АУСДВГ, ИЛИ КОГДА РАС И СДВГ ХОДЯТ ПАРОЙ: ДИАГНОСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОМОЩИ И КОРРЕКЦИИ
Конференция: CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика

CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АУСДВГ, ИЛИ КОГДА РАС И СДВГ ХОДЯТ ПАРОЙ: ДИАГНОСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОМОЩИ И КОРРЕКЦИИ
AUADHD, OR WHEN ASD AND ADHD COME TOGETHER: DIAGNOSTICS AND POSSIBLE WAYS OF HELP AND CORRECTION
Darya Ledneva
Student, Kuban State University, Institute of Secondary Vocational Education, Russia, Krasnodar
Elena Brashovan
Teacher of the highest category, Kuban State University, Institute of Secondary Vocational Education, Russia, Krasnodar
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос АуСДВГ: совмещенного существования РАС и СДВГ. Исследуются вопросы каждого расстройства по отдельности, а также вопросы возможной диагностики и способы помощи коррекции людям с АуСДВГ.
Abstract. The question of AuADHD (combination of Autism and ADHD) is observed in the given article. The question of each disorder separately as well as the combination of them is researched. The possible diagnostics and ways of help and corrections in people with AuADHD are viewed.
Ключевые слова: РАС, СДВГ, аутизм, диагностика, заболевания нервной системы
Keywords: ASD, ADHD, autism, diagnostics, treatment, nervous system diseases
21-й век стал эпохой, в которой человечество достигло значительных успехов в области науки и технологий. Мы наблюдаем множество удивительных исследований, особенно в таких важных сферах, как медицина и нейропсихология. Эти достижения открывают новые горизонты для понимания, насколько многообразно функционирует человеческий мозг и психика. Рассматриваемая нами тема освещает важность и правильность диагностики нейрообразий. Терминология. «АуСДВГ» или же «АутиСДВГ» является комбинацией таких терминов как «Аутизм» (РАС) и аббревиатуры «СДВГ» (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности). Данные термины по своей сущности являются крупными противоположностями друг друга, но их единство в том, что оба понятия входят в общую группу естественных вариаций человеческого мозга, при которой его работа отличается от принятой в обществе нормы— нейроотличий. Эта категория включает в себя понимание и изучение как работает, функционирует и воспринимает окружающий мир мозг «Нестандартных» или же «Нетипичных» людей.
Давайте вспомним, что обозначает каждое из приведенных выше понятий, которые мы рассматривали в наших предыдущих работах:
Аутизм (РАС) – это нарушение развития нервной системы, которое влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир и как взаимодействуют с ним; нарушение, в котором сочетание социальных различий, ярко выраженные определенные интересы, «повторяющегося поведения» и различий в обработке сенсорной информации — это основные характеристики нейроотличия, связанные с людьми, находящимися в спектре аутизма.
СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности) – это нейроповеденческое расстройство, обусловленное незрелостью ВПФ и выражающееся синдромальной триадой: чрезмерной подвижностью, импульсивностью, трудностями сосредоточения.
Помимо этого стоит упомянуть то, что в отличие от расстройств или заболеваний, нейроотличия не лечатся, хотя при тяжелых формах используют медикаментозную терапию как коррекцию. И все же воспринимают это как особенность, которая определяет уникальность способов восприятия и взаимодействия с миром.
Но настоящее открытие заключается в том, что несколько нейроотличий порождают крайне удивительные личностные особенности. Примером становится АуСДВГ как самое частое совмещенное нейроразнообразие как у детей, так и у большинства взрослых.
Согласно данным несмотря на разновидность информации о совместной встречаемости нейрообразий, современные оценки показывают, что около 70% людей с диагностируемым РАС также имеют признаки СДВГ. Примечательно, что при такой значительной распространенности, диагноз АуСДВГ не был официально признан в “Диагностическом и статистическом” руководстве по психическим расстройствам” (DSM-5-TR) вплоть до 2013 года. [1,4]
Так же стоит отметить, человек не может соответствовать диагностическим критериям для обоих диагнозов. Несмотря на это требование, коморбидность (сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств [1]) при диагностике аутизма и СДВГ составляла 45%.
Необходимо отметить, что выделяют два типа развития АутиСДВГ: обозначим их условно буквами «А» и «Б» :
«А» - Полное совмещение, характеризующееся следующим образом: нейроотличность, которая будет противоположна другой, но при этом будет в равных соотношениях, как например: человек с АуСДВГ будет испытывать скуку и избегать однообразных занятий (признак СДВГ), но одновременно испытывать стресс и тревожность при переходе к чему-то новому, непривычному и ранее не замешенному действию в рутине (признак Аутизма (РАС). Следовательно, это дальше приводит к стабильным внутренним конфликтам.
«Б» -Один больше другого. Это подразумевает, что АуСДВГ представляет сочетание двух нейроотличий вместе, но где одно может быть б выраженно больше или меньше другого. Для определения главного и сопутствующего проводят специальную нейропсихологическую диагностику, включающую в себя: исследование двигательных функций, диагностику зрительного и зрительно-пространственного гнозиса (т.е.способности узнавать предметы с помощью органов чувств), исследование речевых функций, исследование памяти, уровня интеллекта, чтения и письма.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройства аутистического спектра (РАС) – два отдельных нейробиологических состояния, часто проявляющих схожие симптомы, что приводит к путанице в диагностике. Оба расстройства могут включать в себя проблемы с вниманием, импульсивность, трудности с социальным взаимодействием и специфические особенности обработки сенсорной информации. Дети и взрослые с СДВГ могут демонстрировать гиперактивность, которая проявляется в постоянном движении, ерзании, трудностях с сидением на месте, в то время как у людей с РАС может наблюдаться стереотипное поведение – повторяющиеся движения или такие действия, как например, качание, щелканье пальцами или выстраивание предметов в определенном порядке. Это стимулирующее поведение может служить для регулирования сенсорной перегрузки или снижения тревожности, характерной для обоих состояний. Однако, несмотря на эти перекрывающиеся черты, ключевое различие заключается в когнитивных профилях и лежащих в основе нейробиологических механизмах. СДВГ чаще характеризуется проблемами с исполнительными функциями – планированием, организацией, рабочей памятью и саморегуляцией. Люди с СДВГ могут испытывать трудности с фокусировкой внимания, но при достаточной мотивации и поддержке способны сосредоточиться на интересных для них задачах. РАС, напротив, часто включает в себя более глубокие дефициты в социальной коммуникации и взаимодействии, ограниченные интересы и репертуары поведения. Люди с РАС могут иметь исключительно узкие интересы, сосредотачиваясь на них с исключительной глубиной, и при этом испытывать трудности с адаптацией к изменениям в окружающей среде. Сенсорная чувствительность у людей с РАС часто выражена сильнее и проявляется в более широком спектре сенсорных модальностей (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), что может приводить к сильному дискомфорту и перегрузке. Современные исследования используют нейровизуализацию (МРТ, ЭЭГ), чтобы изучить различия в структуре и функции мозга у людей с СДВГ и РАС. Эти исследования подтверждают отдельную нейробиологическую природу обоих расстройств, хотя и отмечают наличие некоторых общих нейронных механизмов-например, проект ENIGMA, который представляет из себя сеть объединений исследователей в области геномики изображений для изучения структуры и функций мозга на основе данных МРТ, DTI, фМРТ и полногеномного ассоциативного сканирования (GWAS) [3]. Как мы видим, СДВГ и Аутизм могут сосуществовать, но они усложняют диагностику и разработку эффективных стратегий коррекций.
Разберем виды диагностики для двух данных расстройств:
1.Диагностика СДВГ
- Первичная диагностика (на дому) с помощью интернет-тестов
- Шкала оценки Коннерса: это инструмент, используемый для лучшего понимания академических, поведенческих и социальных проблем. Существуют формы Коннерса для детей в возрасте от 2 до 6 лет (Коннерс для детей младшего возраста), от 6 до 18 лет (Коннерс 4) и от 18 лет и старше (Шкала оценки СДВГ Коннерса для взрослых). В зависимости от вашего возраста существуют шкалы самооценки и оценки наблюдателем, которые дают информацию о ваших симптомах и о том, насколько эти признаки соответствуют диагностическим критериям СДВГ.
- Тесты на устойчивость внимания: существует множество различных заданий на внимание, например, тест на переменное внимание. Эти задания требуют от человека демонстрации способности сосредоточиться на задаче.
- Опросник для оценки исполнительных функций (BRIEF): существуют детская и взрослая версии этого опросника, который оценивает способность человека разбивать крупные проекты на части, выполнять задачи и сохранять концентрацию внимания.
2. Диагностика Аутизма:
- Первичная диагностика (на дому) с помощью интернет-тестов
- Шкала Коэффициент аутистического спектра (Autism Spectrum Quotient, AQ). В этом тесте используется ряд заданий, с помощью которых специалист оценивает мыслительные процессы, поведение и стиль общения на соответствие диагностическим критериям аутизма.
- «Monteiro Interview Guidelines for Diagnosing the Autism Spectrum, Second Edition» (MIGDAS-2) — это структурированный опрос, который собирает информацию о текущих симптомах, поведении, стилях социального взаимодействия и сенсорных потребностях, связанных с аутизмом. Опрос включает в себя рекомендации по сбору данных у родителей и учителей, а также по проведению сенсорно-ориентированного интервью с оцениваемым человеком, как результатом создается комплексный поведенческий профиль, который описывает уникальный способ отношения человека к миру. Это способствует помочь диагностировать, а также скорректировать подходящую терапию.
Так же стоит учитывать, в зависимости от проблем, специалист по оценке может также провести когнитивную оценку (также известную как тест на оценку IQ). У некоторых нейроотличных людей имеются трудности с обучением, и тест на IQ может предоставить ценную информацию о том, как поддержать и составить обучение.
Выделяют также скрининговые тесты на различные другие проблемы с психическим здоровьем, такие как тревожность или депрессия, которые могут сопутствовать Аутизму и СДВГ. Как пример, Шкала депрессии Бека, Краткий опросник по симптомам депрессии (QIDS), Опросник Спилбергера — Ханина (STAI), Шкала Гамильтона (HARS) и многие другие[2].
Поскольку стандартный мир не приспособлен для мозга с аутизмом и СДВГ, многие люди с одним или обоими нейроотличиями нуждаются в поддержке в повседневной жизни, на работе, в финансах или в других областях. Поэтому в большинстве случаев в тяжёлых формах в детском возрасте обращаются к корректирующим методам, в основе которых лежит : психолого-педагогическая терапия, социальная работа с пациентом и его семьей, логопедия и медикаментозная (фармакологическая)профилактика.
Примеры наиболее часто применяемых группы препаратов, входящих в комплексную коррекцию [6]:
- Ноотропные препараты (Когитум – амп., Пикамилон-таб., Пантогам- таб., Церебролизин-амп.,Кортексин-амп.)
- Фитотерапия (Настойка Пустырника, Настой из цветов Липы, Отвар из вишневых ягод и плодов шиповника)
Существует множество организаций, предоставляющих информацию о РАС и СДВГ или о том, как найти поддержку в связи с диагнозом и делятся советами по всему миру:
Neuroclastic: эта некоммерческая онлайн-организация продвигает идеи и истории людей с Аутизмом, а также выступает за мир, в котором признаются различия в нейротипах.[9 ]
Reddit's Adult ADHD Support Group: социальная сеть, которая создала сообщества, посвящённые расстройству дефицита внимания и гиперактивности (ADHD\ СДВГ), где пользователи между собой могут обмениваться опытом, рассказывать о своих проблемах и находить стратегии их решения. [8]
Рисунок 1. Официальный символ
Официальным символом АуСДВГ является радужная бабочка. Изображение бабочки символизирует многие аспекты, в том числе быструю смену мыслей. Оно также отражает способность людей с СДВГ адаптироваться и меняться в соответствии с жизненными трудностями. А радужные цвета символизируют разнообразие мышления и их потенциал. (рис.1)
Подводя итог, отметим, что АуСДВГ(АутиСДВГ) - это совмещенное нейрообразие развития РАС и СДВГ. Люди, имеющие АуСДВГ, могут вести жизнь с противоречивыми потребностями: такую, в которой они требуют строгого распорядка дня и расписания, но в тоже время с трудом их соблюдают. Временами жизнь может показаться настоящей борьбой для людей с нейроотличиями. Даже некоторые рутинные задачи, кажущиеся простыми и обыденными для большинства людей, превращаются для них в серьёзные испытания. Именно поэтому людям с АуСДВГ крайне необходима поддержка и понимание различных специалистов - психологов, психиатров, педагогов. Однако, это лишь малая часть. Не менее важна поддержка со стороны близких людей – семьи, друзей, партнёров. Понимание, терпение и безусловная любовь являются незаменимыми для создания безопасной и поддерживающей среды. Данная поддержка станет опорным фундаментом для самоактуализации и достижения потенциала нейроотличной личности. Важно усвоить, что нейроотличность -это не приговор, а часть индивидуальности, и с правильной поддержкой, можно прожить полноценную и счастливую жизнью, достигнуть успеха в различных сферах деятельности. Весь путь к благополучию лежит во взаимопонимании, терпении и сотрудничестве всех заинтересованных сторон.
