Изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня
Трудовая деятельность является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Правильная её организация приведет к повышению результативности трудящихся и всего производства в целом. Уровень работоспособности зависит от множества факторов. Например, от санитарно-гигиенических (шум, освещение, контакт с токсическими веществами, различные виды излучений), от психофизиологических (монотонность, темп и ритм труда), от социально-психологических (взаимоотношения в группе) и т.д. Так же работоспособность человека сильно зависит от режима труда и отдыха, которые обеспечиваю высокий уровень работоспособности за счет снижения утомляемости сотрудников. В целях повышения работоспособности на производстве необходимо привести все производственные факторы в оптимальное состояние. Ученые, работающие в области психологии труда, считают, что уровень работоспособности человека напрямую зависит от фазы рабочего дня. Исходя из этого можно предположить, что зная в какую фазу уровень работоспособности сотрудников будет наиболее высоким, можно значительно увеличить результативность трудовой деятельности. Поэтому целью предпринятого исследования является изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня.
В связи с ростом промышленного производства, появлением новых видов трудовой деятельности и усложнением требований к человеку на рубеже XIX и XX веков появилась такая отрасль прикладной психологии как психология труда. Изначально главной задачей психологии труда было изучение профессионального отбора. Но со временем круг интересов данной науки расширился. Были созданы специальные методы — тесты, и с их помощью стало возможным оценивать количественные и качественные показатели личности, и основываясь на этом производить профессиональный отбор. Постепенно возникала потребность в изучение психологии профессий. Психологами были изучены различия в профессиональных наклонностях, интересах и мотивациях, способствующих выбору одной профессии из других. Важное место в психологии труда занимает изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда с успехом разрабатывает методики, с помощью которых можно измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Что является хорошей основой для изучения возможных способов повышающих результативность труда.
Ещё Лоос В.Г. говорил: "... психологи стремятся повысить эффективность труда рабочих, применяя исключительно благоприятные воздействия на личность и ее психические состояния. Такие воздействия приводят к снижению утомляемости рабочего, а снижение утомляемости является естественной основой для повышения его работоспособности. Тем самым создаются естественные предпосылки повышения производительности труда" [2, с. 23]. С его словами нельзя не согласиться. Но на работоспособность влияет не только утомляемость, но и, например, оптимальные межличностные отношения в рабочем коллективе. Как говорил Климов Е.А. в своем учебнике «Введение в психологию труда»: «Построение и поддержание оптимальных деловых межлюдских отношений, окрашенных положительными эмоциональными переживаниями– важнейшее условие работоспособности человека, продуктивности его на трудовом посту, устойчивого положительного отношения к труду, производству» [1, с. 41]. Помимо этих факторов на работоспособность человека влияют и фазы рабочего дня. Так Щербатых Ю.Л. говорил: «Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы»[3]. Обычный восьми часовой рабочий день можно разделить на 5 периодов: период врабатываемости (данный период длиться примерно 20-30 минут и предназначен для того, что бы человек с помощью своих волевых усилий сосредоточился на предстоящей трудовой деятельности); период оптимальной работоспособности (продолжительность может изменяться от опытности самого рабочего, его мотивации и наличия отвлекающих факторов, но в среднем составляет 3-4 часа. В данный промежуток времени работоспособность удерживается на высоком уровне, как такового утомления у рабочего не наблюдается); период компенсации (длительность 1-2 часа, работоспособность всё ещё на высоком уровне, но это достигается при использовании более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости); период неустойчивой компенсации (для этого периода характерны колебания уровня работоспособности, но закономерного снижения не наблюдается. Присутствуют субъективные признаки утомления. Длится этот период в среднем 1-2 часа); период снижения работоспособности (уровень работоспособности снижается на 20-25%, появляются объективные и субъективные признаки усталости. Если в этот момент работу не прекратить, то значительно увеличиться количество совершаемых ошибок, увеличиться вероятность получения производственных травм и появляются негативные эмоции связанные с трудовой деятельностью). Наличие обеда у рабочих (1/2-1 час) вносит некоторые коррективы в последовательность данных периодов. Уже примерно за 25-40 минут до обеденного перерыва работоспособность начинает активно падать и за 5-10 минут достигает практически критически низких показателей. Так человек психологически уже на обеденном перерыве, но формально он всё ещё работает. После того как обеденный перерыв подошел к концу рабочему далеко не сразу получается войти в режим оптимальной работоспособности, ему приходиться заново проходить через период врабатываемости. «Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника»[3] К признакам сниженной работоспособности можно отнести: уменьшение концентрации внимания; ухудшение памяти, трудности вспоминания информации, что ухудшает эффективность использования профессиональных знаний; повышенная раздражительность, депрессивные состояния; нарушения сенсомоторной координации, увеличение времени реакции на раздражители; изменение возбудимости сенсорной сферы (изменение остроты зрения, слуха), увеличение количества производственных травм. К признакам максимальной работоспособности можно отнести: концентрация внимания на работе; процессы запоминания и воспроизведения информации проходят без затруднений; лояльность; отсутствие признаков депрессивного состояния; моторные движения скоординированы.
Для изучения уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня в течение недели проводилось исследование с помощью наблюдения. В исследовании приняли участие 20 сотрудников кисло-молочного цеха молокоперерабатывающего завода в возрасте от 21-45лет. Работа исследуемых сотрудников заключается в приемке продукции и распределение её по формам. В минуту аппарат выдает 20 единиц продукции, следовательно, за час 1200. Эти цифры свидетельствуют о высоком темпе работы аппарата, и если темп его работы не совпадает со скоростью работы сотрудника, то происходит переизбыток продукции на ленте и аппарат останавливают, что является крайне не желательным.
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что в период неустойчивой компенсации и период снижения работоспособности уровень работоспособности сотрудников был значительно ниже, нежели в другие периоды. Об этом свидетельствует 3 принудительные остановки работы технического оборудования совершенные два раза в период с 14.00-16.00 (период неустойчивой компенсации) и один раз в период с 16.00-17.00 (период снижения работоспособности) в течении недели. Так же в это время у сотрудников отмечались сбои в координации движений (в час 17% продукции перекладывалось в форму, не предназначенную для этой цели; 25 % сотрудников по несколько раз ударились об технические установки, 5% сотрудников получили незначитльные порезы) и раздражительность (несколько раз между сотрудниками происходили разговоры на повышенных тонах, резкость и грубость по отношению к технике и продукции). В период врабатываемости (8:00-9.00) и послеобеденный период врабатываемости (13:00-14.00) замечалось нервное напряжение и весьма низкий уровень работоспособности (сотрудники с неохотой приступали к работе, отвлекались, их внимание было рассеянно (20% сотрудников забыли надеть перчатки или шапочки)). В эти периоды рабочего дня сотрудники не успевали за работой аппарата, но прикладывая все свои усилия, не доводили до ситуации, которая бы потребовала его остановки. В период оптимальной работоспособности работа сотрудников кисло-молочного цеха шла намного быстрее, чем работа в другие периоды рабочего дня. У работников не замечается как таковой усталости и нервного напряжения (90% сотрудников были в хорошем настроение; всего у 10% работников проявлялась забывчивость и рассеянность внимания). Но чем ближе был обеденный перерыв, тем медленнее шла работа и черты характерные для сниженной работоспособности проявлялись всё чаще, и так к 12ти часам накопилось около 97 не расфасованных единиц продукции и 60% предлагали уйти на обед раньше времени.
Из данного наблюдения можно сделать вывод, что уровень работоспособности человека в какой-то степени зависит от фазы (периода) рабочего дня. И учитывая эту производственную особенность можно повысить результативность труда. Например, можно снизить темп работы аппарата в период неустойчивой компенсации и период снижения работоспособности сотрудников тем самым снижая вероятность приостановки оборудования, риска производственных травм и снижая, в какой-то степени, нервное напряжение. Зато в период оптимальной работоспособности темп работы аппарата можно повысить. Либо, если настройка оборудования является весьма проблематичной, то для снижения вероятности приостановки оборудования, на периоды повышенного риска у аппарата на какое-то время можно поставить дополнительного сотрудника. Стабилизация рабочего процесса никогда не будет легким занятием, но тем ни менее знания влияния фазы рабочего дня на работоспособность человека может в некой степени улучшить производительность труда отдельного сотрудника и организации в целом.