Статья:

Достоинства и недостатки ЕГЭ 2001-2017 гг. На основании разведывательного исследования.

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ветрова В.Н., Шагаева Е.В. Достоинства и недостатки ЕГЭ 2001-2017 гг. На основании разведывательного исследования. // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Достоинства и недостатки ЕГЭ 2001-2017 гг. На основании разведывательного исследования.

Ветрова Виктория Николаевна
студент, ВГПУ, РФ, г. Воронеж
Шагаева Екатерина Вячеславовна
студент, ВГПУ, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ВГПУ, РФ, г. Воронеж

 

ЕГЭ, как форма сдачи выпускных экзаменов, практикуется в нашей стране с 2001 года. К 2017 году данная форма во многом изменилась. Наше социологическое исследование отражает эволюцию этих изменений с момента становления ЕГЭ и до наших дней, показывает отношение выпускников разных лет к данной форме.

На основании исследований Л. Борусяк, Е.П. Дерябиной, Е.Л. Лукьяновой, Е.Л. Омельченко, А.В. Хлебникова, перечисливших достоинства и недостатки ЕГЭ с 2001-2017гг, мы пришли к выводу, что необходима периодизация этапов ЕГЭ. За основу периодизации мы взяли существенные изменения и новации подготовки и проведения ЕГЭ:

I. 2001 - 2006 гг. - начальный этап. Выделяется на основе введения ЕГЭ в образовательный оборот и проведения  этого эксперимента в ряде субъектов РФ;

II. 2007 – 2010 гг. – введение ЕГЭ как общеобязательного;

III. 2011 – 2015 гг. – развитие системы ЕГЭ. Выделение данного этапа в связи с существенными изменениями в организации проведения экзамена.

IV. 2016 – 2017 гг. – закрепление ЕГЭ в системе образования. Теперь единый государственный экзамен – это обязательная форма аттестации школьников при поступлении в ВУЗ.

Более подробно с обоснованием каждого периода можно ознакомиться в статье «Этапы становления ЕГЭ в 2001- 2017 гг. (Попытка периодизации)» [1].

Для углубленного изучения характеристик каждого этапа мы провели опрос выпускников указанных периодов и получили следующие результаты.

Наш первый вопрос был направлен на выявление наиболее приемлемой формы сдачи выпускных экзаменов. Среди опрошенных выпускников уверенные позиции занимают традиционная форма (билеты)  и собеседование, как формы экзамена, наиболее  полно отражающие знания учащихся. Так 46 % респондентов оптимальной формой сдачи экзамена считают традиционную форму, а 30% опрошенных - собеседование.

Выбор ЕГЭ как лучшей формы, отражающей знания учащихся, характерен для начальной стадии развития и становления данной формы сдачи экзамена - с 2001 по 2006 года. Так полагают  33 % опрошенных выпускников, сдававших ЕГЭ в этом периоде. 30% респондентов склонны к собеседованию как к наиболее оптимальному каналу выявления знаний выпускников.

В периоде с 2007 по 2015 года первую позицию занимает традиционная форма сдачи экзамена. С 2007 по 2010 года данный вариант отметила половина опрошенных, а с 2010 по 2015 года традиционную форму и собеседование выбрало равное количество выпускников, по 38%.

В период с 2015 по 2017 года выбор традиционной формы  сдачи экзаменов становится  лидирующим по сравнению с ЕГЭ, собеседованием и презентацией проекта. 72 % опрошенных, которые сдавали  выпускные экзамены в данном периоде, считают сдачу экзамена по билетам наиболее оптимальной, отражающей реальные знания  молодых людей.

Таким образом, мы видим что, молодёжь лишь на 1 этапе (с 2001 по 2006 года)  становления и развития ЕГЭ считала данную форму наиболее полно отражающей их знания. В последующие же периоды мы наблюдаем, что выпускники более предрасположены к традиционной форме сдачи выпускных экзаменов, несмотря на все новшества процесса подготовки и проведения ЕГЭ.

Следующий вопрос отражает способ подготовки выпускников к экзаменам. С 2001 по 2010 года большинство респондентов самостоятельно готовились к выпускным экзаменам, причём наблюдается тенденция роста выпускников, которые сами готовились к экзаменам с 39% до 47%. Так же в периодах с 2001 по 2006 года и с 2007 по 2010 равное количество выпускников занимались с учителем, преподающим данные предмет в своей школе, что составило 34%. По сравнению с 1 периодом в 2007-2010 годах снизилось количество выпускников, готовившихся к экзаменам с учителем из другой школы с 18% до 13%.   С 2001 по 2010 года выросло количество учеников выпускных классов, занимавшихся с преподавателем ВУЗа для подготовки к экзаменам.  Так же можно отметить снижение количества респондентов, занимавшихся с мамой, папой или другими родственниками с 2001 по 2010 года с 6% до 3%, а со знакомыми с 3% до 0%.

В период с 2011 по 2017 года мы видим, что количество респондентов, занимавшихся с учителями из своей школы для подготовки к экзаменам, снизилось с 33% до 30%. Возросло количество выпускников, занимавшихся с учителем из другой школы с 26% до 33%.  Практически вдвое увеличилось число учащихся, занимающихся  с преподавателем ВУЗа для подготовки к экзаменам, с 9% до 17%.

Таким образом,  мы наблюдаем, что практически треть опрошенных каждого периода занимались с учителем, преподающим предмет в своей школе для подготовки к экзаменам. С 2001- 2006 годов по 2006-2010 года снижается количество выпускников, занимавшихся с учителем из другой школы для подготовки к выпускным экзаменам, но уже с 2011 года по 2017 год можно отметить рост числа респондентов, которые готовились к сдаче экзаменов вместе с учителем из другой школы. За весь период становления и развития ЕГЭ, т.е с 2001 по 2017 год,  можно проследить тенденцию к увеличению количества выпускников, занимающихся с преподавателем ВУЗа для подготовки к экзамену, с 0% до 17%. Больше всего выпускников готовились к экзаменам с родителями или другими родственниками с 2001 по 2006 года.

С 2001 год по 2010 увеличивается число учащихся, которые сами готовились к экзаменам, но с 2010 до 2017 года наблюдается тенденция снижения количества выпускников, самостоятельно готовящихся к выпускным экзаменам: с 2007 по 2010-47%, с 2011 по 2015- 27%, а с 2015 по 2017- 20%.

Далее респонденты отвечали на вопрос, направленный на выяснение суммы, затрачиваемой  их родителями  для подготовки к выпускным экзаменам. Несмотря на пикантность вопроса 92% опрошенных ответили на него. С 2001 по 2017 год многократно снизилось количество выпускников, не затрачивающих денег для подготовки к экзаменам, с 73% до 4%. С 2006 года на подготовку к экзаменам, родители  выпускников стали затрачивать более 5000 рублей. В течение периода с 2006 по 2010 сумма возросла до 100.000 рублей. В последующие же периоды  так же отмечается тенденция роста денежных средств, затрачиваемых родителями для подготовки их детей к выпускным экзаменам. С 2015 по 2017 года равное количество респондентов затрачивали на подготовку к экзаменам от 10.000 до 30.000 рублей, от 30.000 до 50.000 рублей, от 50.000 до 100.000 рублей, от 100.000 до 200.000 рублей - по 17%. Значительный рост денежных средств, затрачиваемых для подготовки к экзаменам очевиден, его мы можем увидеть на диаграмме, представленной на рисунке 1. Данный рост связан с привлечением учителей из других школ и преподавателей ВУЗов в качестве репетиторов для подготовки к ЕГЭ.

 

Рисунок 1. Количество денежных средств, затрачиваемых для подготовки к ЕГЭ с 2001 по 2017 гг.

 

Следующий вопрос отражает трудности, с которыми сталкивались респонденты на ЕГЭ. Исходя из результатов опроса, большинство выпускников при сдаче  ЕГЭ встретились со сложными заданиями, многие не испытывали трудностей вообще. Так, 36,8% опрошенных выбрали вариант «сложные задания», 35,2%  проголосовали за  «не было трудностей».

В период с 2001-2006г. для большинства выпускников  не было трудностей  при сдаче ЕГЭ, этот вариант ответа отметили 53,3% респондентов. Со сложными заданиями столкнулись всего 23,3% будущих абитуриентов.

В последующий период с 2007-2010г. ситуация продолжала оставаться практически неизменной, но на этом этапе выпускники  при сдаче экзамена столкнулись со списыванием соседей, что составило 34,3% опрошенной молодежи.

С 2011- 2015г. опрошенные испытывали такие трудности на ЕГЭ, как сложные задания (38,2%) и организация экзамена (11,7%), 26,5 % не испытывали никаких трудностей.

На четвертом этапе с 2016-2017г. положение значительно меняется. Сложные задания вызвали трудности у 76,9% выпускников, в то время, когда не было трудностей всего у 15,4 % опрошенных.

Таким образом, на начальных этапах становления ЕГЭ выпускники реже сталкивались со сложностями при сдаче экзамена, чем это наиболее проявилось на последнем этапе

Далее мы спрашивали у выпускников разных лет о достоинствах ЕГЭ. Из результатов опроса видно, что  50,3% респондентов считают, что ЕГЭ упрощает поступление в ВУЗы, 26,7 % из достоинств ЕГЭ выделяют, что он действителен для всей страны: возможность поступления в ВУЗы иногородних абитуриентов. Лишь 3,8% будущих абитуриентов полагают, что из-за усиления контроля в процессе проведения ЕГЭ, снижается уровень коррупции.

С 2001-2017 г. наиболее популярным достоинством единого государственного экзамена стало упрощенное поступление в ВУЗы, что связано с совмещением итоговой аттестации со вступительными испытаниями. С 2007 по 2010 года    возрастает  число выпускников, которые полагают, что ЕГЭ действителен для всей страны с 16,2% до 41,3%.  В период с 2011 по 2017 год увеличивается процент тех, кто считает, что в связи с нарастанием контроля во время проведения ЕГЭ снизился уровень коррупции (8,3%).

Следовательно, на всех этапах опрошенные выбирали в основном 2 достоинства ЕГЭ - упрощенное поступление в ВУЗы и действительность для всей страны. На последнем этапе наблюдается рост количества опрошенных, которые проголосовали за снижение уровня коррупции, что связано с усилением контроля и ужесточением мер при проведении ЕГЭ в данном периоде.

Помимо достоинств респонденты отмечали и недостатки ЕГЭ. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных указали из недостатков  ЕГЭ напряженную обстановку (30,4%), не отражает реальные знания школьников (27,7%) и учит «действовать по шаблону» (21,1%). Наименьшее количество голосов  было отдано за повышение уровня конкуренции в ВУЗах за счет абитуриентов из других регионов.

С 2001 по 2017 г. к главным недостаткам ЕГЭ большинство молодёжи относят напряженную обстановку, не отражает реальные знания, погрешность оценивания результатов, учит «действовать по шаблону».

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы. Наиболее оптимальной формой сдачи  экзаменов для выпускников 2001-2017 годов остается традиционная форма (билеты). Выпускники всё больше занимаются с преподавателями ВУЗов и учителями из других школ, что серьёзно отражается на кошельке  их родителей. Постепенно усложняются задания на ЕГЭ. Отмечая достоинства ЕГЭ, более половины опрошенных полагают, что ЕГЭ упрощает поступление в ВУЗы, данная форма действительна для всей страны: возможность поступления в ВУЗы иногородних абитуриентов. Из недостатков  большинство респондентов выделяют напряженную обстановку и необъективность оценивания знаний учащихся.

Несмотря на то, что  ЕГЭ был введён в 2001 году, выпускники разных лет полагают, что данная форма сдачи выпускных экзаменов несовершенна и требует серьёзной доработки для более объективного отражения знаний учащихся.

 

Список литературы:
1. Ветрова В.Н., Шагаева Е.В. Этапы становления ЕГЭ в 2001-2017гг. (Попытка периодизации) // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 02.06.2018)