Статья:

Международно-правовая основа универсальной концепции прав человека

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гарифуллина А.Г. Международно-правовая основа универсальной концепции прав человека // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Международно-правовая основа универсальной концепции прав человека

Гарифуллина Альмира Газинуровна
магистрант Марийского государственного университета, РФ, Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола
Гаранина Инна Геннадьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Марийского государственного университета, РФ, Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола

 

Одним из ключевых понятий доктрины современного международного права является универсальная концепция прав человека [5]. Ее появления связано с деятельностью ООН, которая была создана после завершения Второй Мировой войны в связи с неэффективностью Лиги наций, не справившейся с главной поставленной перед ней задачей – обеспечение мира и предотвращение повторения мировых войн. В связи с этим процесс становления универсальной концепции прав человека начался относительно недавно в середине XX века.

Основополагающим документом в международной истории в области прав человека стала Всеобщая декларация прав человека, которая была принята в 1948 году. День ее принятия отмечается международным сообществом как день прав человека [4], потому что впервые в истории всего человечества был разработан и принят документ универсального характера, затрагивающий права и свободы каждого проживающего на планете человека, независимо от его пола, расы, национальности, цвета кожи, вероисповедания и др.

Анализ Всеобщей декларации прав человека позволяет отметить, что в данном документе заложены положения, «к выполнению которых должны стремиться все народы и все государства», поэтому именно эти нормы выступают в качестве «критериев для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека» [7].

Вместе с тем, основа универсальной концепции прав человека была заложена еще раньше – в период Возрождения и Нового времени, когда лучшие умы – философы и юристы Франции, Германии, Англии и Голландии разработали теорию естественных прав и либеральную концепцию взаимоотношений государства и человека [6], в основе которых лежало признание ценности жизни и свободы каждой личности. И только благодаря деятельности ООН эти разработанные в науке постулаты были обличены в правовую форму: во второй половине XX веке были разработаны и приняты сотни международных документов в области прав человека [3]

Только три документа стали фундаментальной основой универсальной концепции прав человека – помимо Всеобщей декларации прав человека ими выступили Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности принято называть в доктрине международного права Международным биллем о правах человека [1], аналогично принятому в США в XVIII веке в качестве поправок к Конституции США. Именно три этих документа стали «ядром международных стандартов ООН в области прав человека» [7]

Необходимо обратить внимание на то, что универсальная концепция прав человека прошла долгий путь развития, естественным продолжением которого стала дифференциация прав человека и выделение однородных групп внутри института прав. В связи с этим сегодня в доктрине на основе принятых за эти годы международных документов по правам человека принято выделять непосредственно общие положения о правах человека, а также права женщин, права ребенка, права человека в области отправления правосудия, право на труд и запрет рабства и принудительного труда, право на самоопределение, право на гражданство, убежище и защита беженцев, право на брак и создание семьи, свобода информации, право на культурное развитие [2] и др.

Анализируя представленные позиции и формулируя собственное мнение по данному вопросу, представляется необходимым обратить внимание на ряд обстоятельств.

1. Универсальная концепция прав человека строится на документах, разработанных преимущественно европейскими и американскими юристами, в основе которых лежит, как уже было указано, философское наследие европейской цивилизации, в том числе, если смотреть более глубоко – античные труды древнегреческих и древнеримских ученых.

Вместе с тем, если придерживаться цивилизационного подхода необходимо отметить построение универсальной концепции прав человека исключительно на достижениях западной цивилизации и игнорирование индуистской, исламской, японской, латиноамериканской, православной и других цивилизаций, их достижения и особенности, формировавшиеся столетиями и играющими важное значение и сегодня.

2. Попытки создания универсальных подходов всегда отличаются игнорированием части факторов, которые могут носить принципиальный характер и препятствовать распространению на всех участников. В качестве одного из таких элементов необходимо выделить религиозную составляющую, прежде всего, ислам, догматика которого не позволяет отходить от вероучения и модернизировать его в такой степени, как это происходит в католичестве и протестантстве.

3. Универсальная концепция прав человека исходит из необходимости формирования всеобщих стандартов, которые конструируются достаточно жёстким способом, не предполагая исключения. Однако не все стандарты одинаково приемлемы для разных государств и обществ, что вызывает споры и столкновения между сторонниками и противниками, например, в области полной отмены смертной казни, предоставления полного объема прав представителям нетрадиционной ориентации, декриминализации ответственности за совершение религиозных проступков и преступлений (например, супружеская измена) и др.

4. Исторически создание существующих документов в области прав человека несмотря на то, что происходило под эгидой ООН, было связано с игнорированием позиции и подходов государств, расположенных за пределами «западного мира», что с самого начала поставило невозможность принятия их как универсальных и всеобщих, так как государством было предложено не участвовать в их создании, а присоединиться к их подписанию.

Приведенные объяснения подтверждают возможность достижения универсальности при выработке стандартов прав человека только в рамках их пересмотра с участием всех заинтересованных сторон, прежде всего, стран мусульманского права, и формировании нового стандарта или как принято говорить сегодня – «стандарта 2.0».

Это приведет к существенному изменению содержания стандартов прав человека, отказу от ряда существующих прав и свобод, поскольку достижение консенсуса будет связано с необходимостью увязать специфические особенности исламского права, однако с другой стороны, именно этот путь позволит добиться в полной мере универсальности международно-правового стандарта прав человека, который отсутствует сегодня, представляя в большей степени фикцию.

 

Список литературы:

  1. Абдалла И.А.Х.Ю. Юридическая природа универсальных актов по правам человека. – М.,2008. – С. 47.
  2. Алиев Ф. Диалог между цивилизациями и проблема международной защиты прав человека // Восток и Запад цивилизационное измерение. – 2015. – № 4. – С. 43.
  3. Бакирова Г.Я., Бирюков П.Н. Международное право. Общая часть. – М.: Статут, 2011. – С. 107.
  4. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – С. 103.
  5. Международное право / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – М.: Норма, 2017. – С. 247.
  6. Мишина И.А. Универсальная концепция прав человека: реальность или миф? // Право Украины. – 2011. – №1. – С.96.
  7. Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка всеобщей декларации прав человека 1948 г. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2015. – № 5. – С. 14.