Статья:

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПРОМПТИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, СОЗДАННОГО С ПОМОЩЬЮ LLM

Конференция: CCCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Волохова Е.А. ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПРОМПТИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, СОЗДАННОГО С ПОМОЩЬЮ LLM // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(310). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(310).pdf (дата обращения: 17.09.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПРОМПТИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, СОЗДАННОГО С ПОМОЩЬЮ LLM

Волохова Елена Андреевна
магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Современные LLM (large language models — большие языковые модели) позволяют быстро генерировать учебные тексты, тестовые задания, наглядные иллюстрации для уроков и прочие единицы образовательного контента, что существенно ускоряет процесс их разработки. Однако каждый преподаватель или методист, когда-либо использовавший LLM для создания образовательного контента, знает, что это сопряжено с рядом рисков: появлением фактических ошибок, отсутствием структурной связности, несоответствием материалов заявленным образовательным целям или уровню подготовки обучающихся [1, 2]. С точки зрения автора данной статьи, перечисленные риски можно нивелировать с помощью качественной пост-генерационной обработки контента. Один из методов такой обработки — перекрестный промптинг[1].

Суть метода

Идея перекрестного промптинга (или кросс-промптинга) [3] состоит в том, чтобы искусственно воспроизводить несколько точек зрения на один и тот же фрагмент сгенерированного контента, пошагово внося улучшения в исходный вариант. «Носителями» этих точек зрения также выступает LLM, которой необходимо задать определенную ролевую модель: преподаватель, эксперт-предметник, педагогический дизайнер, студент, представитель заказчика, психолог, юрист и т. д. Набор ролевых моделей и последовательность их применения должна определяться методистом исходя из специфики разрабатываемого контента, но в общем случае схема применения перекрестного промптинга может быть реализована по алгоритму, представленному на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Алгоритм использования перекрестного промптинга для генерации и пост-генерационной обработки образовательного контента

 

Таким образом, каждый последующий промпт целенаправленно улучшает первоначально сгенерированный контент: устраняет фактические ошибки, улучшает структуру и логику изложения, адаптирует материал под конкретную аудиторию. Это обеспечивает более глубокую проработку материала, снижает риск ошибок и противоречий за счет многократной проверки на разных этапах.

В качестве примера в таблице 1 приведена цепочка промптов для генерации и пост-генерационной обработки лонгрида для онлайн-курса по математике на тему «Решение квадратных уравнений», ориентированного на учеников восьмых классов общеобразовательных школ.

Таблица 1.

Пример использования перекрестного промптинга

Шаг

Роль

Пример промпта

Шаг 1. Генерация базовой версии контента

Сгенерируй подробный лонгрид для онлайн-курса для восьмиклассников по теме «Решение квадратных уравнений». Включи определение квадратного уравнения, основные методы решения (разложение на множители, выделение полного квадрата, использование формулы Виета), развернутые примеры и задачи для самостоятельного решения. На работу с лонгридом у ученика должно уйти 20 минут.

Шаг 2. Поиск

и исправление фактических неточностей

Преподаватель алгебры

Проанализируй этот лонгрид с точки зрения опытного преподавателя алгебры. Проверь материал на предмет фактических, математических и терминологических ошибок. Исправь выявленные недочёты, обоснуй внесённые изменения формулировками из школьных учебников алгебры, приложи ссылки на источники.

Шаг 3. Оптимизация логики и структуры изложения

Педагогический дизайнер

Проверь текст этого лонгрида с точки зрения педагогического дизайнера. Оцени последовательность и логику изложения, дидактическую ценность заданий, качество актуализации и рефлексии, другие методические аспекты в соответствии с теорией педагогического дизайна. При необходимости предложи исправления.

Шаг 4. Оценка легкости восприятия материала

Ученик 8 класса

Представь себя учеником 8-го класса. Прочитай этот лонгрид и оцени:

— Насколько в целом он тебе понятен?

— Есть ли слова или примеры, которые показались тебе слишком сложными или непонятными?

— Какие дополнительные вопросы ты хотел бы задать учителю во время изучения этой темы?

Шаг 5. Формирование итоговой версии материала

На основе полученных ранее комментариев и замечаний подготовь итоговую версию лонгрида на тему «Решение квадратных уравнений» для восьмиклассников. Устрани все выявленные несогласованности, интегрируй улучшения по следующим критериям: фактическая точность, логическая и дидактическая стройность, легкость восприятия. Итоговый текст должен быть согласованным, последовательным, доступным для восприятия школьников 8 класса и пригодным для самостоятельного изучения.

 

Научное обоснование применимости метода

С точки зрения педагогики и когнитивной психологии, использование перекрестного промптинга может быть обосновано концепцией коллективного конструирования знаний (collaborative knowledge building) [4, 5]. Перекрёстный промптинг позволяет воспроизводить элементы экспертной коллаборации, моделируя междисциплинарный и многоуровневый контроль качества, аналогичный процессу экспертизы в академической среде. Согласно теории Л. С. Выготского [6], диалог различных субъектов образовательной практики способствует более глубокой интеграции знаний, валидации учебного материала и формированию значимого образовательного опыта. Инструментальное применение LLM в данной парадигме позволяет автоматизировать процедуру многоаспектного анализа, повышая масштабируемость процессов пост-генерационной обработки контента.

 

Список литературы:
1. Никишкина Елизавета Вадимовна, Ларин Сергей Эдуардович, Белаш Виктория Юрьевна Нейросети и образование: положительные и отрицательные стороны, возможности использования // Педагогический вестник. 2024. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyroseti-i-obrazovanie-polozhitelnye-i-otritsatelnye-storony-vozmozhnosti-ispolzovaniya (дата обращения: 22.08.2025). 
2. Землянухина Н. С. Использование нейросетей в контексте цифровизации образования: преимущества и риски // Гуманитарный научный журнал. 2024. №4.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-neyrosetey-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-preimuschestva-i-riski (дата обращения: 23.08.2025).
3. Jiong Wang, Qing Zhang, Jie Liu, Xiaoyi Wang, Mingying Xu, Liguang Yang, Jianshe Zhou Making meta-learning solve cross-prompt automatic essay scoring // Expert Systems with Applications. - 2025. - №272. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S095741742500332X (дата обращения: 24.08.2025). 
4. Collaborative Knowledge-Building Model // OSU.EDU. URL: https://u.osu.edu/wanstreet.2/sample-page/185-2/ (дата обращения: 25.08.2025).
5. Nancy J. Gilbert Collaborative knowledge building: A case study // Educational Technology Research and Development. - 2002. - №50(1). - С. 59-79. URL: https://www.researchgate.net/publication/225403939_Collaborative_knowledge_building_A_case_study (дата обращения: 25.08.2025).
6. В.В. Давыдов, Л.А. Радзиховский Теория Л. С. Выготского и деятельностный подход в психологии // Вопросы психологии. - 1980. - №6. - С. 48−59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/806/806048.htm (дата обращения: 27.08.2025).
 

[1] Промптинг — процесс формулирования запросов (промптов) для LLM.