ДЖАЗ КАК СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ДЖАЗ КАК СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
Аннотация. Статья посвящена оценке влияния джаза на академическую музыку с точки зрения исторической перспективы. В статье приведён анализ истоков джазовой музыки и их влияние на классическую музыку, а так же разобрано параллельное взаимообогащение джаза и академической музыки. Исследование затрагивает симбиоз африканских ритмов, джазовых гармоний и мелодий, и классики, в итоге порождающих новые музыкальные направления. Так же, в статье освещается качественный переход джаза с развлекательного на академический уровень.
Abstract. The article is devoted to assessing the influence of jazz on academic music from a historical perspective. The article provides an analysis of the origins of jazz music and their influence on classical music, as well as the parallel enrichment of jazz and academic music. The research touches on the symbiosis of African rhythms, jazz harmonies and melodies, and classics, eventually giving rise to new musical trends. The article also highlights the qualitative transition of jazz from the entertainment to the academic level.
Ключевые слова: Джаз, история джаза, классическая музыка, американская эстрада, Джордж Гершвин, импровизация.
Keywords: Jazz, history of jazz, classical music, American pop, George Gershwin, improvisation
Джаз, возникший в конце XIX — начале XX века в США, как полупрофессиональное искусство, синтезировавшее афро-американскую и европейскую бытовую культуру, стал одним из самых влиятельных музыкальных направлений, оставив заметный след в академической музыке. Его уникальное звучание, основанное на импровизации, сложных ритмах и гармонической свободе, вдохновило многих композиторов на эксперименты и инновации. Если в конце XIX в. исполнение раннего примитивного джаза было сперва побочным занятием, временной работой для негритянских музыкантов в свободные часы, и лишь позже появились первые профессионалы, то уже в 20-х гг. джаз распространился по всей Америке, проник в Западную Европу и СССР, постепенно перейдя в область профессионального творчества. [1,5]
Влияние джаза на академическую музыку проявляется в глубоком взаимодействии и обмене идеями между двумя стилями. Композиторы начали интегрировать джазовые элементы в свои произведения, стремясь к новизне и оригинальности. Джазовые гармонии, ритмы и мелодии обогатили классическую музыку, привнеся в неё динамичность и эмоциональную выразительность.
Одним из ярких примеров такого синтеза является творчество Джорджа Гершвина. Его «Рапсодия в стиле блюз» демонстрирует, как джазовые элементы могут гармонично сочетаться с классической формой и оркестровкой. Это произведение стало символом нового звучания, объединяющего два музыкальных направления. А следующее его произведение, «Порги и Бесс», он сам же и описал в статье для «Нью-Йорк Таймс»: «В самом начале работы над оперой я решил не прибегать к использованию народной негритянской музыки в чистом виде, чтобы не повредить цельности восприятия оперы. Поэтому я сочинил собственные спиричуэлс и народные песни. Тем не менее все они выдержаны в характере народной музыки, а так как все произведение написано в оперном жанре, то “Порги и Бесс” является не чем иным, как народной оперой». [2]
Тут стоит сделать некоторое отступление, и вернуться к истории джаза. Когда мы говорим « африканские ритмы», то надо иметь в виду, что западноафриканские негры, ставшие в последствии чернокожим населением обеих Америк, никогда не играли «джаз» как таковой — речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным «хором» барабанов с его сложной полиритмией и многим другим. [5]
Исполнение джазовых и классических произведений на одних и тех же площадках также способствовало обмену идеями между музыкантами. Джазовые музыканты, выступающие в концертных залах, и классические исполнители, экспериментирующие с джазовыми техниками, взаимно обогащают свои подходы. Это взаимодействие приводит к новым интерпретациям классических произведений и созданию оригинальных композиций, в которых переплетаются элементы обоих жанров.
Теория музыки также претерпела изменения под влиянием джаза. Джазовые подходы к гармонии и ритмической организации были изучены и применены в академической музыке. «Одним из важнейших, определяющих и наиболее оригинальных элементов джаза является его ритм. Ритм джаза — новое ощущение. Он знаменует собой особый «строй чувствований», порожденный империалистической эпохой.» [3] Нестандартные аккорды и прогрессии, характерные для джаза, нашли своё место в классических композициях, придавая им глубину и насыщенность.
Смешение жанров, вдохновлённое джазом, привело к появлению новых направлений, таких как кроссовер и фьюжн. Эти стили объединяют джазовые элементы с другими музыкальными традициями, создавая уникальные звуковые ландшафты и расширяя границы музыкального выражения.
Таким образом, влияние джаза на академическую музыку является многогранным и глубоким. Оно проявляется в интеграции джазовых элементов в композицию, исполнении, теории музыки и смешении жанров. Джаз продолжает вдохновлять музыкантов и композиторов, способствуя развитию и обогащению музыкального искусства. Но, кроме того, в моменте, когда джаз перешёл от свинга к бибопу, и стал более академичным, одновременно выходя за рамки интерпретаторской музыкальной парадигмы, становясь, своего рода, единственной американской формой классической музыки.