие городов и повышение качества жизни граждан. Активное внедрение ТИМ также способствует повышению конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке строительных услуг.

 

Список литературы:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. - URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/5215/Kodeksot29_12_2004N190-FZGrKRF.pdf?ysclid=m3e1l0bfqo439426451
2. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1431 “Об утверждении требований к составу информационной модели объекта капитального строительства”. - URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220002?ysclid=m3e1pg0c7n540231330
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 28.06.2023) // КонсультантПлюс. - URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/?ysclid=m3co9rdf1v832841507
4. ГОСТ Р ИСО 19650-1-2022. Организация и оцифровка информации о строительных работах. Управление информацией с использованием информационного моделирования зданий и сооружений. Часть 1. Понятия и принципы. - URL: https://nd.gostinfo.ru/document/6439509.aspx
5. Талапов, В. В. (2022). Информационное моделирование зданий и сооружений. Москва: КНОРУС. - URL: https://profspo.ru/books/125394
6. ГОСТ Р ИСО 19650-2-2022. Организация и оцифровка информации о строительных работах. Управление информацией с использованием информационного моделирования зданий и сооружений. Часть 2. Этап реализации активов. - URL: https://nd.gostinfo.ru/document/6439491.aspx
7. Калянов Д.Н. Технологии информационного моделирования на протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства. – М.: Инфра-М, 2022. – 220 с. 
8. Исаев, Р.А., Король, Е.А., Цивилизация строительства: BIM-технологии. – М.: Московский государственный строительный университет, 2021. – 176 с
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 331 "Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства, и требований к форматам указанных сведений, документов и материалов" - URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103100026?ysclid=m3e2buwc17683285028
10. "Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года" - URL: static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf