Статья:

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ КЛИМАТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гриб А.А., Борщевская Д.Н. ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ КЛИМАТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ КЛИМАТИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гриб Алеся Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
Борщевская Дарья Николаевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
Манкевич Ирина Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск

 

Вопрос экологического состояния планеты является одним из важнейших на современном международном поле. Основными проявлениями экологической проблемы на данный момент являются: изменение климата; загрязнение воздуха, вод, почв. В ответ на глобальные экологические вызовы государства, международные организации, научное сообщество активно разрабатывают и реализуют разнообразные правовые механизмы, целью которых является защита окружающей среды и смягчение последствий климатических изменений. Одним из самых сложных, многогранных, охватывающим как юридические, экономические, так и этические аспекты является вопрос об ответственности за уже существующие проблемы изменения климата и загрязнения окружающей.

Важное значение в данном контексте имеет Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Значительное место в рамках данной конвенции занимали положения, связанные с ответственностью развитых стран. Отмечалось, что “Сторонам, являющимся развитыми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями”, а также “Степень эффективности осуществления Сторонами, являющимися развивающимися странами, своих обязательств по Конвенции будет зависеть от эффективного осуществления Сторонами, являющимися развитыми странами, своих обязательств по Конвенции, связанных с финансовыми ресурсами и передачей технологии”, что говорит о сильной зависимости развивающихся стран от развитых и о повышенной ответственности вторых [1]. Опираясь на то, что развитые государства имели значительно больший экономический и технологический потенциал, позволяющий не только уменьшать выбросы парниковых газов, но и принимать меры для адаптации к последствиям изменения климата, в конвенции закреплялось разделение обязанностей между развитыми и развивающимися странами. Отметим, что развивающиеся страны воспринимали проблему изменения климата как часть более масштабной картины исторической и экономической несправедливости, требуя, чтобы промышленно развитые государства несли основное бремя борьбы с изменением климата. В свою очередь многие развитые государства настаивали на участии развивающихся стран в решении практических вопросов противодействия изменению климата. Исторически выбросы парниковых газов были действительно намного выше в развитых государствах. Тем не менее, по данным на 2012 г., развивающиеся страны осуществили более половины выбросов углекислого газа в мире. Таким образом, хотя выбросы углекислого газа в большинстве промышленно развитых стран по-прежнему превышают темпы роста в большинстве развивающихся стран, прогнозируется, что выбросы крупных развивающихся стран будут продолжать расти [2]. Особую роль в определение подходов к климатической ответственности сыграл Киотский протокол, который был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Он основывался на принципе общей, но дифференцированной ответственности: в нём признавалось, что страны имеют неодинаковые возможности в борьбе с изменением климата, так как имеют разные уровни экономического развития, и поэтому он налагал обязательство сократить текущие выбросы в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с установленными количественными обязательствами на основании того, что они несут историческую ответственность за нынешний уровень парниковых газов в атмосфере. Кроме того, для каждой страны была установлена квота на выбросы парниковых газов. В том случае, если государство выбрасывало в атмосферу парниковых газов меньше выделенной квоты, оно могло продать излишки другому государству, которое тем самым получало возможность выбрасывать больше парниковых газов [3]. Киотский протокол стал первым соглашением, которое устанавливало конкретные цели для развитых стран – стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

В целях дальнейшей борьбы с изменением климата и его негативными последствиями на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 12 декабря 2015 года было принято  Парижское соглашение, цель которого заключалось в том, чтобы удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 °C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C.. Данное соглашение открыло для развитых стран возможность оказания помощи развивающимся странам в их усилиях по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, одновременно создавая основу для транспарентного мониторинга и отчетности о достижении странами целей в области климата. Сотрудничество государств играет важную роль в экологической сфере: совместными усилиями, направленными на сокращение выбросов углекислого газа в биосферу Земли, достигается не только защита климата, но и экономическая стабильность государств, которые подписали и ратифицировали Парижское Соглашение по климату 2015 г. Выражая волю своих народов к пониманию значения охраны климатической системы от антропогенного разрушения, государства на международном уровне активнее интегрируются в межгосударственные и транснациональные программы развития, понимая, что экономический и экологический факторы составляют единство с точки зрения безопасности государства и его будущего развития. Меры, направленные на сокращение выбросов углекислого газа, не должны приводить к дискриминации или каким-либо открытым ограничением международной торговли [4 с.116]. Стоит отметить, что сейчас вопрос помощи развивающимся странам также регламентируется. Уже в ноябре 2024 года после двух недель интенсивных переговоров делегаты 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) договорились постепенно довести ежегодное финансирование до 1,3 триллиона долларов к 2035 году. Новая финансовая цель позволит направить больше средств на неотложные действия, связанные с изменением климата в развивающихся странах [5]. 23 апреля 2025 года под председательством Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и президента Бразилии Луиса да Силвы прошел виртуальный саммит высокого уровня по вопросам климата. В нем приняли участие 17 лидеров, представляющих как крупнейшие экономики мира, так и страны, крайне уязвимые перед глобальным потеплением. Целью встречи была мобилизация международных климатических действий перед Конференцией ООН по климату (КС-30), которая пройдет в Бразилии. Антониу Гутерриш подчеркнул необходимость направлять гораздо больше поддержки развивающимся странам, которые страдают от последствий изменения климата больше других, хотя их выбросы минимальны [6]. Таким образом, ответственность за существующие климатические проблемы – это комплексный вопрос, который требует совместных усилий на международном уровне. Климатическая ответственность, прежде всего заключается в признание того, что изменение климата влечет серьезные глобальные последствия, и что государства должны принимать меры для смягчения его последствий и адаптации к ним, с учетом исторических, этических аспектов и экономических возможностей. Ключевую роль в формировании климатической ответственности государств и обеспечении коллективных действий по борьбе с изменением климата играют международные соглашения. Однако для достижения поставленных целей необходимо продолжать усилия по повышению амбициозности обязательств, улучшению механизмов финансирования и углублению сотрудничества между странами. Только совместные действия могут привести к успешной борьбе с глобальным потеплением и обеспечению устойчивого будущего для всех.

 

Список литературы:
1. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс] : принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро 09.05.1992 г. // ООН – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml – Дата доступа: 03.04.2025.
2. Солнцев А.М. Изменение климата: Международно-правовое измерение / А.М. Солнцев. – Москва : Московский журнал международного права. 2018. – с. 60-78. 
3. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс] : принят 11.12.1997 г. // ООН – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml – Дата доступа: 03.04.2025.
4. Быковский В.К. Международно-правовое регулирование охраны климата: вопросы взаимодействия политики, права, экологической безопасности / В.К. Быковский. – Москва : Научный журнал «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право». 2019. – с. 113-131. 
5. Конференции ООН по изменению климата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/climatechange/un-climate-conference – Дата доступа: 03.04.2025.
6. В преддверии Конференции по климату в Бразилии мировые лидеры призывают к ускоренным климатическим действиям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2025/04/1463566 – Дата доступа: 03.04.2025.