Влияние оказания психологической помощи на детей с девиантным поведением
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Влияние оказания психологической помощи на детей с девиантным поведением
При проведении работы по формированию социальной компетентности учащихся мы использовали групповые занятия.
Основной формой групповой работы был избран социально-психологический тренинг, эффективность которого в работе с младшими школьниками доказана в исследовании Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой (2002).
Все занятия проводились во второй половине дня в кабинете психологической разгрузки. Количество участников тренинговых экспериментальных групп составляло по 11 человек в каждой группе. На занятиях создавалась игровая обстановка, помогающая собрать детей и сконцентрировать их внимание. Тренинг, как активный метод обучения, позволяет сформировать конкретные модели поведения у учащихся с социально - девиантным поведением. При разработке методики формирования социальной компетентности у учащихся мы выделили основные составляющие тренинговой групповой работ:
- Принципы организации тренингового взаимодействия;
- Требования к ведущему;
- Требования к организации тренингового пространства;
- Структура тренинга;
- Методы и приемы тренинговой работы.
А.Шадура (2003) указывает на то, что эффективность методик по формированию и коррекции поведения можно оценить через изменения в поведении ребенка: «Если оно (поведение) стало более конструктивным и адаптивным … - значит, работа была успешной».
Наше первоначальное предположение заключалось в том, что формирование различных моделей поведения как в обычных, так и во фрустрирующих ситуациях, позволит выработать у подростков более адекватные способы реагирования, оптимизирует процессы общения, снизит количество конфликтов в коллективе класса, позволит выработать более рациональные варианты поведения и приведет к снижению показателей агрессивности, враждебности, тревожности в контактах со сверстниками и ближайшим социальным окружением.
Для подтверждения этого тезиса чтобы оценить эффективность методики после проведения серии формирующих экспериментов повторно в контрольной и трех экспериментальных группах был проведен ряд констатирующих экспериментов по методикам, которые уже использовались ранее: опросник Басса - Дарки, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, а также опрос родителей и психолого-педагогического коллектива.
Данные, полученные при повторном проведении констатирующих экспериментов использовались для сравнительного качественного и количественного анализа с использованием методов вторичной статистической обработки данных (Х - квадрат-критерий).
Статистическая обработка регистрируемых в группах изменений показателей после введения предлагаемой методики продемонстрировала достоверные изменения в сторону повышения уровня социальной адаптированности поведения учащихся экспериментальных групп. Так, снизилось количество подростков с высоким уровнем агрессивности и враждебности. Если до начала эксперимента таких подростков было соответственно 61% и 54,7%, то после их количество сократилось соответственно до 32,3% и 28,6%.
Выводы, полученные из анализа экспериментальных данных позволяют в известной мере доказать влияние разработанного нами тренинга для учащихся с девиантным поведением на формирование и развитие положительных взаимоотношений, ответственности, организованности; на развитие умений и навыков общения; средств и способов усвоения общественного опыта; формирование представлений о других людях, об окружающей действительности; на формирование адекватного поведения в ближайшем окружении учащихся.
Исходя из результатов контрольных экспериментов, считаем, что предлагаемый нами тренинг является эффективным средством психологической помощи девиантного поведения подростков.