ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Конференция: CCCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье рассказывается о проблеме жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из главных аспектов защиты жилищных прав является не только предоставления жилья, реализация прав пользования или владения, но и обеспечение условий для проживания.
Ключевые слова: права и интересы детей, защита несовершеннолетних, дети-сироты, жилищные права, жилищные права.
Бедственное положение несовершеннолетних, оставшихся без семьи и родителей, превратило проблему их устройства в одну из острейших в современной России.
Решение проблем в интересах ребенка сопряжено с научными поисками в этом направлении, касающимися всех форм устройства ребенка в семью, предусмотренными семейным законодательством: опеки (попечительства), усыновления, приемной семьи.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к одной из самых уязвимых категорий граждан. Государство гарантирует им право на жилье, однако реализация этих гарантий сталкивается с системными сложностями. Рассмотрим ключевые аспекты защиты жилищных прав таких детей в России.
На основании (ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации) дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. В случае, если жилое помещение отсутствует, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Основные нормы закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» и Жилищном кодексе РФ. Согласно ст. 8 закона №159-ФЗ, дети-сироты имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилья из специализированного фонда по договору найма сроком на 5 лет, после чего помещение переходит в социальный найм.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома в населенном пункте с развитой инфраструктурой на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 7, 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ; п. 6 разд. 2 Методических рекомендаций по вопросам реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства, направленных Письмом Минпросвещения России от 28.10.2024 N АБ-3122/07).
С 2023 года введена возможность получения единовременной выплаты на покупку жилья для лиц старше 23 лет, если они не были обеспечены квартирами ранее. Это позволяет частично решить проблему длительных очередей.
Специализированный жилищный фонд — формируется регионами, но его объемы часто недостаточны. Например, в Омской области на 2023 год более 194 тыс. сирот ожидают квартир, причем 75 тыс. из них старше 23 лет.
Жилищные сертификаты — альтернатива предоставлению готового жилья. В 2022 году 4,6 тыс. сирот подали заявки на сертификаты, но лишь 2,7 тыс. получили выплаты.
Несмотря на улучшения в законодательстве, некоторые вопросы по обеспечению жилищных прав детей-сирот остаются нерешенными. Существующее законодательство РФ позволяет регионам самостоятельно определять порядок обеспечения детей-сирот жильем, что может привести к нарушению их прав, так как доступ к жилью зависит от экономического и социального развития региона. Такие факторы как тип региона (реципиент, дотационный или донор), наличие жилищного фонда и финансирования играют важную роль в обеспечении жильем детей-сирот.
Верховный Суд РФ подчеркивает, что право на жилье не зависит от имущественного положения сироты. Даже при наличии иного жилья, если оно не соответствует нормам, ребенок вправе требовать предоставления квартиры.
В настоящее время существует дефицит жилья — в 2023 году очередь на квартиры превысила 288 тыс. человек. В регионах, таких как Омская и Иркутская области, ситуация критическая.
Также большинство сирот сталкиваются с отказами из-за ошибок в документах или незнания своих прав.
Имеются случаи предоставления аварийных или удаленных от инфраструктуры квартир. Например, в Бурятии возбуждены уголовные дела из-за ввода в эксплуатацию непригодных домов.
Пути решения основных проблем связанных с обеспечением детей, оставшихся без попечения родителей жильем:
1. Усиление роли органов опеки: Органы опеки и попечительства должны более активно заниматься защитой жилищных прав детей, устанавливать и контролировать надлежащее исполнение законодательства.
2. Привлечение общественности: Важна совместная работа государства, общественных организаций и волонтеров для обеспечения жилищных прав детей.
3. Увеличение финансирования — расширение специализированного фонда за счет федеральных и региональных программ.
4. Социальные гостиницы — временное размещение выпускников детских домов с поддержкой в адаптации и трудоустройстве.
5. Правовое просвещение — обучение сирот механизмам защиты своих прав, включая судебные иски.
В заключении хотелось бы отметить, что охрана жилищных прав детей-сирот требует комплексного подхода: от совершенствования законодательства до повышения ответственности чиновников. Внедрение новых инструментов, таких как жилищные выплаты и социальные гостиницы, уже показывает положительные результаты, но для полного решения проблемы необходимы системные изменения и общественный контроль.