Статья:

ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Вычужанина К.Е. ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 16.11.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Вычужанина Ксения Евгеньевна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск
Овчинников Михаил Владимирович
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта и разработке психолого-педагогической программы его развития. В ходе эмпирического исследования изучались такие свойства внимания, как объем, концентрация и устойчивость. Реализация разработанной психолого-педагогической программы направлена на развитие базовых свойств внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта.

 

Ключевые слова: внимание, младший школьный возраст, нарушения интеллекта, коррекция, коррекционная программа.

 

Внимание представляет собой важнейший когнитивный процесс, обеспечивающий успешность осуществления любых видов человеческой деятельности. Согласно современным научным представлениям, внимание определяется как целенаправленное направление сознания индивида на конкретные объекты окружающей среды, обладающие значимостью либо стабильной, либо ситуационно обусловленной природы. Этот феномен характеризуется повышенным уровнем активации сенсорных, интеллектуальных и моторных компонентов психического функционирования.

Среди ключевых свойств внимания традиционно выделяются объем, концентрация, способность к распределению, устойчивость, степень отвлечённости и гибкость переключения между объектами внимания.

Следовательно, внимание играет важную роль в обеспечении успешной адаптации и продуктивности поведения человека, способствуя оптимизации и регуляции текущих психических и физических реакций организма.

Эффективная деятельность специалиста-дефектолога должна включать комплекс мероприятий, направленных на развитие всех аспектов внимания ребёнка, поскольку последовательное формирование каждого компонента способствует улучшению способности выбирать релевантную информацию, повышать качество фокусировки на выполняемой деятельности и обеспечивать направленность и селективность познавательного процесса.

Для достижения цели исследования – выявления особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) – было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 15 младших школьников с нарушениями интеллекта. Исследование проводилось на базе МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) №72 г. Челябинска».

Для достижения поставленной цели использовались три диагностические методики.

Методика «Запомни и расставь точки». Данная методика направлена на оценку объёма внимания ребёнка, фиксируя способность быстро и точно воспроизводить расположение небольших точечных изображений. Испытуемым предъявлялись карточки с различным числом точек (от 2 до 9), которые необходимо было запомнить и перенести на пустую карточку за короткий промежуток времени (5 секунд). Анализ результатов показывает, что большая часть младших школьников (50%) имеет сниженный объем внимания, лишь незначительное число учащихся демонстрирует средние показатели (40%). Один ребёнок получил оценку среднего уровня (7 баллов), однако большинство продемонстрировало низкие значения (до 5 баллов), что позволяет говорить о существенных нарушениях именно в сфере объёма внимания. Эта особенность влияет на эффективность обработки визуальной информации и усвоение новых знаний детьми.

Методика Пьерона-Рузера («Подсчёт фигур»). Тест ориентирован на диагностику концентрации внимания и основан на подсчёте числа геометрических фигур различного размера и формы на представляемом изображении. Детям предлагалось сосчитать фигуры и отметить правильные цифры. По результатам анализа видно, что подавляющее большинство (41% детей) показало очень низкую концентрацию внимания, что выражается в большом количестве пропусков и ошибок при выполнении задания. Среднюю концентрацию отметили лишь у небольшого числа учащихся (28%). Таким образом, высокие результаты наблюдали лишь у отдельных участников (17%), что отражает значительный разброс показателей среди исследованной выборки.

Методика «Перепутанные линии». Диагностика предназначена для выявления уровня концентрации и устойчивости зрительного внимания. Ребёнку предлагалось следить глазами за линиями, пересекающимися друг с другом, и отмечать конец каждой линии на бланке. Практически все дети показали критически низкие результаты (всего 1–3 правильных линий из возможных 15), что свидетельствует о значительных нарушениях устойчивости внимания. Лишь единичные случаи (один ученик) позволили зафиксировать среднее значение концентрации, тогда как остальные ученики находились на самом низком уровне.

Нарушения внимания существенно влияют на образовательный процесс и требуют систематического коррекционного вмешательства, адаптированного к индивидуальным особенностям каждого учащегося.

На основании проведённого исследования и требований Федерального образовательного стандарта второго поколения разработана психолого-педагогическая программа, ориентированная на учёт индивидуальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью посредством дифференцированного и индивидуально ориентированного педагогического процесса.

Коррекционная работа осуществляется с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, обеспечивая преодоление недостатков развития и социально-психологическую адаптацию.

Программа предусматривает развитие способности к концентрации внимания на объектах; поддержание устойчивого внимания в течение длительного времени; расширение объема усваиваемой информации; обучение одновременному восприятию нескольких объектов; тренировку распределения внимания между несколькими объектами одновременно.

Продолжительность занятий составляет 30–35 минут еженедельно, общая продолжительность курса – 34 академических часа.

Каждое занятие включает три этапа:

Организационный этап (3–5 минут) – подготовка детей к занятию, создание благоприятного эмоционального фона, постановка целей урока.

Основная часть (20–25 минут) – выполнение упражнений и игровых заданий, направленных на развитие внимания, закрепление полученных навыков.

Рефлексия (3–5 минут) – обсуждение итогов занятия, самооценка достижений, формулировка перспектив дальнейшего развития.
 

Список литературы:
1. Болдырёва В.Э., Османова Ф.И. Специфика игровой деятельности умственно отсталых детей // Форум молодых ученых. – 2021. – № 6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-igrovoy-deyatelnosti-umstvenno-otstalyh-detey (дата обращения: 10.10.2025)
2. Лимонцева Г.В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формирование личности // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 39-46. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/807/ (дата обращения: 16.10.2025)
3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583с. 
4. Захарова И.Н. Методики для диагностики свойств внимания (концентрация, объем, устойчивость) и уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение, классификация) у младших школьников // Молодой ученый. – 2019. – № 45 (283). – С. 232–234. – URL: https://moluch.ru/archive/283/63673/ (дата обращения: 20.09.2025)