Статья:

Анализ содержания работы в школе по теме «Изобразительно-выразительные средства»

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Лихачева К.Е. Анализ содержания работы в школе по теме «Изобразительно-выразительные средства» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ содержания работы в школе по теме «Изобразительно-выразительные средства»

Лихачева Кристина Евгеньевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Луговая Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

ANALYSIS OF THE CONTENT OF WORK AT SCHOOL ON THE THEME «VISUAL EXPRESSIVE MEANS»

 

Kristina Lihacheva

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Ekaterina Lugovaya

Scientific director, Cand. filol. sciences, associate professor Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ содержания работы по изобразительно-выразительным средствам в учебниках школьного курса, а также методика работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения.  

Abstract. This article presents an analysis of the content of work on visual and expressive means in school textbooks, as well as a methodology for working on language units in their ratio in the aspect of the communicative plan for their assimilation.

 

Ключевые слова: изобразительно-выразительные средства, методика работы, этапы работы, анализ, ОГЭ, 9 класс.

Keywords: figurative and expressive means, methodology, stages of work, analysis, OGE, grade 9.

 

Актуальным направлением на уроках русского языка в девятом классе является формирование представлений об изобразительно-выразительных средствах языка.

Выделим основные направления в работе над изобразительно-выразительными средствами языка в школе:

1) формирование представления об основных языковых средствах художественной изобразительности;

2) формирование понимания особенностей каждого понятия и основных различий между ними;

3) формирование умения анализировать текст, умения не только обнаруживать языковые средства, но и правильного их называния.

В методике преподавания русского языка работу с изобразительно-выразительными средствами языка принято включать в раздел по развитию речи. При этом основное внимание уделяется функционированию языковой единицы, ее значению, роли и применению.

Т.А. Ладыженская и В.И. Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения. Предлагаемый подход выделения основных разделов работы по развитию речи в соответствии с единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в определенную систему:

Таблица.

Основные разделы работы по развитию речи в соответствии с единицами языка

разделы школьного

курса русского

языка

единицы языка,

изучаемые в этих

разделах

разделы работы по развитию

речи (в которых рассматривается

функционирование указанных

единиц языка)

Фонетика

Звук

Работа над звуковой стороной языка

Словообразование

Части слова

Работа над значащими частями слова

Лексика и

фразеология

Слово

Работа над словом

(изобразительными средствами)

Морфология

Словоформа

Работа над морфологическими

средствами речи

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Сложное

синтаксическое

целое

Работа над синтаксическими

средствами речи (выразительные

средства)

Культура речи

Все единицы языка

Культура речи

Стилистика

Текст

Стилистика

Связная речь

 

Связная речь

 

К изучению изобразительно-выразительных средств в школе необходимо подходить комплексно, во всей взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи. Можно выделить несколько этапов такого подхода:

1. Изучение отдельных видов языковых средств и их отношение к средствам другого уровня. Например, изучение звуков и их соотнесение с морфемой, словом, как они «участвуют в выражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов» [2, С. 189]. Таким образом, отдельные единицы языка рассматриваются не сами по себе, а в комплексе с теми средствами, в которых эти единицы служат для выражения языковых и внеязыковых значений. При анализе лексических, морфологических и синтаксических средств можно рассмотреть особенности выражения экспрессивного значения в языковых средствах более высокого уровня, в словосочетаниях, предложениях.

2. Изучение языковых средств и их реализации в тексте или высказывании. Это необходимо в тех случаях, когда выразительность языкового средства выявляются «только на содержательном фоне связного текста, в ряде случае весьма значительного по объему» [1, С. 159], с учетом задачи и условий текста.

Таким образом, одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка – эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Примечательно, что средства речевой выразительности крайне многообразны. Условно их можно разделить на несколько групп: фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом-лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в непрямом значении), изобразительные средства. Анализ учебников по русскому языку для 9 классов показал, что в них есть материалы, направленные на формирование умения анализировать средства художественной выразительности, однако системно спланированной работы по освоению этих понятий с учетом критериев для экзамена ОГЭ не предусмотрено.

Мы проанализировали школьные учебники по русскому языку 9 класса Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А.; С.И. Львовой, В.В. Львова; Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич. Проведенный нами обзор показал, что основные направления работы по формированию и развитию умений, связанны с построением и распознаванием образной речи.

Из всего многообразия средств выразительности предлагаются следующие:

  • сравнение (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровска, А.Г. Нарушевич; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.; С.И. Львова, В.В. Львов);
  • метафора (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровска, А.Г. Нарушевич; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.; С.И. Львова, В.В. Львов);
  • эпитет (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич; С.И. Львова, В.В. Львов);
  • фразеологизм (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.);
  • олицетворение (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.);
  • звукопись (С.И. Львова, В.В. Львов).

В рассмотренных учебниках представлены в основном задания, которые предлагают найти в тексте или употребить в сочинении то или иное средство выразительности. Однако отдельного раздела, посвященного изучению средств выразительности, в рассмотренных пособиях нет. Работа над выразительностью речи ведется при изучении других разделов: «Общие сведения о языке», «Стили речи», «Типы речи», «Лексика и словообразование», «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Морфология», «Синтаксис». Также из всех рассмотренных нами учебников, только в учебнике Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич дается определение понятия «троп». Но такие понятия как «стилистические фигуры», или «фигуры речи» в нем теоретически не определяются. Предполагается, что к 9 классу ученики уже знакомы с основными изобразительно-выразительными средствами. Программа 9 класса, таким образом, направлена на закрепление полученных раннее знаний. Итак, проведенный нами обзор учебников и учебных пособий по русскому языку в девятых классах показал, что охват выразительных средств достаточно широк, но говорить о том, что работа над выразительными средствами языка ведется на достаточно высоком уровне говорить нельзя. В общеобразовательных классах подобной работе не уделяется должного внимания. Между тем результаты ОГЭ таковы, что даже учащиеся, получившие отметку «5», затрудняются в применении средств выразительности речи. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с формированием и развитием способности экзаменуемых воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания. Именно поэтому возникает необходимость дополнительной работы с учащимися. На наш взгляд, для выработки системности необходима многократность обращения к выполнению заданий такого типа. В этом могут помочь специальные упражнения речевого характера, введенные в уроки других тем, в которых они будут методически уместны. При этом акцент необходимо делать не только на умении находить изобразительно-выразительное средство, но и формировании умения определять этого в средства в тексте. Также работу необходимо проводить с учетом межпредметной связи русского языка с литературой.

 

Список литературы:
1. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 398 с. 
2. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Наука, 1971. – 292 с.