Статья:

Оценка уровня осведомлённости населения о правилах выполнения сердечно-легочной реанимации

Конференция: LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Гончарова Л.В. Оценка уровня осведомлённости населения о правилах выполнения сердечно-легочной реанимации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(85). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(85).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка уровня осведомлённости населения о правилах выполнения сердечно-легочной реанимации

Гончарова Лилия Вячеславовна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель
Лызикова Татьяна Владимировна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель

 

Введение

Внезапная сердечная смерть (ВСС) сегодня занимает одну из ведущих позиций в структуре смертности взрослого населения. Расчётное число случаев внезапной остановки кровообра­щения в мире составляет примерно 3 000 000 в год.  В подавляющем большинстве случаев ВСС застигает человека дома (80%), на улице или в публичных местах (15%) [1].

Ранняя сердечно-легочная реанимация (СЛР), на­чатая непрофессионалами, может отсрочить наступление ише­мического повреждения головного мозга и повышает шансы па­циента на выживание [2].

Цель

Провести сравнительный анализ готовности населения различных возрастных категорий к выполнению СЛР, а также оценить их знания в данной области.

Материал и методы исследования

Проведено анонимное анкетирование 2 равных групп населения (n=150) в городе Гомель, Республика Беларусь.

Все опрошенные были разделены на группы по возрастному показателю: 1 группа (n=75) – лица в возрасте 15 – 18 лет, 2 группа (n=75) – лица возрастной категории 35 – 55 лет. Использовался разработанный на основании предшествующего опыта зарубежных исследований тест-опросник, содержащий 18 вопросов закрытого типа. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета «MS Excel 2010».

Результаты исследования и их обсуждение

Среди опрошенных преобладали женщины, в 1 группе – 73,3%, во 2 – 60%. Средний возраст опрошенных 1 группы – 16,04±0,76 лет, во 2 – 43,29±7,02 лет.

Все респонденты 1 группы получают общее среднее образование (учащиеся 10 – 11 классов), среди опрошенных 2 группы 32% имеют высшее образование, 65,3% –среднее специальное, 2,7% - общее среднее.

Большинство респондентов оценивает свои знания в области СЛР как «ничего не знаю» (в 1 группе – 20%, во 2 – 40%) и слабые (в 1 группе – 70,7%, во 2 – 30,7%). Средними считают свои знания 4% в 1 группе и 20% во 2, хорошими – 5,3% в 1 и 8% во 2, очень хорошими лишь 1,3% во 2 группе.

В 1 группе 6,7% респондентов ответили, что проходили обучение по СЛР в виде самостоятельного изучения информации в Интернете и обучения по месту учебы, во 2 группе – 70,7%, большинство из них (66,7%) обучались на водительских курсах, 4% получали информацию в Интернете.

Распределение причин, по которым население не проходило обучение по СЛР ранее, имеет следующий вид: никогда не задумывались об этом (85,8% в 1 группе и 66,7% во 2), считают неважным (7,1% в 1 группе и 33,3% во 2), не знают, где его можно пройти (7,1% в 1 группе).

Большинство опрошенных 1 группы желают пройти обучение (86,7%), во 2 группе лишь 40% хотели бы обучаться.

На вопрос «Что может побудить к прохождению обучения?» частота выбора предложенных вариантов ответа следующая: понимание важности обучения – 33,3% в 1 группе и 14,7% во 2; краткость обучения – 25,3% в 1 и 30,7% во 2; бесплатность обучения – 22,7% в 1 и 24% во 2; качество обучения – 14,7% в 1 и 6,6% во 2; возможные проблемы со здоровьем у близких – 4% в 1 и 24% во 2.

Большинство опрошенных не сталкивались с внезапной остановкой сердца у кого-либо (98,8% в 1 группе и 93,3% во 2), остальные же сталкивались, но в реанимационных мероприятиях участиях не принимали.

Все опрошенные из 1 группы и 97,3% из 2 ответили, что не выполнили бы СЛР в случае ее необходимости случайному человеку.

Основной причиной отказа от выполнения является незнание правил СЛР (88% в 1 группе и 71,9%), далее следуют боязнь совершить ошибку и навредить пострадавшему (9,3% в 1 группе и 14,7% во 2), боязнь заражения при контакте с пострадавшим (2,7% в 1 группе и 10,7% во 2), боязнь оказаться в центре внимания (2,7% во 2 группе).

Далее следовал ряд вопросов на знание правил оказания СЛР. Перечень вопросов и доля респондентов по группам, ответивших правильно на них приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Вопросы для оценки уровня знаний по СЛР и доля респондентов, ответивших на них правильно

Вопрос

Группа 1

Группа 2

1. Расположение ладоней при компрессиях грудной клетки

49,3%

40,0%

2. Частота компрессионных сжатий

30,7%

25,3%

3. Соотношение «сжатия-вдохи»

25,3%

20,0%

4. Глубина вдавливания грудной клетки

41,3%

25,3%

5. Показания к прекращению СЛР

40,0%

32,0%

 

Выводы

1. Было опрошено 150 человек, среди которых абсолютное большинство оценивают свои знания СЛР как «ничего не знаю» и слабые (90,7% и 70,7% соответственно в 1 и 2 группах), несмотря на то, что 70,7% респондентов из 2 группы проходили ранее обучение.

2. Согласно результатам исследования уровень знаний по СЛР является низким и недостаточным (до 80% опрошенных отвечали неправильно на основные вопросы по правилам выполнения СЛР), в 1 группе доля респондентов, ответивших верно на данный блок вопросов выше, чем во 2.

3. Отмечается низкая мотивированность населения для обучения СЛР, как в 1, так и во 2 группах подавляющая часть опрошенных никогда не задумывалась о возможности обучения, многие считают его неважным.

Для различных возрастных групп характерны разные мотивы для обучения, так в 1 группе преобладающим является понимание важности обучения, во 2 – возможные проблемы со здоровьем у их близких; для обоих групп важными критериями являются бесплатность и краткость обучения.

 

Список литературы:
1. Романенко, В.В. Внезапная сердечная смерть: причины, патофизиология, диагностика, лечение, профилактика / В.В. Романенко, З.В. Романенко. – Медицинские новости №6 2012. – 29 -36.
2. Обзор обновленных рекомендаций American Heart Association по СЛР и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях от 2015 года / American Heart Association, 2015. – 41 с.
3. Chen M., Wang Y., Li X., Hou L., Wang Y., Liu J., et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. Biomed Res Int 2017.
4. Özbilgin Ş., Akan M., Hancı V., Aygün C., Kuvaki B. Evaluation of Public Awareness, Knowledge and Attitudes about Cardiopulmonary Resuscitation: Report of İzmir. Turk J Anaesthesiol Reanim 2015; 43(6): 396– 405.