«Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии» как источник по истории Английской революции XVII века
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
«Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии» как источник по истории Английской революции XVII века
Английская революция середины XVII века является одним из важнейших событий мировой истории. Изначально всплеску революционных настроений послужил конфликт исполнительной и законодательной властей. Борьба короля против парламента вылилась в гражданскую войну, конфликт был обострен религиозной войной.
В ходе революции выделилось буржуазно-демократическое течение левеллеров. Левеллеры – радикальное политическое движение, окончательно обособившееся от всех остальных в 1647 году и выступавшее за создание в Англии республиканской формы правления, предоставление народу широких политических прав и свобод при сохранении неприкосновенности частной собственности.
В 1647—1649 гг. в лагере левеллеров произошел раскол, обособились «истинные левеллеры», или диггеры. Они отражали интересы деревенской бедноты и пролетарских слоев, пострадавших от потери общинных земель. Лидером движения диггеров был Дж. Уинстенли.
Именно идеям Дж. Уинстенли предают значение многие историографы. Считается, что во взглядах Уинстенли больше, чем у других проповедников, выражен социальный аспект, ярче проявилась критика современного строя, основанного на имущественном и социальном неравенстве. Это нашло отражение в многочисленных памфлетах этого автора. Так, например, в памфле “Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии” можно проследить жизнь и тербования простого народа после свержения королевской власти и потрясших страну революционных событий.
В первую очередь в своем памфлете Уинстенли обращается к парламенту и армии, с целью восстановления справедливости. В центре внимания данного памфлета находится простой народ, который сумел, сплотившись избавиться от королевской угнетающей власти, поддерживая парламент. В свою очередь 19 мая 1649 года парламент издает “Акт о провозглашении Англии свободной республикой”. Народ охвачен радостью и надеждой на перемены. Казалось бы, все то к чему стремились, за что боролись, свершилось. Король казнен, страна объявлена республикой, но, к сожалению, после подписания акта не последовало действий со стороны парламента. Автор памфлета также подчеркивает: “ слова, не сопровождаемые действиями, являются обманом и убивают спокойствие справедливого духа, так слова, превращающиеся в действие, успокаивают и питают жизнь…”[2, с. 107].
Также в документе подчеркиваются самоотверженность Английского народа, готовность жертвовать собой ради общего блага. Дж. Уинстенли делает упор и на то, какой ценой было достигнуто свержение королевской власти: “простой народ заплатил за ваши страдания так щедро, что часть из нас едва оставила себе хлеб для пропитания”[2, с.107].
Автор памфлета отмечает, что после свержения Карла никаких изменений в жизни не последовало и угнетение одних, сменилось угнетением со стороны других. Уинстенли сравнивает угнетение с деревом, у которого много ветвей и крепкие корни. Можно предположить, что Уинстенли таким образом хотел быть услышанным и понятым в парламенте. Существующий общественный строй уже давно требовал реформирования.
Также в Памфлете подчеркивается права лордов маноров на общинные земли. Эти права сравнимы с правами, которые раньше имел король. “А король имел право, так как он был завоевателем; теперь же, раз вы изгнали короля, бывшего главою власти, то разумеется то же надо сделать и с властью лордов маноров…”[2, с.108]. Таким образом, в обществе стали появляется и революционные настроения по отношению к парламенту из-за невыполненных обещаний и продолжавшегося гнета со стороны лордов.
Нельзя не отметить и обращение от имени всего народа в установлении справедливости. Приводится яркий пример неравенства межу джентри и простого населения. “Нынешнее правительство предоставляет свободу и достаток джентри, дабы у них было изобилие и они собирали сокровища земли под замок от бедных, так, чтобы у богатых сундуки ломились от золота и серебра, а дома были полны зерна и всякого добра”. Автор памфлета делает упор на бедность населения и на то, что “ бедный, трудом добывающий все, едва перебивается и должен умирать с голоду, если не может работать как раб” [2, с.108].
В памфлете делается упор на то, что многое земли является общенациональной собственностью, которой имеет возможность пользоваться каждый гражданин. Народ не раз заявляет о своих правах на национальную землю: “Мы… имеем такое же право, как и вы, на обладание этими землями короны и землями, дурно использованными; поэтому мы не даем вам разрешения на то, чтобы вы покупали и продавали наши земли короны и расхищали земли, ибо это наше приобретенное наследие…”[2, с.109].
Народ заявляет о своих правах и требованиях. Он требует права на частную собственность и землю, требует свободы и освобождение от кабалы, чтобы жить спокойно, “а это мы не можем делать до тех пор, пока мы живем в нищете, и не можем быть допущены к возделыванию общинной земли и пустошей для нашего пропитания; ибо если вы отымите от народа землю, он окажется в состоянии постоянного умирания и несчастия…”[2, с. 109].
Уинстенли говорит от лица простого народа, который является частью нации, но делает упор на то, что “… нация не может пребывать в мире до тех пор, пока бедные угнетенные люди находятся в нужде и земля опутана и отнята у них благодаря кабале”[2, с.109]. Автор документа утверждает, что нет единой нации, пока существует социальное неравенство, когда один класс находится в полном угнетение другим, не имея собственных прав и свобод.
После победы над королем английское общество требует справедливо разделить “военные трофеи, которые являются именно землей, между двумя партиями — парламентом и народом”[2, с. 109]. Простой народ, состоящий из солдат и тех, кто платил налоги и повинности, выражает свое желание “в равной доле меж собой по справедливости” иметь свободу в пользовании пустошами и землями короны.
В завершении данного памфлета диггеры выдвигают прямое требование в отношении победы над королем в силу двух актов изданных парламентом. Один из них “о превращении Англии в свободную республику”, принятый 19 мая 1649 года, другой — об уничтожении королевской власти, принятый 7 февраля 1649 года.
Проанализировав памфлет, можно сказать, что от старого королевского порядка страдали все - и джентльмены и простой народ. Джентльмены обратились за помощью к народу. Народ, одержанный идеей свержения королевской власти, помог парламенту. Но тот в свою очередь забыл про обещания и союз с народом. Обиды к парламенту продолжали нарастать, и поэтому к новому году левеллеры послали в парламент «Новогодний подарок», в котором рассказали о своих трудах и тягостях. Таким образом, можно прийти к выводу, что диггеры хотели видеть Англию свободной страной, в которой не существуют социального неравенства, и выступали за предоставление населению широких экономических и политических прав.