ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПРОМПТИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, СОЗДАННОГО С ПОМОЩЬЮ LLM
Конференция: CCCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПРОМПТИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, СОЗДАННОГО С ПОМОЩЬЮ LLM
Современные LLM (large language models — большие языковые модели) позволяют быстро генерировать учебные тексты, тестовые задания, наглядные иллюстрации для уроков и прочие единицы образовательного контента, что существенно ускоряет процесс их разработки. Однако каждый преподаватель или методист, когда-либо использовавший LLM для создания образовательного контента, знает, что это сопряжено с рядом рисков: появлением фактических ошибок, отсутствием структурной связности, несоответствием материалов заявленным образовательным целям или уровню подготовки обучающихся [1, 2]. С точки зрения автора данной статьи, перечисленные риски можно нивелировать с помощью качественной пост-генерационной обработки контента. Один из методов такой обработки — перекрестный промптинг[1].
Суть метода
Идея перекрестного промптинга (или кросс-промптинга) [3] состоит в том, чтобы искусственно воспроизводить несколько точек зрения на один и тот же фрагмент сгенерированного контента, пошагово внося улучшения в исходный вариант. «Носителями» этих точек зрения также выступает LLM, которой необходимо задать определенную ролевую модель: преподаватель, эксперт-предметник, педагогический дизайнер, студент, представитель заказчика, психолог, юрист и т. д. Набор ролевых моделей и последовательность их применения должна определяться методистом исходя из специфики разрабатываемого контента, но в общем случае схема применения перекрестного промптинга может быть реализована по алгоритму, представленному на рисунке 1.
Рисунок 1. Алгоритм использования перекрестного промптинга для генерации и пост-генерационной обработки образовательного контента
Таким образом, каждый последующий промпт целенаправленно улучшает первоначально сгенерированный контент: устраняет фактические ошибки, улучшает структуру и логику изложения, адаптирует материал под конкретную аудиторию. Это обеспечивает более глубокую проработку материала, снижает риск ошибок и противоречий за счет многократной проверки на разных этапах.
В качестве примера в таблице 1 приведена цепочка промптов для генерации и пост-генерационной обработки лонгрида для онлайн-курса по математике на тему «Решение квадратных уравнений», ориентированного на учеников восьмых классов общеобразовательных школ.
Таблица 1.
Пример использования перекрестного промптинга
Шаг |
Роль |
Пример промпта |
Шаг 1. Генерация базовой версии контента |
— |
Сгенерируй подробный лонгрид для онлайн-курса для восьмиклассников по теме «Решение квадратных уравнений». Включи определение квадратного уравнения, основные методы решения (разложение на множители, выделение полного квадрата, использование формулы Виета), развернутые примеры и задачи для самостоятельного решения. На работу с лонгридом у ученика должно уйти 20 минут. |
Шаг 2. Поиск и исправление фактических неточностей |
Преподаватель алгебры |
Проанализируй этот лонгрид с точки зрения опытного преподавателя алгебры. Проверь материал на предмет фактических, математических и терминологических ошибок. Исправь выявленные недочёты, обоснуй внесённые изменения формулировками из школьных учебников алгебры, приложи ссылки на источники. |
Шаг 3. Оптимизация логики и структуры изложения |
Педагогический дизайнер |
Проверь текст этого лонгрида с точки зрения педагогического дизайнера. Оцени последовательность и логику изложения, дидактическую ценность заданий, качество актуализации и рефлексии, другие методические аспекты в соответствии с теорией педагогического дизайна. При необходимости предложи исправления. |
Шаг 4. Оценка легкости восприятия материала |
Ученик 8 класса |
Представь себя учеником 8-го класса. Прочитай этот лонгрид и оцени: — Насколько в целом он тебе понятен? — Есть ли слова или примеры, которые показались тебе слишком сложными или непонятными? — Какие дополнительные вопросы ты хотел бы задать учителю во время изучения этой темы? |
Шаг 5. Формирование итоговой версии материала |
— |
На основе полученных ранее комментариев и замечаний подготовь итоговую версию лонгрида на тему «Решение квадратных уравнений» для восьмиклассников. Устрани все выявленные несогласованности, интегрируй улучшения по следующим критериям: фактическая точность, логическая и дидактическая стройность, легкость восприятия. Итоговый текст должен быть согласованным, последовательным, доступным для восприятия школьников 8 класса и пригодным для самостоятельного изучения. |
Научное обоснование применимости метода
С точки зрения педагогики и когнитивной психологии, использование перекрестного промптинга может быть обосновано концепцией коллективного конструирования знаний (collaborative knowledge building) [4, 5]. Перекрёстный промптинг позволяет воспроизводить элементы экспертной коллаборации, моделируя междисциплинарный и многоуровневый контроль качества, аналогичный процессу экспертизы в академической среде. Согласно теории Л. С. Выготского [6], диалог различных субъектов образовательной практики способствует более глубокой интеграции знаний, валидации учебного материала и формированию значимого образовательного опыта. Инструментальное применение LLM в данной парадигме позволяет автоматизировать процедуру многоаспектного анализа, повышая масштабируемость процессов пост-генерационной обработки контента.
[1] Промптинг — процесс формулирования запросов (промптов) для LLM.
