Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шайхутдинова Р.З. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 04.11.2025)
Голосование состоится 05.11.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Шайхутдинова Резеда Зифкатовна
магистрант, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Добротворская Светлана Георгиевна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию творческого потенциала младших школьников в современной образовательной среде. Раскрываются психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста, обоснована необходимость внедрения креативных подходов в образовательный процесс. Представлены практические приёмы, методы и технологии, способствующие формированию творческих способностей.

 

Ключевые слова: творческий потенциал, младший школьный возраст, педагогические условия, образовательная среда, методы обучения, развитие, креативность.

 

Современная образовательная система направлена не только на усвоение учебного содержания, но и на воспитание и комплексное развитие личности ребенка, его творческого потенциала и способности к самостоятельному мыслительному действию. В условиях динамичного развития науки, технологий и общества особое значение приобретает формирование у младших школьников навыков нестандартного мышления, исследовательской инициативы и способности к творческой самореализации.

Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для раскрытия творческого потенциала, так как в это время активно формируются психические процессы, развивается воображение и абстрактное мышление.

Творческий потенциал детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность мотивации, способностей, знаний, умений и навыков, направленных на создание нового и самореализацию личности. Большинство исследователей определяют творчество, как деятельность, результатом которой является «нечто новое, ранее не существовавшее». Новизна, возникающая в процессе творчества, может быть объективной, раскрывая неизвестные закономерности окружающего мира, или субъективной, представляя ценность для самого создателя. Согласно Л.С. Выготскому, творчество является необходимым условием существования, а все окружающее во многом обязано своим происхождением творческому процессу человека [2, с. 96].

Период младшего школьного возраста характеризуется активным развитием познавательных процессов и творческих способностей. Л. С. Выготский, и В. В. Давыдов подчёркивали, что именно в этот период формируются предпосылки креативного мышления и способности к преобразовательной деятельности [3, с. 288].

Следовательно, педагогическая работа должна быть направлена на создание условий, в которых ребёнок чувствует свободу в выражении своих идей и имеет возможность экспериментировать. При этом современная образовательная среда должна быть развивающей, открытой и личностно-ориентированной. Её структура может включать три ключевых компонента.

1. Предметно-пространственный - оснащение кабинетов материалами для творчества (наглядные пособия, конструкторы, художественные материалы, цифровые технологии).

2. Социально-коммуникативный - атмосфера сотрудничества, доверия, уважения к мнению каждого ребёнка.

3. Деятельностный - организация учебной и внеурочной работы, стимулирующей инициативу, фантазию и самовыражение.

Такая среда способствует формированию у школьников опыта творческого взаимодействия, развитию познавательной мотивации и самостоятельности.При этом важно, чтобы современные образовательные технологии были ориентированы на развитие креативности, инициативности, способности к нестандартному мышлению. Представим основные технологии, эффективные для развития творческого потенциала младших школьников.

1. Проектная деятельность. Позволяет учащимся применять знания на практике, искать нестандартные решения, проявлять инициативу. Например, создание мини-проектов: «Моя сказочная страна» или «Живые буквы» в рамках изучения предмета «Литературное чтение» [1, с. 16].

2. Игровые технологии. Данная форма обучения активизирует мышление, воображение и эмоциональную сферу ребёнка.Сюжетно-ролевые и творческие игры создают условия для спонтанного проявления креативности.

3. Проблемное обучение. Постановка перед учащимися открытых проблемных задач, не имеющих однозначного решения, развивает способность анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы.

4. Арт-педагогика. Использование музыки, рисования, театрализации, лепки способствует развитию эстетического восприятия, эмоциональности и воображения [5, с.185].

5. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы. Применение цифровых инструментов (интерактивные задания, онлайн-презентации, творческие мультимедиа-проекты) делает процесс обучения увлекательным и мотивирующим [4, с.18].

С применением данных технологий педагогстановится ключевой фигурой в формировании творческой личности ребёнка. Он превращаетсяв наставника и вдохновителя, создающего условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Этому также способствуют:безопасная эмоциональная среда, уважение к индивидуальности ребёнка, поддержка нестандартных решений, вовлечение в обсуждение, совместный поиск и оценка результатов.

При этом педагог не навязывает готовые решения, а становится наставником и вдохновителем, создающим условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Заключение

Развитие творческого потенциала младших школьников является важнейшим направлением современной образовательной среды.Формирование креативности невозможно без создания открытой, поддерживающей среды, использования активных и интерактивных методов обучения, а также без активной деятельности учителя, способного вдохновить ребёнка на творчество.Творческая деятельность помогает младшим школьникам не только успешнее усваивать знания, но и формировать уверенность в себе, способность к сотрудничеству и самостоятельному мышлению - качеств, необходимых современному человеку.

 

Список литературы:
1. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - Москва : Академия, 2004. – 288 с. 
4. Мерзликина И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство творческого развития учащихся младших школьников // Начальное образование. 2018. № 6.- С. 18.
5. Смелова, А. Л. Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 185.