НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ АНАЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: CCCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ АНАЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В последние годы наблюдается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Эти преступления представляют повышенную общественную опасность из-за широкого охвата аудитории через интернет.
Для таких преступлений характерны:
– высокий уровень технологичности: использование современных IT-технологий, сетей и устройств;
– скрытность: сложность выявления и расследования, незаметность для большинства людей [4, c. 124];
– организованность: связь с организованной преступностью;
– профессионализм: совершение преступлений лицами, для которых это основной источник дохода;
– трансграничный характер: деятельность вне государственных границ [3, c. 51].
Использование мессенджеров, таких как Telegram, WhatsApp и Viber, позволяет дилерам избегать личного контакта с покупателями, обеспечивая конспирацию на всех этапах сделки: от заказа до оплаты и получения координат закладки. Анонимность участников затрудняет установление их личностей и доказательство причастности к сбыту наркотиков [5, 48-51].
Преступники часто действуют удаленно, в том числе из других стран, что усложняет их поимку, так как правоохранительные органы ограничены в своих полномочиях за пределами своей юрисдикции.
Таким образом, современные технологии позволяют наркодилерам увеличивать объемы продаж, расширять ассортимент и обеспечивать высокую степень конспирации.
Тщательная конспирация, сопровождающая каждую стадию онлайн-торговли наркотиками – от заказа до получения координат закладки – создает серьезные препятствия для правоохранительных органов. Анонимность участников делает невозможным их идентификацию, что существенно затрудняет расследование и доказывание факта сбыта наркотиков через интернет. Преступники, находясь в других регионах или даже странах, пользуются этим, чтобы избежать преследования, рассчитывая на то, что юрисдикция местных правоохранительных органов ограничена.
Современные средства связи, такие как телевидение, радио и интернет, предоставляют наркоторговцам возможности для существенного увеличения прибыли, расширения предлагаемых наркотических веществ и сохранения секретности своей незаконной деятельности. Государство реагирует на эти изменения [6, c. 14].
В 2021 году в статью 230 Уголовного кодекса РФ были внесены поправки, ужесточающие наказание за склонение к употреблению наркотиков через интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети. Теперь за это преступление можно получить от пяти до десяти лет лишения свободы, а в случае смерти двух и более лиц по неосторожности – более суровое наказание.
Несмотря на это, организованные преступные группы, благодаря тщательному планированию, обеспечивают анонимность своих участников и минимизируют их контакты. Сложность раскрытия таких преступлений обусловлена уникальными техническими возможностями интернета и мобильной связи. В связи с этим, борьба с наркопреступностью в сети является приоритетной задачей уголовно-правовой политики России [1].
Законодательство реагирует на эти изменения. Например, Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 УК РФ, касающуюся склонения к потреблению наркотиков [1; 2].
Наркопреступность все активнее перемещается в онлайн-пространство. Статистика показывает, что доля преступлений, связанных с наркотиками и совершенных через интернет, значительно возросла с 2020 по 2024 год, что обусловлено широким распространением социальных сетей. Особую сложность для правоохранительных органов представляет использование злоумышленниками защищенных мессенджеров, таких как Skype, Viber, WhatsApp, Brosix и Telegram, которые затрудняют перехват и анализ переписки. В России в основном применяется репрессивный подход к борьбе с наркотиками, хотя и наблюдаются попытки внедрения более мягких, рестриктивных мер. Несмотря на историческую глубину проблемы наркомании, активные государственные меры по борьбе с ней в России начали предприниматься лишь в XX веке [7, c. 27].
Реализация государственной антинаркотической политики в РФ, основанной на утвержденной Президентом Стратегии, преследует цели снижения уровня наркотизации населения и пресечения незаконного оборота наркотических средств, а также минимизации негативных последствий данных явлений для государственной и общественной безопасности, здоровья и жизни граждан. Тем не менее, анализ правоприменительной практики свидетельствует о сохраняющейся остроте проблемы наркомании и незаконного оборота, несмотря на ужесточение уголовного законодательства. При этом, наблюдается тенденция к преобладанию уголовных дел, возбужденных по статьям 228-228.2 УК РФ в отношении потребителей и мелких сбытчиков, в то время как дела против крупных организаторов наркобизнеса практически отсутствуют.
Самой главной проблемой на настоящий момент является дистанцирование между изготовителями средств и веществ наркотического содержания и оптовыми и розничными сбытчиками наркотических веществ. Это происходит по причине широкого распространения информационных технологий, а также в виду ограниченности технических возможностей повсеместного мониторинга информационных систем, с помощью которых субъекты преступной деятельности осуществляют транспортировку и реализацию наркотических веществ и их прекурсоров.
Трудности возникают уже на этапе установления личности, деятельность которой направлена на участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ посредством сети «Интернет», что объясняется рядом факторов:
– латентный характер преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств;
– постоянное совершенствование мобильных приложений и их средств защиты;
– отсутствие выстроенной системы взаимодействия между оперативными техническими подразделениями с сотовыми операторами и кредитными организациями;
– отсутствие базы технического обеспечения, которая позволяла бы проводить извлечение данных с заблокированных устройств и облачных хранилищ данных.
