Статья:

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АКТЁРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Конференция: CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Умирбекова Ж.Б. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АКТЁРСКОМУ МАСТЕРСТВУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(296). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(296).pdf (дата обращения: 12.05.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АКТЁРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Умирбекова Жансая Боранбаевна
магистрант, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова, Казахстан, г. Алматы

 

INFLUENCE OF GLOBAL CHANGES ON THE PROCESS OF TEACHING ACTING

 

Zhansaya Umirbekova

Master's student, Kazakh National Academy of Arts named after T. Zhurgenov, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Современная система обучения актерскому мастерству стремительно меняется под влиянием глобализации. В данной статье рассматривается влияние глобализационных процессов на актерское образование, новые возможности, которые они открывают, а также способы улучшения методик подготовки актеров. Анализируется технологическое и методологическое превосходство западных стран, их эффективное использование современных технологий, таких как motion capture, и передовые подходы в профессиональном обучении. Также обсуждается роль мастер-классов и онлайн-платформ, значимость освоения международного опыта и новые методы развития актерского мастерства. Все эти изменения способствуют совершенствованию процесса подготовки актеров и их адаптации к глобальному пространству искусства.

Abstract. This article examines the impact of globalization on acting education, the new opportunities it presents, and ways to improve training methods. The technological and methodological superiority of Western countries is analyzed, including their effective use of modern technologies such as motion capture and advanced approaches in professional training. The role of master classes and online platforms is also discussed, highlighting the importance of acquiring international experience and new methods for developing acting skills. All these changes contribute to the improvement of actor training and their adaptation to the global artistic space.

 

Ключевые cлова: глобализация, актерское мастерство, театр, киноиндустрия, подготовка актеров.

Keywords: globalization, acting, training methods, motion capture, modern technologies, master classes, online education, Western experience, theater, film industry, international experience, actor preparation.

 

Современные методы актёрского мастерства и педагогики охватывают широкий спектр вопросов: развитие профессиональных навыков актёра, адаптация к новым требованиям индустрии искусства и внедрение эффективных педагогических подходов. Современные актёры сталкиваются с рядом профессиональных испытаний в связи с изменениями в театре, кино и цифровой среде. Им необходимо овладевать навыками работы в самых разных медиа-форматах: театре, кино, телевидении, на цифровых платформах и в социальных сетях. Тем не менее подготовка актёров зачастую не учитывает специфику игры перед камерой, где микрожесты, мимика и эмоциональная достоверность играют ключевую роль. Ординарное театральное обучение, ориентированное преимущественно на традиционные методы, не уделяет достаточного внимания особенностям работы перед камерой, что приводит к разрыву между компетенциями выпускников и требованиями кино- и телепроизводства. Работа перед камерой требует от актёра особых знаний и умений.

Влияние глобальных изменений на актёрское мастерство играет важную роль в развитии современного искусства и культуры. Технологические, социальные и культурные трансформации во всём мире существенно отражаются на актёрской профессии, выдвигая новые вызовы и потребность в пересмотре устоявшихся методов и подходов.

Кроме того, стоит обратить внимание на эволюцию театральной теории в процессе глобализации. Поиски таких теоретиков, как Станиславский, Мейерхольд, Брехт и Гротовский, оказали значительное влияние на мировой театральный дискурс. Константин Станиславский внёс фундаментальные изменения в процесс обучения актёрскому мастерству: его «система» была направлена на глубокое исследование внутренней жизни персонажа и реалистичное воспроизведение чувств и мыслей героя. Внутренний психологизм: Станиславский предложил метод «вживания в образ», позволяющий актёру приблизиться к внутреннему миру персонажа.

«Актёр должен вжиться, вчувствоваться в обстоятельства и в особенные черты персонажа.» [1]

То есть актёры должны создавать своих героев на основании принципа «как если бы я был этим персонажем», используя собственный жизненный опыт.

Брехтовский «эпический театр» основывался на эпическом повествовании: здесь внимание сосредотачивалось не столько на эмоциональном сопереживании, сколько на интеллектуальном участии зрителя. «Существенное же в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. Зритель должен не сопереживать, а спорить.» [2, с. 40]
Концепция Брехта усилила социальную функцию театра, предоставив ему площадку для обсуждения социальных и политических проблем. Эта теория привнесла радикальные изменения в европейское театральное пространство, расширив диапазон методов и усилив социально-политическую роль искусства.

Современные формы и направления театрального искусства претерпевают значительные изменения. Помимо академической модели игры, нынешний зритель преимущественно ценит достоверность и эмоциональную энергию исполнения. Эти требования способствуют формированию в театре новых приёмов и форм. Классические стили утрачивают былую универсальную актуальность, и сегодня особую популярность приобретает стилистика «эпического театра» Бертольта Брехта. Суть метода Брехта заключается в минималистских сценических решениях, сведённой к минимуму или полностью отсутствующей декорации, ограниченности движения и способности актёра передать художественную достоверность, оставаясь фактически на одном месте. Для Казахстанских театров это сравнительно новое явление.

По мере смены эпох и изменения социально-культурного контекста вырабатываются инновационные подходы, учитывающие специфические нужды каждого исторического времени. Обучение актёрскому мастерству в настоящее время развивается в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми обществом, культурой, технологиями и арт-индустрией.

Если обратиться к истории театра и процессу его глобализации, можно отметить, что в прежние времена сцены были просторными, а освещение недостаточным, из-за чего актёры были вынуждены прибегать к экспрессивным жестам, чтобы донести эмоции до самых дальних парт. Развитие технологий значительно изменило эту ситуацию, сделав игру более естественной. С появлением электрического освещения возникла возможность точечного света, благодаря чему мимика приобрела тончайшие нюансы. Ранее же газовые и керосиновые лампы обеспечивали ровное, но тусклое освещение, заставляя актёров использовать резкие движения и чётко выраженную пластику. Современные системы освещения позволяют работать с полутонной градацией, приближая игру к реалистичным образам.

Не менее существенным стало совершенствование акустики. Если архи­тектурные приёмы усиливали звук в прежних театрах, требуя от актёров громкой и чёткой речи с преувеличенной интонацией, то распространение микрофонов и современных акустических систем сделало сценическую речь живой и естественной: артисты могут говорить шёпотом, использовать паузы и варьировать тембр.

На стиль актёрской игры повлияло и кино. Привычка зрителя к искренней передаче эмоций на экране привела к тому, что театр отказался от избыточного пафоса в пользу подлинности. Если когда-то театр требовал отчётливой выразительности каждого жеста, то сегодня актёры стремятся к эмоциональной естественности. Современное театральное искусство активно реагирует на запросы аудитории, внедряя новые методы и технологии. Ярким примером является театр «ШАМ», завоевавший популярность именно благодаря удовлетворению потребности зрителей в правдоподобной, эмоционально убедительной, «натуральной» игре. Сегодняшний зритель ожидает от актёра отсутствия подделки, глубокой органичности и внутренняя логика образа становится в центре внимания, что перекликается с принципами системы К. Станиславского, направленными на исследование внутреннего мира персонажа и на максимально правдоподобное его воплощение. Спектакль «Иранская конференция» демонстрирует, каким образом в условиях глобализации трансформируется театр. Его ключевая особенность — предельная естественность актёрской игры в сочетании с комплексным применением сценических технологий, что наглядно свидетельствует о новых путях развития современного театра.

Современные формы и направления театрального искусства претерпевают значительные трансформации. Помимо академической модели актёрской игры, современный зритель в первую очередь ценит достоверность и эмоциональную энергию исполнения. Эти запросы способствуют возникновению новых приёмов и форм в театре. Классические стили утрачивают свою универсальную актуальность, в то время как стилистика «эпического театра» Бертольта Брехта ныне пользуется особой популярностью. Суть метода Брехта заключается в минималистских сценических решениях: декорации сводятся к минимуму или вовсе отсутствуют, движения ограничены, а актёр способен передать художественную правдивость, оставаясь практически неподвижным. Для казахстанских театров это сравнительно новое явление.

По мере смены эпох и трансформации социокультурного контекста вырабатываются инновационные подходы, учитывающие особенности и потребности каждого исторического периода. Подготовка актёрского мастерства в настоящее время развивается в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми обществом, культурой, технологиями и индустрией искусства.

Если обратиться к глобализационным процессам в театре, исторически театр основывался на яркой, экспрессивной игре, поскольку сцены были большими, а освещение — недостаточным, и актёры вынуждены были использовать максимально широкую пластику и выразительные жесты, чтобы эмоции были понятны даже зрителям в самых дальних рядах. Развитие технологий изменило эту ситуацию, приблизив театральную игру к естественности.

С появлением электрического освещения появились возможности точечного света, что позволило передавать тончайшие нюансы мимики. Ранее керосиновые и газовые лампы давали ровное, но приглушённое освещение, вынуждая актёров прибегать к резким движениям и чётко выраженной пластике. Современные технологии освещения предоставляют широкий диапазон полутонов, делая игру более правдоподобной.

Не менее важным стало совершенствование акустики. Хотя в старых театрах звук усиливался архитектурными приёмами, актёры всё равно были вынуждены говорить громко и отчётливо, порой преувеличивая интонацию. С появлением микрофонов и современных звуковых систем сценическая речь стала живой и естественной: артисты получили возможность шептать, использовать паузы и тончайшую модуляцию голоса.

Влияние кино также сказалось на стиле актёрской игры. Зритель, привыкнувший к достоверной передаче эмоций на экране, стал требовать того же от театра. Если раньше театр требовал чёткой выразительности каждого движения, то сегодня актёры отказываются от избыточного пафоса в пользу подлинности. Современное театральное искусство активно реагирует на запросы публики, внедряя новые актёрские приёмы и технологии. Одним из ярких примеров является театр «ШАМ», завоевавший популярность благодаря удовлетворению зрительской потребности в достоверной и эмоционально убедительной игре. Современный зритель хочет видеть на сцене непринуждённость, естественность и глубокую внутреннюю логику образа, что коррелирует с принципами системы К. Станиславского, направленными на фундаментальное изучение внутреннего мира персонажа и его достоверное воплощение. Спектакль «Иранская конференция» служит ярким примером трансформации театра в условиях глобализации. Одной из его ключевых особенностей является максимальная естественность актёрской игры в сочетании с комплексным применением сценических технологий, что наглядно демонстрирует новые пути развития современного театра.

Эти методы предъявили к актёрской игре новые требования: актёры надевали специальные костюмы с датчиками, фиксировавшими их движения, мимику и эмоции, которые затем обрабатывались в цифровом формате, что подчеркнуло значимость пластики тела. Вместе с тем работа без декораций, в виртуальном пространстве, потребовала от актёров пространственного мышления и усиления внутреннего действия. Цифровая обработка позволила адаптировать образы актёров к вымышленной культуре, к мифическому народу на’ви. Так, Зои Салдана в роли Нейтири комбинировала приёмы физического театра Жака Лекока и систему Станиславского, максимально достоверно передавая пластику и эмоциональные проявления персонажа. В фильме объединены несколько актёрских методик, отражающих синтез мирового актёрского опыта: метод Ли Страсберга — эмоциональная память и глубокое погружение во внутренний мир персонажа, связывая опыт героя с личными воспоминаниями; метод Жака Лекока — принципы физического театра, передача сущности персонажа через движение и пластику; система Станиславского — психологическая достоверность и переживание через действие. Сочетание этих методик свидетельствует об универсальности актёрской игры и гармонии различных культурных подходов. В европейской театральной педагогике метод Жака Лекока имеет особое значение. Этот выдающийся французский педагог и режиссёр создал уникальную методику, основанную на глубоком понимании тела как основного средства выражения движением, эмоций и идей. Лекок писал: «Тело хранит в себе память обо всём, что с нами происходило в жизни.» [4], то есть тело хранит память обо всём, что с ним происходило, подчёркивая важность использования телесной памяти в актёрской игре. На основе метода Лекока развилась работа с различными масками, ключевую роль среди которых занимает «нейтральная маска». Эта маска помогает актёру достичь внутреннего спокойствия и открытости, позволяя отвечать на внешние стимулы без заранее сформированного взгляда. Лекок считал, что применение нейтральной маски способствует освобождению актёра от «эго» и полному вхождению в роль.

Ещё один важный элемент метода — исследование природных явлений и материалов. Наблюдая за динамикой огня, воды, воздуха и земли, актёры стремятся включить их свойства в своё движение. Такой подход развивает способность актёра адаптироваться к разнообразным сценическим условиям и создавать сложные многогранные образы. Для повышения международного уровня актёрского образования в Казахстане необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, государственные и частные вузы должны разработать специальные программы для регулярного привлечения зарубежных преподавателей. Важно увеличить финансирование международных академических обменов, предусмотреть дополнительные гранты и стипендии для студентов. Кроме того, для выхода казахстанской кино- и театральной индустрии на мировой рынок следует развивать международные копродукции и многонациональные проекты. В будущем расширение обмена международным опытом позволит готовить конкурентоспособных специалистов в сфере актёрского искусства Казахстана. При правильной стратегии и поддержке кино и театральная отрасли страны способны достичь мировых высот. Мультикультурализм также существенно влияет на актёрское искусство, поскольку каждая культура имеет свои театральные и кинематографические традиции, приёмы исполнения и стили повествования. В условиях глобализации актёры должны уметь работать в различных культурных контекстах, что повышает их профессиональный уровень и расширяет творческие возможности. Интенсивное развитие глобализации ставит актёров перед новыми задачами, ключевой из которых является владение несколькими языками. Для успешной карьеры на международном уровне актёры должны свободно говорить на разных языках, адаптировать голос, дикцию и акцент под требования каждой культуры. Знание нескольких языков открывает актёрам доступ к международным проектам: сегодня киноиндустрия стирает границы и привлекает артистов из разных стран к совместным работам. Крупные платформы — Netflix, Amazon, HBO и другие — развивают многонациональный контент. В связи с этим востребованность актёров, владеющих английским, испанским, французским, китайским и русским языками, постоянно растёт.

Подводя итог, можно констатировать, что глобальные изменения радикально влияют на процесс обучения актёрскому мастерству, поднимая его на новый уровень. Интенсивное развитие технологий, усиление мультикультурализма и международного сотрудничества, а также появление новых медиа-платформ требуют переосмысления традиционных методов обучения. Цифровые технологии, такие как motion capture, демонстрируют своё влияние на актёрское искусство, открывая новые возможности.

Сегодня система актёрского образования выходит за рамки исключительно сценического или киносъёмочного опыта. Актёрам важно уметь работать в цифровой среде и виртуальных пространствах, владеть несколькими языками и адаптироваться к разным культурным контекстам. Следовательно, актёрские школы должны приоритетно внедрять новые технологии и педагогические методы, а также готовить специалистов, способных работать в многоязычной и мультикультурной среде.

 

Список литературы:
1. Ежи Гротовский Театральная антропология https://syg.ma/@pietr-kulikov/ie-grotovskii-tieatralnaia-antropologiia
2. Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/2 / Ком. Е. Г. Эткинда. 566 с. 40с. 
3. Бауыржанқызы А. Сананы сілкіндірген «Иран конференциясы» // «Айқын» газеті порталы. – URL: https://aikyn.kz/256228/sanany-silkindirgen--iran-konferenciyasy 
4. Занятие по пластике и актерскому мастерству на базе выдающегося мима Жака Лекока. https://www.google*.com/url?q=https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/393586-zanjatie-po-plastike-i-akterskomu-masterstvu-&sa=D&source=editors&ust=1694975077752353&usg=AOvVaw11SS410PBPWdeZuxEK6YPp 
 

*По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.