Статья:

Понятие публично-правового образования, его правовой статус

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Попов А.В., Малевинский В.А. Понятие публично-правового образования, его правовой статус // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие публично-правового образования, его правовой статус

Попов Александр Владимирович
студент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ г. Сыктывкар
Малевинский Владислав Александрович
студент, Северо-западный институт (филиал) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Вологда

Аннотация. В статье рассмотрена такая форма организации коллектива как публично-правовое образование. Проанализирована нормативно-правовая база, устанавливающая правовой статус публично-правового образования на федеральном уровне.

 

Ключевые слова: публично-правового образование, гражданско-правовые отношения, правовой статус, законодательство, правоспособность, ответственность по обязательствам.

Публично-правовое образование – это территориальная структурно-функциональная форма организации территориального публичного коллектива, которая обладает  собственной публичной властью,  использует ее для организации и регулирования жизнедеятельности этого территориального публичного коллектива а так же является юридическим лицом публичного права. При этом она несет ответственность за действия (бездействие) своих органов и должностных лиц[1]. В Российской Федерации публично-правовыми образованиями являются Российская Федерация, субъекты Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации[2], каждый имеет право на возмещение государством вреда, который причинен незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лицами (статья 53). Данное положение раскрывается в статьях 16, 1069 Гражданского кодекса РФ[3]. Согласно этим статьям, вред, который причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (гражданами и юридическими лицами) в соответствии со статьей 124 ГК РФ. Данная норма важна для поддержания правового, экономического порядка в стране а так же эффективного функционирования перечисленных образований. В то же самое время это обеспечивает одну из основных Конституционных гарантий равенства всех перед судом, не дает публично-правовым образованиям преимуществ перед иными участниками правоотношений.

Согласно ч.1 статьи 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции от имени Российской Федерации и её субъектов. Часть вторая данной статьи дает право осуществлять такие же права и обязанности органам местного самоуправления от имени муниципальных образований. Участие публично-правовых образований в гражданских отношениях отличается от участия в этих правоотношениях физических и юридических лиц. Во-первых, это участие осуществляется в связи с необходимостью реализации целей и задач, выполняемых публично-правовыми образованиями от имени населения, проживающего на соответствующей территории. Во-вторых,  гражданская правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности граждан и юридических лиц. Это выражается, например, в запрете публично-правовым образованиям заниматься предпринимательской деятельностью также они ограничены в совершении сделок, которые выходят за пределы этой правоспособности. В-третьих, силу того, что данные субъекты являются органами власти, они обладают властными полномочиями и суверенитетом. Однако несмотря на это, как мы уже отмечали ранее, в гражданских правоотношениях публично-правовые субъекты лишаются иммунитета и выступают на началах равенства с физическими и юридическими лицами.

К отношениям, регулируемым гражданским законодательством, в которых участвуют публичные образования, относятся следующие: вещные, наследственные правоотношения, обязательства из сделок, обязательства из причинения вреда и других юридических фактов,  правоотношения по поводу интеллектуальной собственности, корпоративные отношения[4].

Из положений статьи 125 ГК, следуют статьи 126 и 127, которые устанавливают ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам. Считаем важным отметить, что ч.1. статьи 126 разграничивает имущество публично-правового образования от имущества, закрепленного за юридическими лицами, созданными этими образованиями. Согласно этой норме имущество такого юридического лица не может быть средством возмещения вреда, причиненного публично-правовым образованием, так же как и имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Так же эта статья устанавливает, что публично-правовые образования не отвечают по обязательствам друг друга, если не приняли на себя поручительство, тем самым расширяется их независимость друг от друга.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что публично-правовые образования имеют свои особенности правового статуса. Это выражается как в специфике их участия в гражданско-правовых отношениях, так и в тех функциях, которые они выполняют. Имея ввиду властные полномочия таких образований, законодатель предусмотрел возможные привилегии таких органов в случае судебного разбирательства и закрепил их равенство с другими участниками гражданско-правовых отношений.

Так же закон подчеркивает возможность, но не обязанность публично-правовых образований и юридических лиц, созданных этими образованиями, отвечать по обязательствам друг друга.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.12.2018).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.12.2018).
3. Комментарии к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации 2018 года // Режим доступа: http://grazhkod.ru (дата обращения: 17.12.2018)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2018).
5. Манзаракшаев А.Б. Проблемы определения гражданско-правового статуса публично-правовых образований // Студенческий вестник. 2017. № 7. С. 81086
6. Кабанова И.Е. Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований за реализацию муниципальными образованиями государственных полномочий // Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию университета РАНХиГС при президенте РФ. (Краснодар. 2017). – Краснодар, 2017. С. 274-280.
7. Кукелко Д.В. правовое регулирование устойчивого развития территорий публично-правовых образований в Российской Федерации // Финансовое право. 2017. №10. С. 37-42