Статья:

ЭКОНОМИКА ВНИМАНИЯ И КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z: ВЛИЯНИЕ КОРОТКИХ ВИДЕОФОРМАТОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НОВЫЕ МОДЕЛИ МОНЕТИЗАЦИИ В 2020–2030 ГГ

Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Персидских В.В. ЭКОНОМИКА ВНИМАНИЯ И КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z: ВЛИЯНИЕ КОРОТКИХ ВИДЕОФОРМАТОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НОВЫЕ МОДЕЛИ МОНЕТИЗАЦИИ В 2020–2030 ГГ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(324). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(324).pdf (дата обращения: 16.12.2025)
Голосование состоится 17.12.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИКА ВНИМАНИЯ И КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z: ВЛИЯНИЕ КОРОТКИХ ВИДЕОФОРМАТОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НОВЫЕ МОДЕЛИ МОНЕТИЗАЦИИ В 2020–2030 ГГ

Персидских Виктория Витальевна
студент, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, РФ, г. Омск

 

Экономика внимания в начале 2020-х годов становится центральным механизмом работы цифровых платформ, формируя новые принципы конкуренции за человеческое внимание – ресурс, который, по выражению Тима Ву, превратился в «валюту эпохи информационной перегрузки». В условиях перенасыщенной медиасреды внимание аудитории становится дефицитом, а компании адаптируют коммуникационные стратегии под мгновенное удержание пользователя. На этом фоне усиливается феномен клипового мышления, особенно выраженный у поколения Z, выросшего в среде TikTok, Instagram Reels  (принадлежат Meta, признана экстремистской и запрещенной в России) и YouTube Shorts (признаны экстремистской и запрещены в России). Молодые пользователи демонстрируют укороченный цикл восприятия и склонность к быстрому, фрагментарному, визуально ориентированному мышлению. Как отмечает Даниэль Канеман, активация «быстрого» когнитивного режима делает решения более импульсивными – именно этот режим доминирует в среде коротких видеоформатов [2, c. 155].

Распространение коротких видеороликов радикально меняет потребительское поведение. Пользователь проходит путь от первого контакта с брендом до действия за считанные секунды, что отличается от традиционных маркетинговых воронок. Алгоритмические ленты органично встраивают продукт в медиапотребление: демонстрация опыта использования, контраст «до и после», динамичный сюжет или юмор формируют доверие быстрее классической рекламы [4, c. 72]. На этом фоне усиливается феномен клипового мышления, особенно выраженный у поколения Z, выросшего в среде TikTok, Instagram Reels и YouTube Shorts (принадлежат Meta, признана экстремистской и запрещенной в России).

Важным фактором становится доверие поколения Z к peer‑контенту. Они чаще ориентируются на рекомендации небольших блогеров и обычных пользователей. Так возник феномен #BookTok, где короткие ролики о книгах вызвали всплеск мировых продаж. Аналогично в модной индустрии Reels формирует тренды через челленджи, мини-показы и визуальные подборки, превращая каждого пользователя в медиатора стиля.

Параллельно развиваются новые модели монетизации. Платформы сокращают дистанцию между вниманием и покупкой, внедряя механики in-feed shopping – карточки товара, прямые ссылки, внутрироликовые окна. Наиболее развитый пример – китайский Douyin, где короткие видео интегрированы с live-commerce в единую коммерческую экосистему. Китайский опыт показывает, что сочетание short-video и стримов может приносить миллиарды оборота за один эфир [6, c. 43]. Западные платформы постепенно адаптируют эти механики, расширяя инструменты рекламодателей и возможности creator-экономики.

Возрастающее влияние приобретают и сами создатели контента. Creator economy становится новой формой занятости для поколения Z – гибкой, проектной, основанной на совмещении ролей: от съёмки и продюсирования коротких видео до управления магазинами внутри приложений. Появляются новые профессии, связанные с анализом алгоритмов, UGC-менеджментом и созданием вертикального видеоконтента, что меняет приоритеты на рынке труда [5, c. 89].

Однако эти процессы сопровождаются рисками. Изобилие короткого контента снижает глубину когнитивного анализа и ухудшает качество потребительских решений: растёт роль эмоциональных импульсов, уменьшается вероятность критического осмысления. Создатели контента остаются зависимы от алгоритмов платформ, из-за чего уровень доходов становится нестабильным: изменения в рекомендательных системах или политике платформ могут резко снизить охваты [3, c. 142]. Дополнительные вызовы связаны с этикой: прозрачность рекламы, защита несовершеннолетних, регулирование скрытой коммерции и влияние цифровых платформ на социальные нормы требуют внимания исследователей и регуляторов.

Несмотря на риски, цифровые экосистемы открывают значительные возможности. Брендам необходимо адаптировать коммуникацию под короткие форматы и развивать партнёрство с микроинфлюенсерами. Образовательным учреждениям – усиливать медиаграмотность и обучение работе с алгоритмами и видеопроизводством [1, c. 540]. Регуляторам – формировать прозрачные правила рекламы и защиты потребителей в условиях размывающейся границы между коммерцией и развлечением.

В итоге экономика внимания и клиповое мышление поколения Z формируют в 2020–2030 гг. новую логику потребления, в которой короткие видео становятся ключевым медиатором между брендом и пользователем. Вертикальные форматы меняют восприятие информации, трансформируют коммерцию и занятость, формируя новую цифровую культуру. Тенденции будут усиливаться, ведя к дальнейшему сближению медиапотребления, маркетинга, торговли и трудовой деятельности в рамках платформенной экономики.

 

Список литературы:
1. Баланов, А. Н. Продакт-менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Баланов. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 668 с. — ISBN 978-5-507-48977-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/402941 (дата обращения: 08.12.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Бухарбаева Асия Радолевна, Сергеева Людмила Валентиновна КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z: МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-pokoleniya-z-metody-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-studentov (дата обращения: 09.12.2025).
3. Ермакова, А. Н. Цифровой след: формирование и управляемость в экономике данных: монография / А. Н. Ермакова. — Ставрополь: СтГАУ, 2024. — 256 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/510158 (дата обращения: 09.12.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Зверева Екатерина Анатольевна, Хворова Валерия Анатольевна ПОКОЛЕНИЯ Y И Z: ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokoleniya-y-i-z-osobennosti-mediapotrebleniya (дата обращения: 09.12.2025).
5. Ковалев, Д. В. Цифровая экономика: учебник / Д. В. Ковалев, Е. В. Маслюкова, А. Ю. Никитаева. — Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2022. — 190 с. — ISBN 978-5-9275-3988-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271178 (дата обращения: 09.12.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Соломин, В. Е. Медиаэкономика и медиаменеджмент : учебное пособие / В. Е. Соломин. — Кемерово : КемГУ, 2022. — 81 с. — ISBN 978-5-8353-2992-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/392180 (дата обращения: 08.12.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.