ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Конференция: CCCXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Основу взаимодействия российских налоговых и таможенных органов как субъектов финансового права образует совокупность прямо не закрепленных в налоговом и таможенном законодательстве, однако выделяемых на доктринальном уровне начал. Посредством дальнейшего закрепления данных начал в нормативных правовых актах обеспечивается рост эффективности совместной деятельности налоговых и таможенных органов [7, с. 233].
Рассматривая совместную деятельность налоговых и таможенных органов как органов финансового контроля в качестве составной части финансовой деятельности государства, представляется возможным прийти к выводу, что основу их взаимодействия составляют общеправовые, отраслевые и институциональные принципы финансового и налогового права.
Ряд авторов [4, с. 3; 5, с. 61; 6, с. 57] рассматривает финансовый контроль и налоговое право в качестве подотраслей финансового права. Совокупность правовых норм, регламентирующих взаимодействие налоговых и таможенных органов, образует субинститут финансового права, который является составной частью упомянутых подотраслей финансового права, а потому правовые принципы взаимодействия указанных выше органов могут рассматриваться в качестве субинституциональных принципов финансового права.
К принципам взаимодействия налоговых и таможенных органов в РФ можно отнести следующие.
1. Законность их совместной деятельности, состоящая в том, что они неукоснительно подчиняются закону и исполняют Конституцию РФ, законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
2. Конфиденциальность, состоящая в императивной обязанности должностных лиц налоговых и таможенных органов соблюдать специальный правовой режим защиты полученной и передаваемой информации, использовать ее только непосредственно в целях финансовой деятельности.
3. Гласность (открытость) взаимодействия налоговых и таможенных органов, проявляющаяся в обеспечении открытости и публичности, в информировании о результатах их совместной финансовой деятельности неопределенного круга лиц. Реализация принципа гласности в деятельности налоговых и таможенных органов РФ сочетает в себе одновременно открытость их деятельности и конфиденциальность при исполнении ими контрольных и правоохранительных функций.
4. Безвозмездность информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, обеспечивающая стабильность их совместной деятельности и предотвращение необоснованных государственных трат.
5. Оперативность (налоговым и таможенным органам необходимо своевременно получать информацию в целях устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины в различных сферах финансового контроля). Принцип оперативности основан на следующих идеях: 1) каждая из сторон в обязательном порядке должна предоставлять соответствующую информацию; 2) презумпция добросовестности стороны; 3) срочность передачи информации.
6. Взаимность (двустороннее добровольное сотрудничество) совместной деятельности налоговых и таможенных органов, выражающаяся в различных правовых и неправовых формах их взаимодействия. Целями сотрудничества являются обеспечение наиболее эффективного администрирования обязательных платежей; обеспечение финансовой дисциплины; осуществление финансового контроля. Финансово-правовой характер совместной деятельности налоговых и таможенных органов проявляется в ряде их взаимных обязанностей.
ФТС России и ФНС России в ходе проведения скоординированных контрольных мероприятий достаточно успешно осуществляют совместную финансовую деятельность, приносящую положительный эффект для формирования доходной части бюджета РФ.
Взаимность является первостепенным и необходимым началом взаимодействия и сотрудничества налоговых и таможенных органов, правовые основы которых закреплены в ст. 222 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Анализ принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов позволяет прийти к выводу о необходимости дополнения ст. 222 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положением о том, что основу взаимодействия налоговых и таможенных органов составляют принципы законности, конфиденциальности, гласности, безвозмездности, оперативности, взаимности. Это обеспечит неукоснительное соблюдение указанных принципов и налоговыми, и таможенными органами.
Взаимодействие налоговых и таможенных органов проявляется также в различных формах их правотворческой и правоприменительной деятельности. Конкретные формы такого взаимодействия имеют своей целью совместное выявление, пресечение и предупреждение указанными органами нарушений финансовой дисциплины, повышение эффективности администрирования обязательных платежей.
Обмен информацией между налоговыми и таможенными органами (на постоянной основе и по запросам сторон) является наиболее распространенной формой их взаимодействия. ФНС России и ФТС России на взаимной основе определяют уровни взаимодействия, перечень информации и способы ее предоставления.
Издание налоговыми и таможенными органами совместных правовых актов по вопросам осуществления ими совместных мероприятий в рамках финансового контроля [3] и осуществления информационного обмена [2] также является важной формой их взаимодействия.
Можно выделить ряд форм взаимодействия налоговых и таможенных органов в сфере управленческой деятельности: реализация отдельных юридических процедур при осуществлении таможенного, налогового и валютного контроля и др.; совместная деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений права ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном регулировании, налогового, валютного и иного законодательства; обмен информацией; принятие совместных нормативных правовых актов; методологическое взаимодействие и обмен опытом; создание совместных межведомственных рабочих групп; совместное проведение исследований, экспертиз; разработка информационных технологий с целью интеграции информационных ресурсов.
Совместная деятельность налоговых и таможенных органов осуществляется в следующих основных направлениях: контрольная деятельность (осуществление налогового, таможенного и валютного контроля); фискальная деятельность; финансово-правовое принуждение (совместное выявление и пресечение нарушений финансовой дисциплины, привлечение к ответственности).
Таким образом, формой взаимодействия налоговых и таможенных органов необходимо признать способ осуществления ими совместных действий, целью которых является эффективное администрирование обязательных платежей, выявление, пресечение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины, привлечение виновных лиц к юридической ответственности.
Формы взаимодействия налоговых и таможенных органов подразделяются на правовые и неправовые. Первые отличаются от вторых тем, что влекут определенные юридические последствия и выражаются в конкретных актах правотворчества и правоприменения. Неправовые формы взаимодействия носят информационно-методологический, организационный, образовательный, материально-технический характер.
В соответствии со ст. 19 Соглашения о сотрудничестве [1] взаимодействие налоговых и таможенных органов осуществляется на федеральном, региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях.
На федеральном уровне правовыми формами взаимодействия ФНС России и ФТС России являются разработка совместных ведомственных правовых актов и обмен информацией. Также на федеральном налоговые и таможенные органы реализуют практически все неправовые формы взаимодействия друг с другом.
На иных уровнях налоговые и таможенные органы взаимодействуют в основном в правоприменительной деятельности посредством обмена информацией и проведения совместных проверочных мероприятий.
Таким образом, основу взаимодействия налоговых и таможенных органов в РФ составляют такие принципы, как законность их совместной деятельности, гласность и конфиденциальность, взаимность, безвозмездность и оперативность. Указанные принципы являются институциональными принципам финансового права, т.к. налоговые и таможенные органы осуществляют данную деятельность как субъекты финансового права.
Правовыми формами взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ как субъектов финансового права являются: обмен информацией для целей осуществления финансового контроля и администрирования косвенных налогов; скоординированные контрольные мероприятия в рамках налогового, валютного и таможенного контроля.





