Оценка знаний по индивидуальной гигиене полости рта у детей 10-12 лет, учащихся в МБОУ «Гимназия №44», г. Курск
Конференция: LXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
LXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка знаний по индивидуальной гигиене полости рта у детей 10-12 лет, учащихся в МБОУ «Гимназия №44», г. Курск
Актуальность исследования состоит в том, что распространенность кариеса среди населения детского возраста остается актуальной проблемой в современной стоматологии. В связи с этим важная роль принадлежит изучению заболеваемости с учетом действия факторов риска, к которым следует отнести гигиену полости рта [3]. В настоящее время многие исследователи утверждают о недостаточности знаний по уходу за зубами, а также низкой мотивацией в изучении этого вопроса. Правильные убеждения, поступки, а также умения и навыки, направленные на сохранение и поддержание здоровья, и профилактику заболеваний полости рта, формируются благодаря полученной информации и знаниям. Именно поэтому актуально создание специальных программ по санитарно-гигиеническому просвещению и обучению. Данные программы предполагают проведение уроков здоровья в доступной форме в организованных детских коллективах [1]. Многие специалисты в этой области отмечают важность работы по вопросам индивидуальной гигиены рта не только с детьми, но и необходимость санитарного просвещения родителей, педагогов, медработников учреждений. В условиях школ контроль над уровнем гигиены рта детей со стороны педагогов недостаточен в связи с тем, что у каждого ребенка различный уровень знаний и способность к обучению [2]. В формировании у детей навыков гигиены рта огромную роль играют семейно-общественные отношения, единство взглядов на этот вопрос родителей и учителей. Но при этом главное место должен занимать врач-стоматолог как специалист в данной области. Он может научить ребенка правильно чистить зубы, рассказать о негативных последствиях при отсутствии профилактических мероприятий [1].
Целью исследования является оценка уровня знаний о гигиене рта у детей, находящихся в МБОУ «Гимназия №44» г. Курска, Курской области.
Материалы и методы: в декабре 2019 года студенты с врачами-ординаторами кафедры детской стоматологии КГМУ прочитали лекцию по санитарно-гигиеническому просвещению для детей в МБОУ «Гимназия № 44». Все ученики были обучены стандартному методу чистки зубов на моделях, с помощью наглядных пособий детям были даны рекомендации по основным правилам ухода за полостью рта. Через четыре месяца, в феврале 2019 года, в присутствии учителей было проведено анкетирование всех детей, из них выделена группа воспитанников в возрасте 10-12 лет в количестве 75 человек, на основании ответов которой осуществлялось исследование.
Результаты и обсуждения. Анализируя ответы детей о необходимости чистить зубы, мы выяснили, что 60% детей чистят зубы, чтобы удалить с них налет, 17,1% – освежить дыхание, 8,6% – осветлить зубы, также 8,6% детей посчитали, что все варианты правильные, и только 5,7% опрошенных затруднялись дать ответ. Большинство детей, 76,4%, знают основные средства и предметы, необходимые для ухода за полостью рта, остальные 23,6% детей ничего не ответили. 75% детей правильно назвали полезные и вредные продукты, оставшиеся 25% не смогли ответить на этот вопрос. Значительное преобладание правильных ответов говорит об эффективности ранее проведенного нами урока по санитарно-гигиеническому просвещению.
Оценивая регулярность ухода за полостью рта, мы установили, что 85% опрошенных чистят зубы каждый день, из них 40,7% – два раза в день, 30,3% – один раз день, остальные дети чистят зубы нерегулярно. Несмотря на то, что большинство детей регулярно выполняют гигиенические мероприятия, многие из них уделяют недостаточно времени чистке зубов.
По данным анкетирования 65,1% опрошенных чистят зубы 1 минуту, 9,5% – 3 минуты, 10,4% – 5 минут, остальные 15% сказали, что время не засекали. В условиях школы такие результаты связаны с отсутствием контроля за выполнением гигиенических процедур со стороны родителей и низкой мотивированностью детей.
По данным исследования нами было выявлено, что замена зубных щеток производится не вовремя: только 11,4% детей это делают один раз в три месяца, 17,1% – раз в полгода, 22,9% – один раз в год, 17,1% детей не знают, когда нужно менять зубную щетку, остальные 31,5% опрошенных ответили, что замену предметов гигиены им производят родители. После каждого приема пищи большинство детей – 60,7%, никакие дополнительные мероприятия по уходу за полостью рта не выполняют, 28,6% опрошенных полощут рот ополаскивателем, оставшиеся 10,7% пользуются жевательной резинкой. Также мы выяснили, что большинство детей не посещают стоматолога для проведения регулярных осмотров. 70,6% опрошенных посещают стоматолога при появлении болей, 19,3% детей ходят на прием один раз в год, и только 11,1% – один раз в полгода. Данные показатели мы связываем с отсутствием стационарного стоматологического кабинета в школе.
Выводы. На основании проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что у детей сформировались удовлетворительные представления об индивидуальной гигиене полости рта. Но неполноценность знаний в данном вопросе объясняется социальным статусом и развитием детей, что требует многократных повторений и закреплений результатов. Это диктует необходимость регулярного проведения санитарно-просветительской работы и постоянного контроля за гигиеническим состоянием полости рта для выработки стойких навыков у детей по уходу за зубами.