ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Последние десятилетия мировые тренды в образовательной среде направлены на цифровизацию. Электронное образование развивается в рамках национальных стратегий многих стран. В современных реалиях дистанционный формат получения высшего образования, как последствие мировой пандемии, стал на некий период времени единственно возможным. Начиная с 2020 года тысячи студентов вынуждены учиться не выходя из дома. У данного явления, как и у любого другого, есть свои как отрицательные, так и положительные стороны. Давайте разберем их подробнее. В России работа над переходом образования в цифровой формат проводится достаточно давно. Например, работники сферы образования с 2010 года улучшают свои цифровые навыки путем прохождения обучения в виде различных курсов, а все учебные организации оснащены доступом к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование». Курс на цифровизацию закреплен нормативно-правовыми актами. Так в 2021 году премьер-министром Михаилом Мишустиным в распоряжении Правительства РФ № 3427-р цифровая трансформация образования была утверждена стратегическим направлением развития страны. [1] Согласно данному документу, цифровая трансформация призвана устранить разрозненность цифрового образовательного контента и облегчить нагрузку работников сферы, связанную с обработкой больших данных. Большая работа в этом направления ведется в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». [2] Благодаря ему проводится оснащение учебных учреждений новейшим оборудованием и контентом для проведения занятий. Ожидается что к 2024 году материально-техническая база будет обновлена почти в 30 000 школ, а 620 000 педагогов будут иметь доступ к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. Реализация данного проекта помогает повысить уровень владения цифровыми технологиями преподавателей и учащихся, что делает и тех, и других более конкурентоспособными на современном рынке труда.
Государство имеет острую необходимость постоянно повышать качество образования в учебных учреждениях, так как от подготовки молодых специалистов, в большой степени, зависит его будущее. Мир не стоит на месте, а последнее время он развивается ещё стремительнее благодаря научному прогрессу и высоким технологиям. Появляется много новых специальностей, а старые уходят в бытие. Образовательный процесс старается не отставать, поэтому вынужден идти в ногу со временем. В процессе модернизации современные технологии всё глубже внедряются в обучение. Для нынешних студентов образовательные порталы стали неотъемлемой частью обучения. Это очень удобно, так как в одном месте можно обнаружить всю необходимую информацию для подготовки. Даже библиотеки переезжают в электронный формат. Теперь каждый студент, например, нашей Академии, имеет доступ к электронной версии библиотеки своего учебного учреждения, куда загружена вся нужная литература, включая локальную. Данное нововведение очень облегчает студенческую жизнь в прямом и переносном смысле, ведь нужда носить с собой тяжелые книги отпадает, всё можно загрузить в персональное переносное устройство, такое как ноутбук, планшет или даже смартфон и не испытывать больше проблем с поиском информации по предмету. Особенно остро эта проблема встаёт перед учащимися ВУЗов, имеющих особенную специфику, например, военную. В таком случае часто встречаешься с тем, что нигде, кроме учебника, нужная информация просто не публикуется.
Сейчас чтобы чувствовать себя востребованным на рынке труда нужно быть продвинутым компьютерным пользователем. За современных студентов в этом смысле волноваться не приходится. Ведь они являются представителями поколения Z, а значит росли и развивались вместе с цифровыми устройствами. Так я могу утверждать на своём примере, что первый персональный компьютер у меня появился в первом классе. Дети со школьной скамьи осваивают новые технологии. Поэтому к моменту поступления в высшее учебное учреждение выпускники имеют богатый опыт в работе за экраном. А вот старшему поколению оказалось сложнее. Им пришлось в уже осознанном возрасте знакомиться и принимать удивительные современные технологии в свою жизнь. Кто-то с этим смирился, а кто-то до сих пор не нашел общий язык и всячески избегает общения с компьютером. Но в современных реалиях избежать компьютерной работы практически невозможно. Он присутствует в той или иной мере в большинстве специальностей. Цифровые устройства стали неотъемлемой частью преподавательской деятельности. По возрасту нынешних педагогов условно можно разделить на три поколения. Те, кто старше 50 лет, то есть люди старшего поколения. Они составляют примерно треть педагогического состава. Самый широкая группа – это преподаватели в возрасте от 35 до 50 лет. Их примерно половина от общего числа. Меньше всего в современном образовании представителей эпохи Интернета – молодых людей в возрасте от 21 до 35 лет. Их количество не насчитывает даже десятой части от общего числа. Проведем анализ на примере нашей кафедры, которая состоит из 12 человек. Возрастной состав поделился таким образом, что в первой возрастной категории оказалось 6 человек (50%), во вторую попали 5 человек (42%), а молодой специалист оказался лишь в единичном экземпляре, что составило всего 8%. Такая статистика подтверждает приведенное выше возрастное деление педагогического состава.
Преподавателям старшей возрастной категории современные технологии даются не так легко, как недавним выпускникам. Хотя проведенное исследование утверждает, что пятая часть студентов не хотят продолжать осваивать технологии после получения диплома. Несмотря на все трудности, связанные с освоением и использованием компьютера представителями старшего поколения, среди них сейчас тоже достаточно много активных пользователей сети Интернет. Они идут в ногу со временем и совершенно не отстают от более молодых коллег. В 2012 г. в нашей стране был принят «Закон об образовании», куда включена статья 16 под названием «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». [3] Он стал в какой-то мере пророческим. Ведь последние два года большая часть занятий проводится удаленно с использованием современных технологий. Теперь учиться можно из любой точки мира, главное иметь устойчивое подключение к Интернету. Благодаря этому образование фактически расширяет свои географические границы. Студент может получать знания, слушать лекции, учась в ВУЗе мечты, который находится за тысячи километров от дома, не переезжая из своего города. В новом формате обучения важность навыков пользования компьютером многократно увеличилась, ведь практически все процессы, связанные с учебой, приходится проводить в режиме онлайн на образовательном портале.
Цифровизация качественно повышает уровень отечественного образования, что дает ему возможность конкурировать на мировом рынке. В наше время нельзя слепо закрывать глаза на продвижение технологического прогресса иначе рискуешь остаться за бортом и потерять конкурентоспособность. Необходимо держать ухо в остро и быть в курсе последних новинок. Это касается и конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. На нем существуют жесткие критерии оценки цифровых ресурсов, таких как индивидуальная траектория обучения, соответствие материала учебной программе и его научность, использование мультимедийных и интерактивных средств, доступность и понятность изложения.
Чтобы повысить свою конкурентоспособность высшее учебное заведение должно двигаться в направлении решения нескольких важных задач. Главной задачей остается формирование цифровой образовательной среды, которая делает образование доступным не только для далеко живущих студентов, но и что немаловажно, для людей с ограниченными возможностями. Помимо этого, ВУЗам необходимо соответствовать времени, подбирая программы для подготовки студентов, которые будут актуальны в будущем, а не исчезнут вовсе. Такая учесть ждет большую часть специальностей уже в ближайшем десятилетии. Работу человека начнут выполнять роботы, а сотни тысячи людей станут безработными. О таких планах в своём интервью заявлял даже председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф, заявивший о том, что юристам стоит позабыть о своей профессии, потому что в скором времени их заменит искусственный интеллект. [4] Одной из важнейших особенностей современного высшего образования стала необходимость давать студентам возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию обучения и развития.[5] Нужно учитывать то, что образование становится непрерывным и длится всю жизнь. Университет должен удовлетворять человеческую потребность в получении новых знаний и подпитывать студента ими раз за разом, чтобы он не терял своей актуальности как специалист на рынке труда.
Подводя итоги, хочется сказать, что цифровизация стала неотъемлемой частью нового времени. ВУЗам, чтобы оставаться конкурентоспособными, придется проводить трансформацию своего привычного уклада, каким бы болезненным этот переход не был для некоторых преподавателей.




