Статья:

«Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии» как источник по истории Английской революции XVII века

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Авдюнина Е.М. «Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии» как источник по истории Английской революции XVII века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(75).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии» как источник по истории Английской революции XVII века

Авдюнина Елизавета Михайловна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Английская революция середины XVII века является одним из важнейших событий мировой истории. Изначально всплеску революционных настроений послужил  конфликт исполнительной и законодательной властей. Борьба короля против парламента вылилась в гражданскую войну, конфликт  был обострен религиозной войной.

В ходе революции выделилось буржуазно-демократическое течение левеллеров. Левеллеры – радикальное политическое движение, окончательно обособившееся от всех остальных в 1647 году и выступавшее за создание в Англии республиканской формы правления, предоставление народу широких политических прав и свобод при сохранении  неприкосновенности частной собственности.

В 1647—1649 гг. в лагере левеллеров произошел раскол, обособились «истинные левеллеры», или диггеры. Они отражали интересы деревенской бедноты и пролетарских слоев, пострадавших от потери общинных земель. Лидером движения диггеров был Дж. Уинстенли.

Именно идеям Дж. Уинстенли предают значение многие историографы. Считается, что во взглядах Уинстенли больше, чем у других проповедников, выражен социальный аспект, ярче проявилась критика современного строя, основанного на имущественном и социальном неравенстве. Это нашло отражение в многочисленных памфлетах этого автора. Так, например, в памфле  “Новогодний подарок парламенту и армии Джерарда Уинстенли, человека, любящего свободу и мир Англии” можно проследить жизнь и тербования простого народа после свержения королевской власти и потрясших страну революционных событий.

В первую очередь в своем памфлете Уинстенли обращается к парламенту и армии, с целью восстановления справедливости. В центре внимания данного памфлета находится простой народ, который сумел, сплотившись избавиться от королевской угнетающей власти, поддерживая парламент. В свою очередь  19 мая 1649 года парламент  издает “Акт о провозглашении Англии свободной республикой”. Народ охвачен радостью и надеждой на перемены. Казалось бы, все то к чему стремились, за что боролись, свершилось. Король казнен, страна объявлена республикой, но, к сожалению, после подписания акта не последовало действий со стороны парламента. Автор  памфлета также подчеркивает: “ слова, не сопровождаемые действиями, являются обманом и убивают спокойствие справедливого духа, так слова, превращающиеся в действие, успокаивают и питают жизнь…”[2, с. 107].

Также в  документе подчеркиваются самоотверженность Английского народа, готовность жертвовать собой ради общего блага. Дж. Уинстенли  делает упор и на то, какой ценой  было достигнуто свержение королевской власти: “простой народ заплатил за ваши страдания так щедро, что часть из нас едва оставила себе хлеб для пропитания”[2, с.107].

Автор памфлета отмечает, что после свержения Карла никаких изменений в жизни не последовало и угнетение одних, сменилось угнетением со стороны других. Уинстенли сравнивает угнетение с деревом, у которого много ветвей и крепкие корни. Можно предположить, что Уинстенли таким образом хотел быть услышанным и понятым в парламенте. Существующий общественный строй  уже давно требовал реформирования.

Также в Памфлете подчеркивается права лордов маноров на общинные земли.  Эти права сравнимы с правами, которые раньше имел король. “А король имел право, так как он был завоевателем; теперь же, раз вы изгнали короля, бывшего главою власти, то разумеется то же надо сделать и с властью лордов маноров…”[2, с.108].  Таким образом, в обществе стали появляется и революционные настроения по отношению к парламенту из-за невыполненных обещаний и продолжавшегося гнета со стороны лордов.

Нельзя не отметить и обращение  от имени всего народа в установлении справедливости. Приводится яркий пример неравенства межу джентри и простого населения.  “Нынешнее правительство предоставляет свободу и достаток джентри, дабы у них было изобилие и они собирали сокровища земли под замок от бедных, так, чтобы у богатых сундуки ломились от золота и серебра, а дома были полны зерна и всякого добра”. Автор памфлета  делает упор на бедность населения и на  то, что “ бедный, трудом добывающий все, едва перебивается и должен умирать с голоду, если не может работать как раб” [2, с.108].

В памфлете  делается упор на то, что  многое земли является общенациональной собственностью, которой имеет возможность пользоваться каждый гражданин. Народ не раз заявляет о своих правах на национальную  землю:  “Мы… имеем такое же право, как и вы, на обладание этими землями короны и землями, дурно использованными; поэтому мы не даем вам разрешения на то, чтобы вы покупали и продавали наши земли короны и расхищали земли, ибо это наше приобретенное наследие…”[2, с.109].

Народ заявляет о своих правах и требованиях. Он требует права на частную собственность и землю, требует  свободы и освобождение от кабалы, чтобы жить спокойно, “а это мы не можем делать до тех пор, пока мы живем в нищете, и не можем быть допущены к возделыванию общинной земли и пустошей для нашего пропитания; ибо если вы отымите от народа землю, он окажется в состоянии постоянного умирания и несчастия…”[2, с. 109].

Уинстенли говорит от лица простого народа, который является частью нации, но делает упор на то, что  “… нация не может пребывать в мире до тех пор, пока бедные угнетенные люди находятся в нужде и земля опутана и отнята у них благодаря кабале”[2, с.109]. Автор документа утверждает, что нет единой нации, пока существует социальное неравенство, когда один класс находится в полном угнетение другим, не имея собственных прав и свобод.

После победы над королем английское общество требует справедливо разделить “военные трофеи, которые являются именно землей, между двумя партиями — парламентом и народом”[2, с. 109]. Простой народ, состоящий из солдат и тех, кто платил налоги и повинности, выражает свое желание “в равной доле меж собой по справедливости” иметь свободу в пользовании пустошами и землями короны.

В завершении данного памфлета диггеры выдвигают прямое требование в отношении победы над королем в силу двух актов изданных парламентом. Один из них “о превращении Англии в свободную республику”, принятый 19 мая 1649 года, другой — об уничтожении королевской власти, принятый 7 февраля 1649 года.

Проанализировав памфлет, можно сказать, что от старого королевского порядка страдали все - и джентльмены и простой народ. Джентльмены обратились за помощью к народу. Народ, одержанный идеей свержения королевской власти, помог парламенту. Но тот в свою очередь забыл про обещания и союз с народом. Обиды к парламенту продолжали нарастать, и поэтому к новому году левеллеры послали в парламент «Новогодний подарок»,  в котором рассказали о своих трудах и тягостях. Таким образом, можно прийти к выводу, что диггеры хотели видеть Англию свободной страной, в которой не существуют социального неравенства, и выступали за предоставление населению широких экономических и политических прав.

 

Список литературы: 
1. Барг М. А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль. – 1991. – 436 с.
2. Джерард Уинстэнли. – Москва // Утопический социализм : хрестоматия / Ред. А.И. Володин. – Москва : Издательcтво политической литературы, 1982. – с. 107-110. 
3. Карпов Б.С. Идейные искания во времена английской революции середины XVII века: левеллеры vs диггеры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №8-1. С. 62-70.