Статья:

АМНИСТИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Соболева А.Д., Бородако Д.А. АМНИСТИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(324). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(324).pdf (дата обращения: 18.12.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АМНИСТИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Соболева Анастасия Дмитриевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Бородако Дарья Алексеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Авраменко Елена Алексеевна
научный руководитель, доц. кафедры государственно-правовых дисциплин, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Если обратиться к историческим корням института амнистии, то сам термин «амнистия» закрепился в юридической науке ещё в эпоху правления Александра II в XIX веке. Что же понимается под амнистией в доктринальном смысле? Это особая мера, принимаемая государственными органами, в соответствии с которой лица, находящиеся в местах лишения свободы или подвергающиеся уголовному преследованию, могут быть освобождены от уголовной ответственности [1, с. 55-57].

В мировой практике амнистия широко известна как форма условно-досрочного освобождения. Этот институт применяется практически во всех современных государствах. Международный опыт свидетельствует, что применение амнистии оказывает положительное влияние не только на самих осуждённых, но и на общество в целом.

Амнистия также получила значительное распространение в Республике Беларусь. Данная форма освобождения от наказания применяется в стране достаточно регулярно. В статье 97 Конституции Республики Беларусь закреплено, что Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об амнистии. Это подтверждает, что государство признаёт амнистию одним из видов освобождения от уголовной ответственности [3, с. 63].

Правовым основанием применения амнистии в Республике Беларусь является статья 95 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая гласит, что «амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц». Применение амнистии в каждом конкретном случае регулируется специальным актом об амнистии.

За период с 1991 по 2025 год в Республике Беларусь было принято множество законов об амнистии. Как правило, принятие этих законов было приурочено к знаменательным государственным или историческим датам, что подчеркивает их гуманистический и символический характер. Так, 13 апреля 1995 года был принят Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [2, с. 45]. Эту традицию продолжил закон от 5 мая 2005 года – «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В последующие годы аналогичные акты принимались и к другим юбилеям Победы.

Последним на данный момент является Закон Республики Беларусь от 5 мая 2025 года «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне» [4].

Данный акт продолжает устоявшуюся правовую традицию "юбилейных" амнистий. Как и предыдущие подобные акты, он в первую очередь направлен на лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления, а также на широкий круг социально уязвимых категорий осужденных (несовершеннолетних, женщин, имеющих детей, лиц пенсионного возраста, инвалидов и тяжелобольных). В отличие от некоторых ожиданий, закон не содержит специальных положений для участников Великой Отечественной войны или лиц, награжденных государственными наградами, фокусируя гуманитарный критерий на современных социально-медицинских признаках. Принятие закона преследует цели гуманизации уголовной политики, разгрузки уголовно-исполнительной системы и несет важную социально-нравственную символическую нагрузку, связывая акт милосердия с памятной исторической датой.

Принятие закона об амнистии является проявлением гуманной государственной политики. При решении вопроса о её проведении учитывается сложная обстановка в местах лишения свободы. Кроме того, принятие такого закона позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку освобождённые больше не требуют материального обеспечения за счет государственных средств.

В чем же заключается амнистия? Как указывается в ст. 95 Уголовного кодекса Республики Беларусь, на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности: от осуждения судом и вынесения обвинительного приговора [5]. Лица, уже осужденные судами, могут быть полностью или частично освобождены от назначенного наказания (как основного, так и дополнительного). Также наказание может быть заменено на более мягкое. Акт амнистии может служить основанием для снятия судимости. Кроме того, предусмотрена возможность условного освобождения от наказания.

Одним из оснований для применения амнистии признаётся утрата лицом общественной опасности, а также целесообразность освобождения от уголовной ответственности, исходя из задачи предупреждения преступлений и минимизации их вредных последствий. Второе основание способствует закреплению в законодательстве норм, стимулирующих такое поведение лица, совершившего преступление, которое направлено на раскрытие преступления и возмещение причинённого ущерба.

Главным уголовно-правовым основанием освобождения является поведение лица после совершения им преступления. Это основание в состоянии выполнить такую функцию, если будет свидетельствовать об исправлении лица, т.е. об утрате им своей общественной опасности (явка с повинной, помощь в раскрытии преступления, возмещение причиненного ущерба, не совершение новых преступлений, примирение с потерпевшим).

Другие основания освобождения связаны с обстоятельствами, которые сами по себе могут указывать на изменения в сознании лица, но в сочетании с иными факторами также способны служить критериями утраты общественной опасности (например, истечение сроков давности при отсутствии новых преступлений, изменение обстановки с учётом характера и степени общественной опасности содеянного.

Таким образом, институт амнистии, имеющий глубокие исторические корни, в современной правовой системе Республики Беларусь представляет собой сложный, многогранный правовой инструмент. Он органично сочетает в себе как гуманистическое начало, связанное с актами милосердия, приуроченными к значимым для нации историческим датам (что ярко иллюстрирует закон 2025 года к 80-летию Победы), так и сугубо прагматические цели уголовной политики — разгрузку уголовно-исполнительной системы и стимулирование позитивного посткриминального поведения.

Эффективность и правомерность применения амнистии в каждом конкретном случае обеспечивается её чёткой законодательной регламентацией — от конституционного закрепления полномочий Парламента до детальных норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Правовая доктрина и законодательная практика выделяют два взаимосвязанных основания для применения амнистии: утрату лицом общественной опасности (подтверждённую конкретными действиями, такими как возмещение ущерба или содействие следствию) и целесообразность освобождения с точки зрения общих целей предупреждения преступлений и восстановления социальной справедливости.

Следовательно, амнистия в Беларуси — это не произвольный акт, а взвешенная государственная мера. Она основана на всесторонней оценке личности осужденного, тяжести содеянного и социального контекста, балансируя между принципами неотвратимости наказания и гуманизма. Продолжающаяся практика принятия подобных актов подтверждает их востребованность как инструмента, позволяющего гармонизировать карательную функцию государства с задачами исправления, социальный процесс возвращения к единству и сохранения исторической памяти. Дальнейшее развитие этого института будет, вероятно, связано с еще более тонким разделением критериев освобождения, усилением гарантий социальной адаптации освобождаемых и поиском оптимального баланса между милосердием и безопасностью общества.

 

Список литературы:
1. Гришко, А. Я. Амнистия. Помилование. Судимость : монография / А. Я. Гришко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Инфра-М, 2023. — 186 с.
2. Саркисова, Э. А. Закон Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» : (комментарий учёного) / Э. А. Саркисова // Юстыцыя Беларусі : юрыдычны 
3. Чистякова, Е. Ф. Основания и условия применения амнистии в Республике Беларусь / Е. Ф. Чистякова ; представлено канд. юрид. наук О. Г. Станкевич // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Юридические науки. – Вып. 19. – Новополоцк : Полоцкий государственный университет, 2007. – С. 63-65
4. Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 6 мая 2025 г., № 70-З : принят Палатой представителей 30.04.2025 г., одобрен Советом Республики 02.05.2025г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр законод. и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2025.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 02.06.1999г.,одобрен Советом Республики 24.06.1999 г. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 1999.