Проблемы и перспективы развития малого бизнеса россии в условиях кризиса
Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса россии в условиях кризиса
Значимость малого бизнеса в экономике России неоспорима, развитие данного сегмента оказывает больше влияние на экономический рост, насыщенность рынка качественными товарами.
Кроме того, малый бизнес способствует внедрению инноваций, поддержке оптимальной конкурентной среды, создает дополнительные рабочие места, препятствует развитию монополий и увеличивает потребительский спрос.
В результате, расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно влияет на экономический рынок России, но и позволяет ему выйти на новый, более качественный уровень.
По оценке экспертов, малый бизнес вносит в экономику более 16,5 млн. потенциальных вакансий и содержащий в себе до 20% ВВП при мировом показателе в 35%.
Государственная поддержка может оказать значительный толчок в данном сегменте экономики и число малого и среднего предпринимательства до 2018 года может возрасти до 6 млн.
Территориальное распределение отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Территориальное распределение субъектов малого предпринимательства в 2017 г. [5]
По итогам 2017 на территории России действует 265 339 субъектов малого предпринимательства с общей численностью работников 7 035 232 чел.
В России в сферы малого бизнеса характерно неравномерное распределение по территориям. В Центральном округе размещено более 30% предприятий. Равномерное распределение по округам субъектов малого предпринимательства способствовало положительному развитию экономики РФ и внедрению инноваций в остальных округах страны.
По словам замминистра экономического развития России Олега Фомичева сейчас в России работает более 6 млн. компаний, относящихся к малому предпринимательству, в том числе более 5,5 млн – это микробизнес, 266 000 – малые компании, а 20 000 предприятий относятся к среднему бизнесу.
По последним данным, на малый и средний бизнес (включая индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) приходится чуть более 28% всех рабочих мест в экономике.
Статистика регистрации и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей за 2016-2017гг.
Таблица 1.
Регистрация и официальное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей за 2016-2017гг. [5]
Индивидуальное предпринимательство |
2016 |
2017 (на 01.12) |
Начали деятельность |
602 389 |
626 346 |
Прекратили деятельность |
535 516 |
419 073 |
Необходимо отметить, в отраслевой структуре малого бизнеса преобладают торговые предприятия и индивидуальных предпринимателей, а также субъекты МАЛОГО БИЗНЕСА, занимающиеся профессиональной, научной и технической деятельностью, строительством.
Многочисленные исследования наглядно показывают, что современное предпринимательство сталкивается с рядом причин, которые касаются и финансового обеспечения, и бюрократических проволочек.
Называя прочие причины, тормозящие развитие малого бизнеса в России, нельзя не отметить частое отсутствие четкого, детально продуманного плана. Большая часть небольших компаний попросту не знает, как он составляется. Однако отсутствие выверенного плана развития провоцирует возникновение сложностей с финансированием; решением текущих задач; возможностью правильно и грамотно подстраиваться под текущие изменения рынка; рецессией.
Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.
Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.
Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям.
Высокая доля теневой занятости ставится одной из важнейших проблем малого и среднего предпринимательства. Шагом по решению данной проблемы, стало решение о создании комфортной среды для регистрации и поддержки малых компаний. Для дальнейшей эволюции предпринимательских навыков будет созданы специализированные образовательные программы. В конце концов, будут воспроизведены благоприятные факторы для возникновения новых предпринимателей, что и есть одна из приоритетных задач правительственных структур.
Государством планируется профинансировать в общей составляющей до 20 млрд. руб. на поддержание малого предпринимательства. Также будет повышен и лимит для возможности воспользоваться упрощенной системой налогообложения (далее – УСН). Для вновь зарегистрировавшихся предпринимателей будут сохранены налоговые каникулы[4].
Если завести речь о возможных рисках, что следует отметить, что экономическая нестабильность в стране стала настоящим «камнем преткновения» для представителей малого предпринимательства. Например, такие процессы как: рост ставок по кредитам, девальвация рубля, обвальное снижение доходов у населения, значительно ударили по финансовой составляющей малого предпринимательства.
Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России» отмечает, что с января 2017 г. государство ввело более выгодный режим для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения (УСН). Предельную выручку, при которой предприниматель имеет право на УСН, подняли с 60 млн до 120 млн руб., что позволило более крупным компаниям вписаться в лимит. В 2015 г. также была удвоена максимальная выручка, при которой предприятие считается средним бизнесом (был 1 млрд руб., стало 2 млрд руб.), и в разряд малого и среднего бизнеса попали компании, которые прежде считались крупными, отмечают юристы.
Торговля оживилась, восстанавливается спрос, появился дефицит коммерческой недвижимости. Рост цен на нефть и укрепление рубля внесли вклад, пусть и незначительный, в пополнение рядов предпринимателей, говорит Савуляк.
Но большинство предпринимателей не заметили улучшений. Юрий Панченко, фермер из Ростовской области, говорит, что спрос на его продукцию – козье молоко – в 2016–2017 гг. рос. Но объясняется это, по его мнению, тем, что в Ростовской области больше не было производителей пастеризованного козьего молока с коротким сроком годности. Панченко отмечает, что в 2017 г. заработала новая программа льготного кредитования аграриев (по ставкам не более 5% годовых). В феврале он подал документы в Сбербанк на такой кредит, но до сих пор ждет ответа. Налоговая нагрузка, говорит фермер, осталась прежней: он платит единый сельхозналог – 6% от выручки [1].
Малый бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики.
По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения.
Хоть и малого и среднего бизнес обеспечивает население занятостью, увеличению регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, все равно состояние экономики страны по-прежнему требует принятия необходимых мер.
Формирование предпринимательского сектора для стабильности нашей
страны очень важный период в развитии экономике России. Если малому и среднему бизнесу государство будет уделять большое внимание, и если будет дальше укреплять их взаимоотношения, то возможно не только укрепить российскую экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.
В 2018 году государство по своим программам будет продолжать стимулировать активный прогресс малого бизнеса, в том числе будут действовать субсидии при уплате процентов по кредиту.
Следовательно, все предусмотренные меры государственной поддержки малого инновационного предпринимательства свидетельствуют о серьёзных намереньях государства реализовать весь скрытый и преподнести на новый уровень уже имеющийся инновационный потенциал российского малого бизнеса.
Мероприятия по поддержке малого бизнеса осуществляются в рамках государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» и приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы». В 2018 году на них предусмотрено 15,9 млрд рублей. Также в целях увеличения кредитной поддержки субъектов малого бизнеса банком России предусмотрен совокупный лимит в размере 175 млрд рублей по рефинансированию кредитов малому и среднему бизнесу, выданных в рамках программы стимулирования кредитования [2].
Однако до сих пор современное МП показывает низкую жизнеспособность, что связано с негативным воздействием внешней среды и высокой раскованностью любых инноваций.
В результате исследования можно сделать вывод, что для достижения поставленных целей также следует сформулировать основные приоритеты развития малого бизнеса в РФ:
- разработать единую нормативно - правовую систему регулирования нормативно - правовой базы регулирования деятельности малого бизнеса;
- усилить региональную составляющую в системе поддержки малого предпринимательства;
- поддержать кооперации между субъектами инновационного предпринимательства, стимулировать их к совместной деятельности по разработке и внедрению наукоёмкой продукции;
- обеспечить комплексную ресурсную поддержку малого бизнеса;
- снизить административные барьеры, которые ограничивают возможности малых предприятий в лицензировании деятельности, сертификацией и стандартизацией наукоёмкой продукцией, патентирования и защиты интеллектуальной собственности;
- активно реализовывать различные способы коммерциализации технологий.
Осуществление вышеперечисленных направлений поддержки малого предпринимательства со стороны государства позволит сформировать условия для развития малого бизнеса в различных отраслях экономики Российской Федерации, а также будет способствовать экономическому росту страны и укреплению её позиций на мировом рынке.
Решение этих и других проблем позволит малому бизнесу выйти на новый уровень развития.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что предпосылок для бурного роста российского бизнеса в 2018 году нет. Для развития малого бизнеса так и не решены фундаментальные проблемы: административные барьеры, непрозрачная налоговая и судебная система, рентные отношения с контрольно-надзорными органами, недостаток оборотных средств и сложности с доступом к кредитным финансовым ресурсам.
На основе проведенного анализа стоит выделить особую заинтересованность в дальнейшем становлении сектора малого предпринимательства, т.к. он вносит не малый вклад в ВВП страны, а экономические, научно-технические и социальные трудности решаются в том числе и выходом на российский рынок малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса способно ускорить восстановление экономики России в 2018 году, при условии дальнейшей поддержки со стороны государства. Кроме того, с помощью предпринимателей удастся создать новые рабочие места, что существенно улучшит ситуацию на рынке труда. Новым вызовом для малого и среднего предпринимательства в следующем году может стать ухудшение внешних факторов и проблемы с дефицитом бюджета.