Статья:

Первые театры на Кубани

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Барабашина А.А., Шевелев Н.С., Мигунов М.С. [и др.] Первые театры на Кубани // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Первые театры на Кубани

Барабашина Анастасия Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Шевелев Николай Сергеевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Мигунов Михаил Сергеевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Хабибулина Елена Борисовна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Пешкова Валентина Владимировна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

К окончанию Кавказской войны жители столицы Кубанской области – города Екатеринодара - уже могли похвастаться собственным «почти настоящим театральным» зданием, открытым в 1861 году по инициативе наказного атамана Иванова на главной улице города напротив «Белого» собора. В честь такого события прилегающая улица даже получила название Театральная (ныне ул. Гимназическая).

Новый театр по-прежнему отличался особым «окраинным шармом». Вот как это описывает один из современников: «На Красной улице, против нового собора, было большое пустпорожнее место, где стоял деревянный сарай. В нем был устроен театр, в котором давали представления театральные труппы». Несмотря на внешнюю неприглядность здания, его интерьер был уже вполне театральным: сцена и зал, разделенный на партер, ложи и галерею. Именно здесь проходили гастроли императорских театров Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.

Театр просуществовал 12 лет, до начала строительства на этом месте мужской войсковой гимназии. Долгое время любительским и профессиональным труппам приходилось снимать помещения у частных лиц.

Долгое время как в Екатеринодаре, так и на Кубани не существовало стационарного помещения для театра: представления давались на ярмарках, а также в зале Городской думы, на сцене театральных училищ и других общественных зданий. Лишь в конце 1880-х гг. в городском саду был построен деревянный летний театр на 1 450 мест. Он являлся главным объектом Городского сада. Первоначально театр принадлежал купцу Колосову, а затем перешел в собственность города. Летний театр первоначально просуществовал всего два месяца — сгорел по неосторожности в 1883 году. Вновь его построили в 1887 году. Позже он перестраивался и расширялся неоднократно. В последний раз — в 1908 году, по проекту архитектора З. П. Коршевеца. Фундамент был поднят на 1 метр, что дало возможность построить второй ярус, театр был покрыт железной кровлей; от сцены протянулся ряд лож, а за ними амфитеатр нижнего этажа. Во втором ярусе располагались несколько боковых рядов, а затем, до самых стен, входные места (свыше 200 мест). Напротив сцены, во втором ярусе было 11 рядов балкона; в зал вел главный вход с фасада, сцена, расширенная вверх, закрывалась плотным светло-золотистым занавесом, украшенном египетскими сфинксами, пирамидами и пальмами. В результате этого вместительность театра возросла до 1436 мест, не считая входных. Однако в зимнее время актерам по-прежнему приходилось играть в здании Второго общественного собрания и зале Городской думы. Летний театр был уничтожен за полгода немецкой оккупации.

Несмотря на то, что сценическое искусство пользовалось популярностью, в Армавире очень долго не было специального театрального здания. Только в 1908 г. на средства богатого местного промышленника, владельца машиностроительного и маслобойного заводов, Михаила Иосифовича Мисожникова на улице Почтовой (ныне это место по ул. Ленина между домами № 101 и 103) возводится драматический театр. Появление этого просветительного учреждения имело значение не только для села Армавира, но и ознаменовало собой начало новой эпохи в культурной жизни гораздо более обширного региона. Театр М.И.Мисожникова стал первым в Кубанской области зимним стационарным драматическим театром. Строительство армавирского театра стало точкой отсчета профессионального театрального искусства на Кубани.

В столичном журнале «Театр и искусство» сообщалось: «Армавир. Здесь открылся театр, выстроенный компанией предпринимателей во главе с М.О.Мисожниковым. Помещение театра узкое, с низкими потолками, но отделано со вкусом, с небольшим фойе, буфетом и столовой и электрической вентиляцией. Вместимость театра 700-900 человек…».

Театр М.И.Мисожникова представлял собой замечательный памятник модного тогда стиля модерн. Особенностью здания была «изломанная» линия уличного фасада, где ризалиты тектонично выявляли его планировочную композицию. Внешний облик сооружения отличался богатой пластикой и «напряженным» высотным силуэтом. На фасаде были изображены трагические и комические маски, подчеркивавшие функциональное назначение объекта. Первый артистический сезон в первом на Кубани зимнем стационарном театре открылся 4 декабря 1908 г. спектаклями украинской труппы под управлением антрепренера Павла Васильевича Прохоровича. Уже к середине декабря здесь были поставлены пьесы М.Л.Кропивницкого: «Дви семьи», «Сорочинский ярмарок» и «Суета». После завершения гастролей П.В.Прохорович остался в Армавире на должности администратора театра.

После отъезда в 1911 г. П.В.Прохоровича новая администрация театра, не смогла найти артистов, готовых отыграть целый сезон. Представления здесь стали носить нерегулярный характер. Из-за отсутствия постоянной труппы 7 ноября 1912 г. помещение театра М.И.Мисожникова было сдано в аренду. Однако театр все же не утратил своей изначальной функции. Его зал по-прежнему снимали приезжавшие в Армавир артисты, однако их гастроли продолжались теперь всего несколько дней, а в лучшем случае – 2-3 недели. Весной 1914 г. театр был приобретен крупным местным купцом С.П.Меснянкиным, который провел здесь капитальный ремонт. 3 ноября 1914 г. новый владелец предоставил в бюро Русского театрального общества следующие сведения: «Театр вмещает до 600 человек; имеется 26 рядов в партере по 20 стульев в каждом ряду; 18 лож 4 стула в каждой и балкон, вмещающий до 50 чел.; в общем сбор достигает до 700 р.».

В 1895 г. была начата кампания по сбору средств на строительство городского драматического театра в Екатеринодаре: по инициативе местной передовой интеллигенции были пущены подписные листы в целях устройства в городе зрительного зала для собраний, концертов и спектаклей. Однако эта кампания ни к чему не привела: Зимний театр так и не появился. В первые годы XX в. вопрос о строительстве в кубанской столице Зимнего театра был поднят снова, но и на этот раз дело не сдвинулось с мертвой точки. Однако Зимний театр все-таки появился в Екатеринодаре. Заслуга его строительства принадлежит екатеринодарским купцам В. Гуренкову и Н. Болденкову. В 1908 г. они заключили договор с академиком Ф.О. Шехтелем о строительстве в Екатеринодаре Зимнего театра. Строительство началось в мае 1908 г. , а уже в октябре 1909 г. в кубанской столице постановкой оперы Д. Верди «Аида» открылся первый театральный сезон. Новый театр имел многоярусный зрительный зал, рассчитанный на 1300 зрителей, и освещался тремя люстрами в форме звезд, где горели 750 цветных лампочек. Оборудованную по последнему слову техники сцену венчал бархатный занавес вишневого цвета. Над ним на белой стене красовался барельеф в виде золотой лиры. Внешний облик здания не уступал его роскошному внутреннему убранству (см. Приложение №3). «Фасад, облицованный ровной цементной штукатуркой, придавал зданию невесомость, воздушность. Это впечатление еще больше усиливали три вертикальные столбца с перечнем великих композиторов и драматургов всех времен и народов, три высоких окна с ажурными балкончиками и венчающий постройку широкий карниз с узорными гирляндами, едва выступающий над фасадом», – писал Бардадыма.

Каменный зимний стационарный театр в санаторно-гостиничном комплексе «Кавказская Ривьера» (Сочи) возведен в 1909 г.. Лучшим гастрольным временем был сезон, совпадавший с наплывом курортной

публики. Это обусловило преобладание летних театров, которые закрывались с наступлением холодов. Первый летний театр на Черноморском побережье возник в Новороссийске в 1888 г. В конце XIX в. моду на курзалы, предназначенные для увеселения курортной публики, переняли курорты Черноморского побережья (Анапа, Геленджик).

В декабре 1909 г. первых посетителей принял еще один театр – Северный. Как и Зимний, он был построен на средства купца-мецената М.М. Лихацкого. Архитектор, спроектировавший здание Северного театра, остался неизвестным. Газета «Кубанский курьер» написала о новом театре в Екатеринодаре, получившем название «Северный» и расположенном на пересечении улиц Красной и Длинной. Из газетной публикации узнаём о том, что ещё в июле 1909 года екатеринодарский купец Марк Лихацкий закончил строительство этого здания, а к декабрю завершилась и внутренняя отделка, которая «отвечает последнему слову декоративного искусства».

 

Список литературы:
1. Екатеринодар - Краснодар. 1793-1993 гг. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к Летописи. - Краснодар, 1993. - 798 с.
2. Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839–1918 гг.). – Армавир: ЗАО «Скорина», 2002. – 384 с.
3. Комиссинская Л.B. Любительский театр Кубани XIX - начала XX вв.: автореф. дис. . канд. искусствоведения - М., 1993. - 21 с.
4. Бондарь В.В. Войсковой город Екатеринодар (1793-1867 гг.): историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи: автореф. дис. канд. ист. наук. - Краснодар, 1999. - 18 с.