Казачество в годы революции 1917 года
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Казачество в годы революции 1917 года
Революция 1917 года оказала огромное влияние на судьбу и самосознание казаков и их семей, абсолютно изменив их привычную жизнь. Приблизительно несколько миллионов человек, считающих себя казаками, вступили в революционные действия, а следом за ними и в гражданскую войну. По стечению обстоятельств, невольными участниками событий, произошедших в феврале 1917 года стали казаки 1 и 4 Донских казачьих полков, а также четыреста кубанских и терских казаков Собственного Его Императорского Величества конвоя.
Очень значимым для казачества стал 1917 год, так как февральская революция привела к отречению императора от престола, и централизованное управление казаками было разрушено, а подавляющее большинство казаков долгое время находилось в неопределенном состоянии и не принимало никакого участия в политике государства. В основном старшее поколение казачества наблюдало со стороны на происходящие вокруг события, так как не понимало к чему это может привести и что дальше станет со страной [1].
Между тем, и большевики, и меньшевики считали, что казаки настроены против революционной политики, проводимой в государстве. Однако, в скором времени они все же начали проводить самостоятельные инициативные действия. Одним из примеров является проведение выборов в атаманы и создание Донского войскового правительства.
В марте 1917 года был созван съезд всех казаков с целью создания специального органа при Временном правительстве, для представления и отстаивания интересов казаков. Председателем органа стал А.И. Дутов, сторонник сохранения свободы и самобытности казачества. Союз поддерживал Временное правительство.
В противовес, леворадикальные силы 25 марта 1917 года, создали свой похожий орган — Центральный совет трудового казачества во главе с В.Ф. Костенецким.
Оба эти органа претендовали на представление интересов казаков, но по сути не являлись настоящими представителями интересов большинства, а в большей степени лишь противоборствовали друг другу.
Уже к лету 1917 года, наступило разочарование в проводимой политике Временного правительства, и оно теряло большое количество своих сторонников среди казаков. Поэтому казаки перестали принимать чью-либо сторону, а казачьи области отделились от России, в качестве защитной меры. Такую политику можно назвать "выжидание". Таким образом, основная масса казачества оставалась политически пассивной, но были и исключения.
Ещё одна общая деталь органов власти казачества - это противопоставление новых лидеров большинству казачьего населения и решение сделать акцент на фронтовиках, так как они знали гораздо больше о происходящем и уже были обучены военному делу, что ставило их в лучшее положение. Но практически везде казаки, вернувшиеся с фронта, заявляли о своём нейтралитете [2]. Их позицию разделяло большинство казаков на местах. А казачьи представители новых органов власти, так и не нашли массовой опоры. Поэтому все скоро покончили с собой, либо бежали.
Определенная часть казачества не хотела признавать большевизм с его условиями, поэтому самыми большими очагами сопротивления они и являлись. На Дону, Кубани и в Оренбуржье стали формироваться новые части Белой Гвардии. Но в Войсковых кругах участники не находили компромиссов в различных решениях, а власть атаманов постоянно урезали. На Дону казачья «демократия» искала компромиссы с крестьянской, поэтому создала «паритетное правительство» — 7 человек от казаков и 7 от иногородних.
Появились такие явления, как казачий сепаратизм и большевизм. Теории сепаратизма внедрялись и ранее, но успеха они не имели. А теперь они приобрели благоприятную почту для развития, так как православного государства, которому служило казачество, больше не существовало. Отсюда и следовали идеи об отделении от государства [4]. При получении известий о большевистском выступлении, войсковые правительства Дона и Оренбуржья ввели военное положение. Подавляющее большинство казаков оставались политически нейтральны. Но были и те, чьи мнения расходились с мнением атаманов. В Оренбургском казачьем войске пытались создать "Казачью демократическую партию", исполнительный комитет которой позднее перерос в оппозиционную группу депутатов Круга. Сходные взгляды заявлял Ф.К.Миронов в "Открытом письме" члену Донского Войскового правительства П.М.Агееву 15 декабря 1917 г. о требованиях казачества — "переизбрания членов Войскового круга на демократических началах".
Что касаемо казачьего большевизма, он стремился сохранить единство с изменившейся Россией. Казаки, придерживавшиеся этого течения, представляли Советскую власть как возрождение прежних казачьих вольностей и равноправия. Появились красные казачьи лидеры. На Дону — Подтелков, Кривошлыков, Миронов, Голубов, на Кубани Автономов, Сорокин, Кочубей. Во всех Войсках в противовес атаманским властям создавались казачьи ревкомы.
В итоге, казакам пришлось принимать участие в гражданской войне, на той или иной стороне. Вооружённые, обученные военному делу, они представляли собой огромную силу. Обе противоборствующие стороны старались перетянуть казаков к себе. Белые делали акцент на том, что казакам, по своей природе, было ближе - сохранении вольностей, казачьих традиций, самобытности [5]. Красные — на общность целей социалистической революции для всех трудящиеся, товарищеских чувствах казаков - фронтовиков к солдатам.