ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Экологическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности государства. Последние нормативные преобразования в сфере охраны окружающей среды наглядно показывают, что законодательных инициатив по данному вопросу становится все больше [1, с. 78]. Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения Республики Беларусь выступают одними из приоритетных задач уголовного права на современном этапе [2, с. 250].
Принято считать, что первым в отечественном праве понятие «экологическое преступление» использовал в 1972 г. О. С. Колбасов, несмотря на то, что оно и не было четко им определено [3, с. 5]. В теории уголовного права такое понятие, как «экологическое преступление», начинает использоваться с начала 80-х гг. в качестве аналога понятия «преступление в области охраны природы» [2, с. 251].
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, экологическая безопасность определяется как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее обеспечение является обязательным условием устойчивого развития страны и призвано реализовывать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. В число угроз национальной безопасности можно включить противоправные посягательства на экологическую безопасность, кризисные явления, события, оказывающие психологическое воздействие на людей и общество. Активная роль экологической безопасности выражается в предотвращении, устранении угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для нормального функционирования общества [4, с. 49].
Конституционно-правовым основанием установления системы уголовно-правового запрета на общественно опасные деяния против экологической безопасности и природной среды является ст. 46 Конституции Республики Беларусь, определяющая право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Осуществляя охранительную функцию, государство устанавливает уголовно-правовой запрет на деяния, угрожающие или причиняющие вред окружающей среде, нарушающие права и законные интересы человека на благоприятную окружающую среду, под угрозой наказания и уголовной ответственности [5, с. 120].
Преступления против экологической безопасности и природной среды обладают высокой степенью вредоносности, но причиненный экологический вред, который непосредственно связан с экономическим вредом, может быть заглажен при условии создания для этого соответствующих законодательных условий. Уголовный кодекс содержит ряд поощрительных норм, направленных на формирование у лиц, совершивших преступление, стремления к возмещению причиненного преступлением вреда (например, пункт 4 ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 77, ст. 86, 88, пункт 8 ч. 5 ст. 90 УК) [5, с. 122].
Понимание понятия и значения экологических преступлений в системе уголовного права Республики Беларусь является необходимым условием эффективной реализации уголовно-правовой охраны окружающей среды. Дальнейшее совершенствование уголовного законодательства в этой сфере должно быть направлено на повышение эффективности борьбы с экологическими преступлениями и обеспечение экологической безопасности страны. Так, например, этого можно достичь при помощи расширения перечня деяний, квалифицируемых как экологические преступления, с учетом новых экологических угроз (например, загрязнение микропластиком, незаконная добыча ископаемых, киберпреступления в сфере экологии); ужесточения санкций за наиболее опасные экологические преступления, особенно за те, которые приводят к масштабному загрязнению окружающей среды, гибели редких и исчезающих видов животных и растений; оптимизации механизмов выявления и расследования экологических преступлений, в том числе путем расширения полномочий природоохранных органов и внедрения современных технологий (например, использование дронов для мониторинга территорий).
Только за счет конкретных и последовательных шагов по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики можно повысить эффективность борьбы с экологическими преступлениями и обеспечить реальную экологическую безопасность Республики Беларусь.
