РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию творческого потенциала младших школьников в современной образовательной среде. Раскрываются психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста, обоснована необходимость внедрения креативных подходов в образовательный процесс. Представлены практические приёмы, методы и технологии, способствующие формированию творческих способностей.
Ключевые слова: творческий потенциал, младший школьный возраст, педагогические условия, образовательная среда, методы обучения, развитие, креативность.
Современная образовательная система направлена не только на усвоение учебного содержания, но и на воспитание и комплексное развитие личности ребенка, его творческого потенциала и способности к самостоятельному мыслительному действию. В условиях динамичного развития науки, технологий и общества особое значение приобретает формирование у младших школьников навыков нестандартного мышления, исследовательской инициативы и способности к творческой самореализации.
Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для раскрытия творческого потенциала, так как в это время активно формируются психические процессы, развивается воображение и абстрактное мышление.
Творческий потенциал детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность мотивации, способностей, знаний, умений и навыков, направленных на создание нового и самореализацию личности. Большинство исследователей определяют творчество, как деятельность, результатом которой является «нечто новое, ранее не существовавшее». Новизна, возникающая в процессе творчества, может быть объективной, раскрывая неизвестные закономерности окружающего мира, или субъективной, представляя ценность для самого создателя. Согласно Л.С. Выготскому, творчество является необходимым условием существования, а все окружающее во многом обязано своим происхождением творческому процессу человека [2, с. 96].
Период младшего школьного возраста характеризуется активным развитием познавательных процессов и творческих способностей. Л. С. Выготский, и В. В. Давыдов подчёркивали, что именно в этот период формируются предпосылки креативного мышления и способности к преобразовательной деятельности [3, с. 288].
Следовательно, педагогическая работа должна быть направлена на создание условий, в которых ребёнок чувствует свободу в выражении своих идей и имеет возможность экспериментировать. При этом современная образовательная среда должна быть развивающей, открытой и личностно-ориентированной. Её структура может включать три ключевых компонента.
1. Предметно-пространственный - оснащение кабинетов материалами для творчества (наглядные пособия, конструкторы, художественные материалы, цифровые технологии).
2. Социально-коммуникативный - атмосфера сотрудничества, доверия, уважения к мнению каждого ребёнка.
3. Деятельностный - организация учебной и внеурочной работы, стимулирующей инициативу, фантазию и самовыражение.
Такая среда способствует формированию у школьников опыта творческого взаимодействия, развитию познавательной мотивации и самостоятельности.При этом важно, чтобы современные образовательные технологии были ориентированы на развитие креативности, инициативности, способности к нестандартному мышлению. Представим основные технологии, эффективные для развития творческого потенциала младших школьников.
1. Проектная деятельность. Позволяет учащимся применять знания на практике, искать нестандартные решения, проявлять инициативу. Например, создание мини-проектов: «Моя сказочная страна» или «Живые буквы» в рамках изучения предмета «Литературное чтение» [1, с. 16].
2. Игровые технологии. Данная форма обучения активизирует мышление, воображение и эмоциональную сферу ребёнка.Сюжетно-ролевые и творческие игры создают условия для спонтанного проявления креативности.
3. Проблемное обучение. Постановка перед учащимися открытых проблемных задач, не имеющих однозначного решения, развивает способность анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы.
4. Арт-педагогика. Использование музыки, рисования, театрализации, лепки способствует развитию эстетического восприятия, эмоциональности и воображения [5, с.185].
5. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы. Применение цифровых инструментов (интерактивные задания, онлайн-презентации, творческие мультимедиа-проекты) делает процесс обучения увлекательным и мотивирующим [4, с.18].
С применением данных технологий педагогстановится ключевой фигурой в формировании творческой личности ребёнка. Он превращаетсяв наставника и вдохновителя, создающего условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Этому также способствуют:безопасная эмоциональная среда, уважение к индивидуальности ребёнка, поддержка нестандартных решений, вовлечение в обсуждение, совместный поиск и оценка результатов.
При этом педагог не навязывает готовые решения, а становится наставником и вдохновителем, создающим условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Заключение
Развитие творческого потенциала младших школьников является важнейшим направлением современной образовательной среды.Формирование креативности невозможно без создания открытой, поддерживающей среды, использования активных и интерактивных методов обучения, а также без активной деятельности учителя, способного вдохновить ребёнка на творчество.Творческая деятельность помогает младшим школьникам не только успешнее усваивать знания, но и формировать уверенность в себе, способность к сотрудничеству и самостоятельному мышлению - качеств, необходимых современному человеку.




