Статья:

Ситуативность как один из принципов обучения иноязычной речи на среднем этапе обучения в средней школе

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Гимбатова П.Ш. Ситуативность как один из принципов обучения иноязычной речи на среднем этапе обучения в средней школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(61).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ситуативность как один из принципов обучения иноязычной речи на среднем этапе обучения в средней школе

Гимбатова Патимат Шамиловна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Халимбекова Маиса Казиахмедовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Практические цели обучения иноязычной речи определяются не только индивидуальными потребностями учащихся, но и соответствием социальному заказу общества, тенденциям его развития, которые провоцируют поиск и дальнейшее внедрение новых методов , подходов и принципов обучения иноязычной речи . Одним из таких принципов, который способствует развитию речевых навыков и умений учащихся при овладении иностранным языком, как считают многие лингвисты, является ситуативность.

А.А. Леонтьева определяет  ситуацию как «совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей»

Н.Ф Коряковцева считает, что организация изучения иностранного языка через различные ситуации обеспечивает развитие личности учащегося, реализацию его творческого потенциала за счет влияния на его личностную сферу через содержание учебной деятельности [4, с.91]. Ситуативность важна прежде всего тем, что она является единственным выходом при отсутствии языковой среды. Учебно-речевые ситуации выступают неким стимулом, который подталкивают учащихся на отбор и использование   определенных языковых средств общения в соответствии с определенными условиями ситуации. Они являются огромным стимулом при   общении между учителем и учениками.

Речевая ситуативность выступает как один из видов методических принципов, который характеризует процесс обучения в контексте иноязычного образования.[3,с.33].Реализуя данный принцип, учитель должен, во-первых, определить темы, необходимые для отбора содержания и моделирования образовательного процесса. В этом случае, ситуация выступает как основа организации речевого материала , необходимого для создания тех или иных учебно-речевых ситуаций.

Во-вторых, учитель, основываясь на желаниях учащихся , выделяет определенные условия  в рамках  тематики ситуации общения и разрабатывает совместные мероприятия , в ходе которых будут решаться коммуникативные и проблемные задачи.

В-третьих, моделируя определенные виды ситуации,  учитель должен понимать, что  речевая ситуация служит одним из важных факторов развития речевого умения. По мнению Е.И. Пассова, именно она и способствует развитию разных механизмов речевого высказывания, таких  как: механизм дискурсивности (только при учете взаимоотношений обучающихся развиваются стратегия и тактика говорящего), механизм упреждения (учет реакций собеседника), механизм выбора (обилие речевых задач и соотнесенность с ними лексических единиц) совершенствуют их автоматический ситуативный вызов.[5, с.106]

Что касается классификации учебно-речевых ситуаций, их существуют достаточно много, разные ученые по-разному их распределяют.

Пассов Е.И. и Стояновский А.М. выделяют различные типы ситуаций, выдвигая на первый план взаимоотношения между коммуникантами . По их мнению, основным компонентом любой ситуации являются взаимоотношения ,которые могут быть заданы четырьмя главными факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Таким образом, они выделяют[5, с.97-99]:

1. Ситуации социально-статусных взаимоотношений

2. Ситуации ролевых взаимоотношений

3. Ситуации деятельностных взаимоотношений

4. Ситуации нравственных взаимоотношений

Р.А. Дольникова, в свою очередь, предложила классифицировать ситуации на естественные и воображаемые, игровые и неигровые. [2, с.40-41]

Остановимся на игровых речевых ситуациях, так как  без игровых действий освоение и запоминание иностранной  лексики  в памяти ребенка происходит менее эффективно и требует чрезмерной траты энергии учащимися, что нежелательно. Облегчение этого процесса идет через игровой процесс, более того, умело разработанная игра неотделима от учения.  Проблема организации игровой деятельности при обучении иноязычной речи состоит в том, что большое значение для ее успешной реализации имеет то, насколько удачно учитель  сможет подготовить учащихся к данной форме занятия. Потому  что в противном случае  урок может превратиться в шумное мероприятие, где учитель может  потерять контроль над учащимися. В этой связи хотелось бы сослаться на некоторые рекомендации, которые дает Н.А. Горлова[2, с.320-321]:

а) учитель должен уметь создавать игровую мотивацию, определить цель и задачи для ее реализации;

б) необходимо предлагать замысел, или игровой сюжет, или ситуацию;

в) выделять способы взаимодействия учащихся и игровые действия , которыми должен овладеть каждый ученик ;

г) определять общие игровые правила и условия их выполнения ;

д) предвидеть результат, направленный на персонализацию и социализацию учащихся;

е) в ходе проведения игры создавать положительный эмоциональный настрой учащихся, условия для удовлетворения личностных и духовных потребностей

В случае соблюдения данных рекомендаций между учителем и учащимися возникают отношения партнерства и сотрудничества, что очень важно для достижения намеченной цели.

Одним из видов игр, который применяется учителем при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения, является ролевая игра.

Ролевая игра как один из основных методов обучения представляет собой процесс, при котором учащиеся осваивают правила общения при взаимодействии друг с другом, исполняя при этом определенные психологические и социальные роли. [1, с.35-36]

Е.И. Воробьева отмечает, что проигрывание определенной роли, отождествление с ней помогут учащемуся:

  1. Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с людьми
  2. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера
  3. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения при определенных ситуациях

Ролевые игры подразделяются на социально-бытовые и профессионально-педагогические. Целью социально-бытовых ролевых игр является формирование навыков и умений общения на иностранном языке преимущественно в социально-бытовой сфере общения, а также развитие инициативности, коллективности и ответственности как общественно ценных
качеств личности, совершенствование культуры поведения учащихся. Такие виды ролевых игр чаще применяются на среднем этапе обучения иностранному языку в средней школе, так как они отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг, труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.

Профессионально-педагогические ролевые игры направлены на формирование навыков и умений профессионального общения на изучаемом языке, воспитание у учащихся педагогического такта.

Исходя из сказанного мы можем отметить, что  речевые игры широко используются при обучении говорению с целью формирования и развития речевых навыков и умений в условиях, максимально приближённых к реальному общению. При этом учащихся  ставят в ситуацию, которая может произойти в реальной жизни(дискуссии , интервью) и поведение участников ролевой игры соответствует выполняемой ими роли.[6, с.50]

В проведении ролевой игры на среднем этапе обучения иностранному языку А.Н. Щукин выделяет следующие этапы.  [6, с.55-58]:

1-й этап подготовки объяснения. На этом этапе преподаватель определяет тему игры, разрабатывает сценарий, составляет план проведения игры.

2-й этап проведения игры – сам процесс игры, во время которого учащиеся играют роли в соответствии со сценарием игры.

3-й этап подведения итогов - проводится обсуждение игры, ее достоинств и недостатков.

При обучении иностранному языку на среднем этапе активно используется парная и  групповая работа, которая  обеспечивает постепенный переход от видов работы и упражнений, предусматривающих жесткий контроль со стороны преподавателя, к ролевым играм, где участие преподавателя сведено к минимуму, что соответственно и увеличивает самостоятельность и активность учащихся, как субъектов учения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что использование учебно-речевых ситуаций в процессе обучения иноязычной речи  является необходимым условием создания той атмосферы в классе, которая способствует общению на иностранном языке, развитию различных видов речевой деятельности особенно, говорения, и формированию у  учащихся речевых навыков и умений для полноценного овладения изучаемым языком. Речевая ситуация  выступает инициатором подключения учащимися  личного опыта и эмоциональной памяти, что запечатлевает не отдельные слова или выражения в сознании школьников, а целостную игровую ситуацию, благодаря которой происходит прочное усвоение иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Воробьева Е.И. Современные методы обучения иностранным языкам:учебное пособие / Е.И. Воробьева, Ю.А. Макковеева, Н.Л. Ушакова, О.А. Щукина [ Сев.( Арктич.) федер. ун-т им. М,В. Ломоносова].- Архангельск: САФУ,2019.-110с. 
2. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2ч. Ч.1: учебное пособие – 2-е изд.,- М.:Академия,2017. -336с.
3. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2ч. Ч.2: учебное пособие – 2-е изд.,- М.:Академия,2017. -272с.
4. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие – М.: Академия, 2010.-192с.
5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд., - М.: Просвещение,1991.-223с.
6. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник – 2-е изд. / Н.А.Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Академия,2017.- 288с