Статья:

Влияние оказания психологической помощи на детей с девиантным поведением

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шумская А.В. Влияние оказания психологической помощи на детей с девиантным поведением // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние оказания психологической помощи на детей с девиантным поведением

Шумская Анастасия Владимировна
магистрант, Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала

 

При проведении работы по формированию социальной компетентности учащихся мы использовали групповые занятия.

Основной формой групповой работы был избран социально-психологический тренинг, эффективность которого в работе с младшими школьниками доказана в исследовании Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой (2002).

Все занятия проводились во второй половине дня в кабинете психологической разгрузки. Количество участников тренинговых экспериментальных групп составляло по 11 человек в каждой группе. На занятиях создавалась игровая обстановка, помогающая собрать детей и сконцентрировать их внимание. Тренинг, как активный метод обучения, позволяет сформировать конкретные модели поведения у учащихся с социально - девиантным поведением. При разработке методики формирования социальной компетентности у учащихся мы выделили основные составляющие тренинговой групповой работ:

  • Принципы организации тренингового взаимодействия;
  • Требования к ведущему;
  • Требования к организации тренингового пространства;
  • Структура тренинга;
  • Методы и приемы тренинговой работы.

А.Шадура (2003) указывает на то, что эффективность методик по формированию и коррекции поведения можно оценить через изменения в поведении ребенка: «Если оно (поведение) стало более конструктивным и адаптивным … - значит, работа была успешной».

Наше первоначальное предположение заключалось в том, что формирование различных моделей поведения как в обычных, так и во фрустрирующих ситуациях, позволит выработать у подростков более адекватные способы реагирования, оптимизирует процессы общения, снизит количество конфликтов в коллективе класса, позволит выработать более рациональные варианты поведения и приведет к снижению показателей агрессивности, враждебности, тревожности в контактах со сверстниками и ближайшим социальным окружением.

Для подтверждения этого тезиса чтобы оценить эффективность методики после проведения серии формирующих экспериментов повторно в контрольной и трех экспериментальных группах был проведен ряд констатирующих экспериментов по методикам, которые уже использовались ранее: опросник Басса - Дарки, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, а также опрос родителей и психолого-педагогического коллектива.

Данные, полученные при повторном проведении констатирующих экспериментов использовались для сравнительного качественного и количественного анализа с использованием методов вторичной статистической обработки данных (Х - квадрат-критерий).

Статистическая обработка регистрируемых в группах изменений показателей после введения предлагаемой методики продемонстрировала достоверные изменения в сторону повышения уровня социальной адаптированности поведения учащихся экспериментальных групп. Так, снизилось количество подростков с высоким уровнем агрессивности и враждебности. Если до начала эксперимента таких подростков было соответственно 61% и 54,7%, то после их количество сократилось соответственно до 32,3% и 28,6%.

Выводы, полученные из анализа экспериментальных данных позволяют в известной мере доказать влияние разработанного нами тренинга для учащихся с девиантным поведением на формирование и развитие положительных взаимоотношений, ответственности, организованности; на развитие умений и навыков общения; средств и способов усвоения общественного опыта; формирование представлений о других людях, об окружающей действительности; на формирование адекватного поведения в ближайшем окружении учащихся.

Исходя из результатов контрольных экспериментов, считаем, что предлагаемый нами тренинг является эффективным средством психологической помощи девиантного поведения подростков.