Спорт как мотивация к здоровому образу жизни у студенческой молодежи
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Спорт как мотивация к здоровому образу жизни у студенческой молодежи
В современном мире все большее количество людей начинают задумываться о здоровом образе жизни. Реклама по телевидению, баннеры на улицах, заметки в социальных сетях пестрят заголовками о здоровье. После работы, учебы многие ходят в спортивный зал, бассейн, на прогулку. Главной проблемой остается та часть населения, которая ведет пассивный образ жизни, отказываясь от физических нагрузок. Отсутствие двигательной активности приводит человека к гиподинамии, к набору лишнего веса.
Г.А. Мысина рассматривает здоровый образ жизни как рациональное и нравственное поведения человека, а также его духовный статус, который позволяет ему сохранить или укрепить здоровье в процессе его самореализации как личности [3, с.110-111].
Е.А. Югова отмечает, что формирование здорового образа жизни происходит двумя способами: на уровне формирования событий (когда человек оказывается в сфере активной жизнедеятельности) и на уровне этапа освещения понятия в средствах массовой информации (когда человек непосредственно сталкивается с примерами ЗОЖ, людьми, которые этим занимаются, наблюдая позитивную динамику) [6, с.115].
Чтобы спорт стал частью жизни человека, необходимо, в первую очередь наладить рациональную организацию жизнедеятельности на базе биологических и социальных форм поведения, а это:
- оптимальная физическая нагрузка, без которой живой организм не в состоянии существовать (ходьба, бег, велопрогулки);
- рациональное питание – один из главных факторов здоровья и биологического развития (употребление достаточного количества воды, питание по часам);
- эффективная организация труда, без которой человек не может самореализоваться (правильное распределение труда и отдыха, здоровый сон;
- отказ от пагубных пристрастий является одним из решающих факторов сохранения здоровья (отказ от никотина, алкоголя, психоактивных веществ);
- культивирование положительных эмоций, способствующих психическому благополучию, которое является основой всех аспектов жизнедеятельности и здоровья.
В государственных документах об образовании (Концепция долгосрочного ссоциально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, закон «Об образовании РФ» и другие) как одна из важнейших для образовательных учреждений разного уровня и профиля ставится задача формирования у молодых россиян (прежде всего студентов, как будущих специалистов) ценностного отношения к здоровому образу жизни . Парадигма здоровьесохраняющего образования на данный момент рассматривается в контексте обновления путей и условий формирования здорового образа жизни в интересах не только самой личности, но и общества в целом [1, с.111].
Н.А. Красноперова отмечает, что мастер-классы, проектная деятельность, индивидуальные формы работы, коллективные формы работы (соревнования, игры, научная деятельность) обеспечивают деятельностный аспект в мотивации студентов к здоровому образу жизни. Для этого необходима активизация ресурсов образовательного пространства ВУЗа:
- административный ресурс (планирование мероприятий, разработка программ, финансирование и контроль деятельности);
- ресурсы учебно-воспитательного процесса (организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, возможности физкультурного образования, досуговые формы работы и культурно-массовые);
- медицинское обеспечение (регулярные медицинские осмотры, диагностики состояния здоровья, профилактика и медицинское сопровождение)[1, с.112].
С.В. Лапочкин говорит о том, что в Российской Федерации созданы все необходимые условия для занятий спортом молодежи. В нашем государстве существует стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года. В ней отражены приоритетные направления воспитании учащейся и студенческой молодежи. К таким направлениям относятся:
1. создание в образовательном учреждении определенных условий для укрепления физического и психологического здоровья воспитанников и профилактике социально-негативных явлений;
2. поиск новых форм и методов по привлечению молодежи к занятию спортом (мероприятия в выходные дни и каникулярное время, способствующие физическому развитию);
3. создание условий для полноценного функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе образовательных учреждений;
4. создание на базе образовательного учреждения системы разновариантных мероприятий спортивной направленности для портивных команд;
5. проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан;
6. обеспечение образовательного учреждения материальными благами, спортивным инвентарем и высококвалифицированными кадрами[2, с.108-109].
О том, что спорт должен быть для всех общедоступным говорит Т.Ю. Покровская. Она отмечает, что современный спорт должен включать в себя:
- студенческий спорт;
- профессионально – прикладной;
- физкультурно – кондиционный;
- оздоровительно – рекреативный.
Массовый оздоровительный студенческий спорт является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления и сохранения адекватного социального тонуса[4, с.311].
Вовлекая молодежь в спортивную жизнь, мы сможем не только сохранить лучшие традиция и достижения долгих лет в области спорта, но и внести новое в повседневную жизнь современной молодежи..