НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Секция: Юриспруденция
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Yaroslav Erentraut
Master’s degree student, Surgut State University, Russia, Surgut
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Автором определены нормативно-правовые акты, которые способствуют защите основных прав и свобод граждан при осуществлении оперативных мероприятий. Детально рассмотрено, что выполнение оперативно-розыскных мероприятий должно соответствовать требованиям законодательства и обеспечивать эффективную конфиденциальность и приватность граждан, но с исключениями.
Abstract. This article is devoted to the consideration of the issue of ensuring the privacy of citizens in the course of operational and investigative activities. The author identifies normative-legal acts that contribute to the protection of fundamental rights and freedoms of citizens in the implementation of operational activities. It is considered in detail that the implementation of operational and investigative activities must comply with the requirements of the legislation and ensure effective confidentiality and privacy of citizens, but with exceptions.
Ключевые слова: частная жизнь, неприкосновенность, ограничение, права и свободы, следственные действия.
Keywords: privacy, inviolability, restriction, rights and freedoms, investigative actions.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность своей личной жизни, но это право не является абсолютным. Существуют определенные ограничения, необходимые для балансирования интересов отдельной личности с интересами других людей и общественными интересами. Одной из областей, где эти ограничения наиболее значительны, является оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает запрет на раскрытие информации, которая может затронуть не только личную жизнь, личные и семейные тайны, но и честь, и достоинство граждан.
Когда законодатель устанавливает ограничения на права, он не может использовать методы, которые нарушают само право и делают его реализацию зависимой от решения правоприменителя. В некоторых случаях законодатель может устанавливать специальные правила для определенных категорий людей, таких как несовершеннолетние, люди с психическими отклонениями и другие. Цель любых ограничений - защита интересов общества и государства, но это не должно происходить за счет прав и свобод личности. Следует отметить, что ограничения на права и свободы могут быть временными, например, в случае чрезвычайных ситуаций, таких как эпидемии или военные действия.
В России до сих пор отсутствует полноценная система юридических гарантий для защиты прав и свобод граждан в отношениях с властью. Это означает, что граждане могут столкнуться с нарушением своих прав со стороны государства, не имея достаточных инструментов для защиты.
В уголовном судопроизводстве может возникнуть ситуация, когда право на неприкосновенность частной жизни будет ограничено в процессе производства следственных действий. Например, осмотр жилища или личный обыск могут нарушать личную жизнь человека. В особом мнении судья Конституционного Суда А.Л. Кононов подчеркнул, что категорически нельзя согласиться с выводом Конституционного Суда о том, что проведение оперативно-розыскных мероприятий само по себе не нарушает прав человека и допустимо уже потому, что преследует цели борьбы с преступлением, которое не является сферой частной жизни [4].
Уголовно-процессуальное законодательство содержит правила, которые определяют порядок проведения следственных действий в целях защиты личной жизни и предотвращения разглашения личной информации. Эти правила направлены на защиту прав и свобод граждан, включая право на конфиденциальность личной жизни. Для защиты общества от преступников, следователи и суды могут применять специальные процедуры, которые позволяют получать информацию о личной жизни подозреваемого или обвиняемого. Если эта процедура не соблюдается, то любое вмешательство в личную жизнь человека будет незаконным [5].
Если следственное действие было начато без необходимого согласия, руководитель следственного органа или прокурор должен потребовать его прекращения. Для подачи ходатайства перед судом необходимо наличие резолюции.
Согласно данному ходатайству, судья районного суда самостоятельно принимает решение о разрешении или запрете проведения следственного действия, которое может ограничить право на личную жизнь. Это решение должно быть вынесено в течение 24 часов с момента подачи ходатайства.
Статья 165 часть 5 УПК РФ предусматривает возможность проведения следственных действий без судебного решения в исключительных случаях. О.А. Галустьян [1] определяет данные исключительные случаи как «следственные ситуации, развитие которых грозит продолжением преступной деятельности либо утратой доказательств». Например, следы преступления могут быть утеряны в связи с природными явлениями или вмешательством заинтересованных лиц.
Когда следственное действие не может быть отложено, следователь имеет право начать его на основании своего постановления, уведомив прокурора и судью об этом в течение трех суток. После получения уведомления, протокола действия и копии постановления, судья должен вынести решение о законности или незаконности.
Конечно, существует ряд исключений, когда ограничение неприкосновенности частной жизни является необходимым и обоснованным. В случаях, связанных с предотвращением террористической деятельности, преступлений против человечности или других серьезных нарушений общественной безопасности, ограничение может быть оправдано. К примеру, наблюдение, прослушивание телефонных разговоров, проверка сообщений, обследование помещений не признаются незаконными, так как преступление не относятся к частной жизни человека, а касается общества и его безопасности.
Ограничение неприкосновенности частной жизни при осуществлении следственных действий - вопрос, вызывающий все больше обсуждений и дебатов. Определение границы между необходимостью осуществления следственных действий и защитой личной жизни является сложной задачей, требующей внимательного и обдуманного подхода.
Безусловно, следователи и правоохранительные органы должны иметь возможность проводить свою работу с максимальной эффективностью. Однако при этом необходимо учитывать и соблюдать основной принцип правового государства - неприкосновенность частной жизни граждан.
В результате, необходимо проводить тщательный анализ, учитывая особенности каждого конкретного случая, и обеспечивать соблюдение баланса между правом граждан на неприкосновенность личной жизни и потребностью в обеспечении общественной безопасности. Это требует осознанного и ответственного подхода со стороны всех заинтересованных лиц, чтобы найти наиболее справедливое и эффективное решение.