Статья:

Казачество в годы революции 1917 года

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Бут Е.А., Панина Я.А. Казачество в годы революции 1917 года // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Казачество в годы революции 1917 года

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный университет, РФ, г. Армавир
Бут Елена Александровна
студент, Армавирский государственный университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный университет, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Революция 1917 года оказала огромное влияние на судьбу и самосознание казаков и их семей, абсолютно изменив их привычную жизнь. Приблизительно несколько миллионов человек, считающих себя казаками, вступили в революционные действия, а следом за ними и в гражданскую войну. По стечению обстоятельств, невольными участниками событий, произошедших в феврале 1917 года стали казаки 1 и 4 Донских казачьих полков, а также четыреста кубанских и терских казаков Собственного Его Императорского Величества конвоя.

Очень значимым для казачества стал 1917 год, так как февральская революция привела к отречению императора от престола, и централизованное управление казаками было разрушено, а подавляющее большинство казаков долгое время находилось в неопределенном состоянии и не принимало никакого участия в политике государства. В основном старшее поколение казачества наблюдало со стороны на происходящие вокруг события, так как не понимало к чему это может привести и что дальше станет со страной [1].

Между тем, и большевики, и меньшевики считали, что казаки настроены против революционной политики, проводимой в государстве. Однако, в скором времени они все же начали проводить самостоятельные инициативные действия. Одним из примеров является проведение выборов в атаманы и создание Донского войскового правительства.

В марте 1917 года был созван съезд всех казаков с целью создания специального органа при Временном правительстве, для представления и отстаивания интересов казаков. Председателем органа стал А.И. Дутов, сторонник сохранения свободы и самобытности казачества. Союз поддерживал Временное правительство.

В противовес, леворадикальные силы 25 марта 1917 года, создали свой похожий орган — Центральный совет трудового казачества во главе с В.Ф. Костенецким.

Оба эти органа претендовали на представление интересов казаков, но по сути не являлись настоящими представителями интересов большинства, а в большей степени лишь противоборствовали друг другу.

Уже к лету 1917 года, наступило разочарование в проводимой политике Временного правительства, и оно теряло большое количество своих сторонников среди казаков. Поэтому казаки перестали принимать чью-либо сторону, а казачьи области отделились от России, в качестве защитной меры. Такую политику можно назвать "выжидание". Таким образом, основная масса казачества оставалась политически пассивной, но были и исключения.

Ещё одна общая деталь органов власти казачества - это противопоставление новых лидеров большинству казачьего населения и решение сделать акцент на фронтовиках, так как они знали гораздо больше о происходящем и уже были обучены военному делу, что ставило их в лучшее положение. Но практически везде казаки, вернувшиеся с фронта, заявляли о своём нейтралитете [2]. Их позицию разделяло большинство казаков на местах. А казачьи представители новых органов власти, так и не нашли массовой опоры. Поэтому все скоро покончили с собой, либо бежали.

Определенная часть казачества не хотела признавать большевизм с его условиями, поэтому самыми большими очагами сопротивления они и являлись. На Дону, Кубани и в Оренбуржье стали формироваться новые части Белой Гвардии. Но в Войсковых кругах участники не находили компромиссов в различных решениях, а власть атаманов постоянно урезали. На Дону казачья «демократия» искала компромиссы с крестьянской, поэтому создала «паритетное правительство» — 7 человек от казаков и 7 от иногородних.

Появились такие явления, как казачий сепаратизм и большевизм. Теории сепаратизма внедрялись и ранее, но успеха они не имели. А теперь они приобрели благоприятную почту для развития, так как православного государства, которому служило казачество, больше не существовало. Отсюда и следовали идеи об отделении от государства [4]. При получении известий о большевистском выступлении, войсковые правительства Дона и Оренбуржья ввели военное положение. Подавляющее большинство казаков оставались политически нейтральны. Но были и те, чьи мнения расходились с мнением атаманов. В Оренбургском казачьем войске пытались создать "Казачью демократическую партию", исполнительный комитет которой позднее перерос в оппозиционную группу депутатов Круга. Сходные взгляды заявлял Ф.К.Миронов в "Открытом письме" члену Донского Войскового правительства П.М.Агееву 15 декабря 1917 г. о требованиях казачества — "переизбрания членов Войскового круга на демократических началах".

Что касаемо казачьего большевизма, он стремился сохранить единство с изменившейся Россией. Казаки, придерживавшиеся этого течения, представляли Советскую власть как возрождение прежних казачьих вольностей и равноправия. Появились красные казачьи лидеры. На Дону — Подтелков, Кривошлыков, Миронов, Голубов, на Кубани Автономов, Сорокин, Кочубей. Во всех Войсках в противовес атаманским властям создавались казачьи ревкомы.

В итоге, казакам пришлось принимать участие в гражданской войне, на той или иной стороне. Вооружённые, обученные военному делу, они представляли собой огромную силу. Обе противоборствующие стороны старались перетянуть казаков к себе. Белые делали акцент на том, что казакам, по своей природе, было ближе - сохранении вольностей, казачьих традиций, самобытности [5]. Красные — на общность целей социалистической революции для всех трудящиеся, товарищеских чувствах казаков - фронтовиков к солдатам.

 

Список литературы:
1. Бурмагин А.Г., Бузун Ю.Г. Кубанское казачество на рубеже (1860-1917гг.)/ Краснодар: Кубаньпечать. 2010. С. 59.
2. Иванова Н.А., Желтова В.П. Казачество в составе населения России (конец XIX — начало ХХ вв.) // Тезисы докладов межд. научн. конф. "Казачество в истории России". Краснодар: Просвещение-Юг. 2013. С. 55.
3. Очерки истории Кубани. С древнейших времён по 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Сов. Кубань. 2016. С. 284.
4. Трёхбратов Б А. История Кубани. С древнейших времён до начала XX века: Учеб, пособие по краеведению. Краснодар: Кубаньпечать. 2015. С. 332.
5. Шкуро А.Г. Гражданская война в России: Записки белого партизана. Под ред. Скворцова. М.: Транзиткнига. 2014. С. 453.