Коррупционные риски в организациях, использующих бюджетное финансирование. Антикоррупционная стратегия, разрабатываемая в компаниях, сталкивающихся с угрозой коррупции
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Коррупционные риски в организациях, использующих бюджетное финансирование. Антикоррупционная стратегия, разрабатываемая в компаниях, сталкивающихся с угрозой коррупции
Аннотация. В данной статье освещаются вопросы противодействия коррупции на предприятиях, особенно в организациях, где присутствует бюджетное финансирование. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы в этой области влекут за собой затруднения в сфере экономического роста государства, тормозит реформирование экономики РФ и не дает в полной мере совершенствовать денежно-кредитную, налоговую, страховую и иные сферы финансовой системы РФ.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, коррупционные риски, коррупция, антикоррупционная политика, противодействие, бюджетные риски.
В настоящее время коррупция является одной из главных проблем в Росси на современном этапе.
Особенно актуальна данная проблематика для бюджетной сферы, поскольку именно в ней зафиксировано большое количество коррупционных преступлений, а также наиболее значительный ущерб, причиняемый разноуровневым бюджетам, который исчисляется десятками миллиардов рублей.
В настоящее время присутствует повышенный риск коррупции в государственных и муниципальных предприятиях, которые используют бюджетное финансирование.
Это усугубляется тем, что в настоящее время меняются формы финансовой, экономической и бухгалтерской деятельности [2].
В Национальном плане РФ по противодействию коррупции отражены основные направления действий органов государственной власти в области противодействия коррупции в российском обществе, в настоящее время остро стоит проблема по разработке антикоррупционных стандартов, парламентского и общественного антикоррупционного контроля.
Ранее первый раздел мер по законодательному сопровождению противодействия коррупции определялся подготовкой проекта федерального закона «О противодействии коррупции», принятого в 2008 году [3].
В настоящее время уровень коррупции в Рф является опасно высоким, в соответствии с международными рейтингами, и с данными автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» «Трансперенси Интернешнл — Р» РФ является одним из мировых лидеров по уровню коррупции.
Естественно, что такая статистика весьма негативно влияет на темпы экономического развития России [4].
Российская коррупция в разных областях государственной и социальной жизни несет значительную опасность, в итоге этого подрывает доверие граждан к правительству, усиливает уровень политического и экономического неравенства, формирует организованную преступность, создает угрозы национальной безопасности государства и провоцирует снижение экономики страны в целом.
Особенно опасна коррупция в органах государственной и муниципальной власти и для предприятий с государственным финансированием. Можно перечислить следующие коррупционные риски для таких предприятий:
1) расстановка ложных приоритетов относительно расходованяи государственных средств;
2) лоббирование чиновниками инвестиций в «нужную» им сферу бизнеса;
3) завышение объемов необходимых государственных средств и т.д.
Данные коррупционные риски зачастую инициируются правительственными чиновниками, государственными и муниципальными служащими, мошенническими действиями работников предприятий, или их партнеров.
К примеру, коррупционное преступление может заключаться в следующем: создание компаний-однодневок, функционирующие для «наличия» конкуренции, а также для того, чтобы скрыть личный интерес чиновников в отдельной компании [5].
Также причиной коррупции следует рассматривать не только экономический и правовой аспект, но и некую «культуру».
Кризис моральных идеалов в обществе, нежелание одного человека довольствоваться необходимыми благами, полученными законным способом, провоцирует ситуацию, когда десятки и сотни других людей лишены того, что причитается им по закону.
Поэтому несмотря на серьёзные меры государственной антикоррупционной политики, коррупция в России как явление будет существовать очень долго, поскольку такие люди находятся практически во всех государственных органах нашей страны — законодательных, исполнительных, судебных.
Повышение эффективности антикоррупционной политики должно быть основано на исследовании причин коррупционного поведения на предприятиях. В бюджетных организациях в области противодействия коррупции со стороны государства можно выделить следующие мероприятия:
1) ужесточение уровня ответственности работников предприятий за совершение коррупционных правонарушений;
2) изменение кадровой политики государственных и муниципальных предприятий, государственных структур, внедрение более эффективной системы отбора необходимых кадров и использованием современных методов;
3) просветительская работа среди населения и работников предприятий в области антикоррупционной политики;
4) повышение престижа деятельности государственных и муниципальных служащих, противодействующих коррупции на своих рабочих местах, с помощью морального и материального стимулирования.
Таким образом, подводя итоги, следует заметить, что коррупция является многогранным явлением, которое пронизывает все сферы современные общественной жизни.
Для того, чтобы повысить эффективность антикоррупционной политики необходимо в первую очередь изучить современные виды и типы проявления коррупции, разработать и закрепить законодательно передовые меры по борьбе с коррупцией [1].