О феномене любви в философии
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
О феномене любви в философии
ABOUT THE PHENOMENON OF LOVE IN PHILOSOPHY
Arthur Merdinov
student, UlSTU, Russia, Ulyanovsk
Mikhail Volkov
scientific director Head of the Department of Philosophy, Dr. Philos. sciences, professor, UlSTU, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. В данной статье приводятся рассуждения на тему философского понимания проблемы любви в социальном аспекте. Также дается определение понятию «любовь» в философском контексте, также анализируются её основные характеристики, формы и виды. Автор обращается к вопросу возникновения любви как социального явления и его причинам. В заключение автором обосновывается необходимость и важность изучения данного феномена в современном обществе.
Abstract. This article provides a discussion on the philosophical understanding of the problem of love in the social aspect. It also defines the concept of “love” in a philosophical context, and analyzes its main characteristics, forms and types. The author addresses the issue of the emergence of love as a social phenomenon and its causes. In conclusion, the author substantiates the necessity and importance of studying this phenomenon in modern society.
Ключевые слова: любовь, личность, общество, социальный феномен, высшие человеческие чувства, социальные взаимоотношения, социальная философия.
Keywords: love, personality, society, social phenomenon, higher human feelings, social relationships, social philosophy.
Тема любви всегда интересовала человека. С каждой новой эпохой она все более обращала на себя внимание философов, а позже психологов, социологов и др. Композиторы и художники, поэты считают любовь всемогущей силой, которая способна наполнять смыслом человеческую жизнь, делать нас счастливыми или несчастными, страдать, плакать, смеяться...[5, с. 502-504] В настоящее время, наверное, нет ни одного ученого, хотя бы раз не высказавшегося относительно феномена любви. Однако, никто так и не смог дать полного определения понятия «любовь», приоткрывая завесу лишь отдельных граней оного феномена человеческого естества.
Достаточно чёткого определения понятию «любовь» не удалось дать до сих пор и, скорее всего, не удастся дать и вовсе. Связано это, в первую очередь, с большим количеством видов и форм любви и её проявлений. С философской точки зрения принято считать, что любовь – это концепт культуры субъектного ряда, фиксирующий в своей сущности глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно-направленное на собственный объект и воплощающееся в самодостаточном стремлении к нему [3, с.61-64.]
В качестве объяснения феномена любви в разные эпохи истории философии предпринято множество попыток её классифицировать. Следует сказать, что право на существование имеет классификация, базирующаяся на особенностях взаимоотношений субъекта и объекта данного чувства:
1. Эгоистическая любовь – чувства, в которых субъект любви не воспринимает ценности объекта любви и живет только своими потребностями.
2. Альтруистическая любовь – чувства, в которых субъект любви отрицает себя во благо объекта любви.
3. Эгоальтруистическая любовь (термин Ю.Б. Рюрикова) – гармоничные чувства, в которых партнёры живут во благо друг друга и объединяют свои ценности, вследствие чего образуется «сверхценность» [4, с.183-186.].
Возникновение любви - один из самых дискуссионных вопросов. Точек зрения относительно момента появления любви множество, от Древней Греции (первый философский труд о любви Платона «Пир») и до средневековья. Хрестоматийно высказывание древнегреческого мыслителя Аристотеля, охарактеризовавшего человека как «социальное животное» вследствие присущей ему потребности в аффилиации. В дальнейшем данная черта человеческого естества интерпретировалась исследователями как чувство, «выражающееся в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого», а именно как чувство любви [2]. Причиной же её возникновения является «социализация» инстинктов: инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода, материнского инстинкта, благоприятствующими порождению некой духовной близости. С каждым этапом психического, нравственно-этического и эстетического развития человека у «высшего человеческого чувства» возникали всё более сложные качества и новые формы, а также их теоретическое обоснование, что продолжается и в современности, поскольку становление духовности человека всё ещё не окончено [4].
К сожалению, современное общество для своего функционирования не нуждается в истинной человеческой любви, поскольку она требует больших духовных затрат индивида, в то время как эти затраты человек может положить во благо социума. Возможно, в этом причина ориентации общества на удовлетворение низменных потребностей и выставление их во главу угла. Сегодня уходят на задний план все духовные направляющие человечества, теряют свою актуальность моральные, этические нормы. На основании этого появляются такие концепции, которые полагают, что в будущем любовь станет вообще предельно рациональной или вовсе без эмоциональной. Об этом пишет И. Булычев: «Отношения полов, выигрывая по части свободы, столь же неизбежно понесут потери в плане любви, которая станет менее пылкой и романтической, более сдержанной и рациональной. [1, с.98]
Эта ситуация потенциально опасна для общества, так как ведет к утрате важной компоненте духовного и эмоционального мира человека и «механизирует» отношения между людьми. Поэтому в России необходимо пропагандировать лучшие культурные традиции прошлого и интегрировать их в современную культуру. Кроме того, необходимо уделить больше внимания отношениям внутри семьи, учитывая преемственность поколений в любви, то есть восприятие детьми еще в младенчестве отношений между родителями как идеальных.