ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ КЛИМАТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ КЛИМАТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Вопрос экологического состояния планеты является одним из важнейших на современном международном поле. Основными проявлениями экологической проблемы на данный момент являются: изменение климата; загрязнение воздуха, вод, почв. В ответ на глобальные экологические вызовы государства, международные организации, научное сообщество активно разрабатывают и реализуют разнообразные правовые механизмы, целью которых является защита окружающей среды и смягчение последствий климатических изменений. Одним из самых сложных, многогранных, охватывающим как юридические, экономические, так и этические аспекты является вопрос об ответственности за уже существующие проблемы изменения климата и загрязнения окружающей.
Важное значение в данном контексте имеет Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Значительное место в рамках данной конвенции занимали положения, связанные с ответственностью развитых стран. Отмечалось, что “Сторонам, являющимся развитыми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями”, а также “Степень эффективности осуществления Сторонами, являющимися развивающимися странами, своих обязательств по Конвенции будет зависеть от эффективного осуществления Сторонами, являющимися развитыми странами, своих обязательств по Конвенции, связанных с финансовыми ресурсами и передачей технологии”, что говорит о сильной зависимости развивающихся стран от развитых и о повышенной ответственности вторых [1]. Опираясь на то, что развитые государства имели значительно больший экономический и технологический потенциал, позволяющий не только уменьшать выбросы парниковых газов, но и принимать меры для адаптации к последствиям изменения климата, в конвенции закреплялось разделение обязанностей между развитыми и развивающимися странами. Отметим, что развивающиеся страны воспринимали проблему изменения климата как часть более масштабной картины исторической и экономической несправедливости, требуя, чтобы промышленно развитые государства несли основное бремя борьбы с изменением климата. В свою очередь многие развитые государства настаивали на участии развивающихся стран в решении практических вопросов противодействия изменению климата. Исторически выбросы парниковых газов были действительно намного выше в развитых государствах. Тем не менее, по данным на 2012 г., развивающиеся страны осуществили более половины выбросов углекислого газа в мире. Таким образом, хотя выбросы углекислого газа в большинстве промышленно развитых стран по-прежнему превышают темпы роста в большинстве развивающихся стран, прогнозируется, что выбросы крупных развивающихся стран будут продолжать расти [2]. Особую роль в определение подходов к климатической ответственности сыграл Киотский протокол, который был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Он основывался на принципе общей, но дифференцированной ответственности: в нём признавалось, что страны имеют неодинаковые возможности в борьбе с изменением климата, так как имеют разные уровни экономического развития, и поэтому он налагал обязательство сократить текущие выбросы в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с установленными количественными обязательствами на основании того, что они несут историческую ответственность за нынешний уровень парниковых газов в атмосфере. Кроме того, для каждой страны была установлена квота на выбросы парниковых газов. В том случае, если государство выбрасывало в атмосферу парниковых газов меньше выделенной квоты, оно могло продать излишки другому государству, которое тем самым получало возможность выбрасывать больше парниковых газов [3]. Киотский протокол стал первым соглашением, которое устанавливало конкретные цели для развитых стран – стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.
В целях дальнейшей борьбы с изменением климата и его негативными последствиями на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 12 декабря 2015 года было принято Парижское соглашение, цель которого заключалось в том, чтобы удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 °C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C.. Данное соглашение открыло для развитых стран возможность оказания помощи развивающимся странам в их усилиях по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, одновременно создавая основу для транспарентного мониторинга и отчетности о достижении странами целей в области климата. Сотрудничество государств играет важную роль в экологической сфере: совместными усилиями, направленными на сокращение выбросов углекислого газа в биосферу Земли, достигается не только защита климата, но и экономическая стабильность государств, которые подписали и ратифицировали Парижское Соглашение по климату 2015 г. Выражая волю своих народов к пониманию значения охраны климатической системы от антропогенного разрушения, государства на международном уровне активнее интегрируются в межгосударственные и транснациональные программы развития, понимая, что экономический и экологический факторы составляют единство с точки зрения безопасности государства и его будущего развития. Меры, направленные на сокращение выбросов углекислого газа, не должны приводить к дискриминации или каким-либо открытым ограничением международной торговли [4 с.116]. Стоит отметить, что сейчас вопрос помощи развивающимся странам также регламентируется. Уже в ноябре 2024 года после двух недель интенсивных переговоров делегаты 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) договорились постепенно довести ежегодное финансирование до 1,3 триллиона долларов к 2035 году. Новая финансовая цель позволит направить больше средств на неотложные действия, связанные с изменением климата в развивающихся странах [5]. 23 апреля 2025 года под председательством Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и президента Бразилии Луиса да Силвы прошел виртуальный саммит высокого уровня по вопросам климата. В нем приняли участие 17 лидеров, представляющих как крупнейшие экономики мира, так и страны, крайне уязвимые перед глобальным потеплением. Целью встречи была мобилизация международных климатических действий перед Конференцией ООН по климату (КС-30), которая пройдет в Бразилии. Антониу Гутерриш подчеркнул необходимость направлять гораздо больше поддержки развивающимся странам, которые страдают от последствий изменения климата больше других, хотя их выбросы минимальны [6]. Таким образом, ответственность за существующие климатические проблемы – это комплексный вопрос, который требует совместных усилий на международном уровне. Климатическая ответственность, прежде всего заключается в признание того, что изменение климата влечет серьезные глобальные последствия, и что государства должны принимать меры для смягчения его последствий и адаптации к ним, с учетом исторических, этических аспектов и экономических возможностей. Ключевую роль в формировании климатической ответственности государств и обеспечении коллективных действий по борьбе с изменением климата играют международные соглашения. Однако для достижения поставленных целей необходимо продолжать усилия по повышению амбициозности обязательств, улучшению механизмов финансирования и углублению сотрудничества между странами. Только совместные действия могут привести к успешной борьбе с глобальным потеплением и обеспечению устойчивого будущего для всех.
