Статья:

Оценка знаний по индивидуальной гигиене полости рта у детей 10-12 лет, учащихся в МБОУ «Гимназия №44», г. Курск

Конференция: LXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Костанов Д.Р., Ребров Д.А. Оценка знаний по индивидуальной гигиене полости рта у детей 10-12 лет, учащихся в МБОУ «Гимназия №44», г. Курск // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(80). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(80).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка знаний по индивидуальной гигиене полости рта у детей 10-12 лет, учащихся в МБОУ «Гимназия №44», г. Курск

Костанов Даниил Романович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Ребров Дмитрий Артурович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Карлаш Анастасия Евгеньевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск

 

Актуальность исследования состоит в том, что распространенность кариеса среди  населения детского возраста остается актуальной проблемой в современной стоматологии. В связи с этим важная роль принадлежит изучению заболеваемости с учетом действия факторов риска, к которым следует отнести гигиену полости рта [3]. В настоящее время многие исследователи утверждают о недостаточности знаний по уходу за зубами, а также низкой мотивацией в изучении этого вопроса. Правильные убеждения, поступки, а также умения и навыки, направленные на сохранение и поддержание здоровья, и профилактику заболеваний полости рта, формируются благодаря полученной информации и знаниям. Именно поэтому актуально создание специальных программ по санитарно-гигиеническому просвещению и обучению. Данные программы предполагают проведение уроков здоровья в доступной форме в организованных детских коллективах [1].  Многие специалисты в этой области  отмечают важность работы по вопросам индивидуальной гигиены рта не только с детьми, но и необходимость санитарного просвещения родителей, педагогов, медработников учреждений. В условиях школ контроль над уровнем гигиены рта детей со стороны педагогов недостаточен в связи с тем, что у каждого ребенка различный уровень знаний и способность к обучению [2]. В формировании у детей навыков гигиены рта огромную роль играют семейно-общественные отношения, единство взглядов на этот вопрос родителей и учителей. Но при этом главное место должен занимать врач-стоматолог как специалист в данной области. Он может научить ребенка правильно чистить зубы, рассказать о негативных последствиях при отсутствии профилактических мероприятий [1].

Целью исследования является оценка уровня знаний о гигиене рта у детей, находящихся в МБОУ «Гимназия №44»  г. Курска, Курской области.

Материалы и методы: в декабре 2019 года студенты с врачами-ординаторами кафедры детской стоматологии КГМУ прочитали лекцию по санитарно-гигиеническому просвещению для детей в МБОУ «Гимназия № 44». Все ученики были обучены стандартному методу чистки зубов на моделях, с помощью наглядных пособий детям были даны рекомендации по основным правилам ухода за полостью рта. Через четыре месяца, в феврале 2019 года, в присутствии учителей было проведено анкетирование всех детей, из них выделена группа воспитанников в возрасте 10-12 лет в количестве 75 человек, на основании ответов которой осуществлялось исследование.

Результаты и обсуждения. Анализируя ответы детей о необходимости чистить зубы, мы выяснили, что 60% детей чистят зубы, чтобы удалить с них налет, 17,1% – освежить дыхание, 8,6% – осветлить зубы, также 8,6% детей посчитали, что все варианты правильные, и только 5,7% опрошенных затруднялись дать ответ. Большинство детей, 76,4%, знают основные средства и предметы, необходимые для ухода за полостью рта, остальные 23,6% детей ничего не ответили. 75% детей правильно назвали полезные и вредные продукты, оставшиеся 25% не смогли ответить на этот вопрос. Значительное преобладание правильных ответов говорит об эффективности ранее проведенного нами урока по санитарно-гигиеническому просвещению.

Оценивая регулярность ухода за полостью рта, мы установили, что 85% опрошенных чистят зубы каждый день, из них 40,7% – два раза в день, 30,3% – один раз день, остальные дети чистят зубы нерегулярно. Несмотря на то, что большинство детей регулярно выполняют гигиенические мероприятия,  многие из них уделяют недостаточно времени чистке зубов.

По данным анкетирования 65,1% опрошенных чистят зубы 1 минуту, 9,5% – 3 минуты, 10,4% – 5 минут, остальные 15% сказали, что время не засекали. В условиях школы такие результаты связаны с отсутствием контроля за выполнением гигиенических процедур со стороны родителей и низкой мотивированностью детей.

По данным исследования нами было выявлено, что замена зубных щеток производится не вовремя: только 11,4% детей это делают один раз в три месяца, 17,1% – раз в полгода, 22,9% – один раз в год, 17,1% детей не знают, когда нужно менять зубную щетку, остальные 31,5% опрошенных ответили, что замену предметов гигиены им производят родители. После каждого приема пищи большинство детей – 60,7%, никакие дополнительные мероприятия по уходу за полостью рта не выполняют, 28,6% опрошенных полощут рот ополаскивателем, оставшиеся 10,7% пользуются жевательной резинкой. Также мы выяснили, что большинство детей не посещают стоматолога для проведения регулярных осмотров. 70,6% опрошенных посещают стоматолога при появлении болей, 19,3% детей ходят на прием один раз в год, и только 11,1% – один раз в полгода. Данные показатели мы связываем с отсутствием стационарного стоматологического кабинета в школе.

Выводы. На основании проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что у детей сформировались удовлетворительные представления об индивидуальной гигиене полости  рта. Но неполноценность знаний в данном вопросе объясняется социальным статусом и развитием детей, что требует многократных повторений и закреплений результатов. Это диктует необходимость регулярного проведения санитарно-просветительской работы и постоянного контроля за гигиеническим состоянием полости рта для выработки стойких навыков у детей по уходу за зубами.

 

Список литературы:
1. Гарифуллина А.Ж. Оценка уровня знаний о гигиене полости рта и о рациональном питании у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения//Современные научные исследования и инновации. 2016, № 4 [Электронный ресурс]. 
2. Тарасова Н.В., Бриль Е.А., Федорова Т.В., Федоров В.А., Галонский В.Г. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний//Сибирское медицинское образование. 2012, № 4. С. 6-11.
3. Чупрунова И.Н., Кривулина Г.В., Пятова Е.Д. Зависимость кариеса зубов от уровня гигиены полости рта у детей первого класса Нижнего Новгорода//Саратовский научно-медицинский журнал. 2011, № 1. С. 323-325.