Статья:

Изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Зорина Е.А. Изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня

Зорина Елена Андреевна
студент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Арзамас
Щелина Светлана Олеговна
научный руководитель, преподаватель, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Арзамас

 

Трудовая деятельность является неотъемлемой частью нашей повсед­невной жизни. Правильная её организация приведет к повышению результативности трудящихся и всего производства в целом. Уровень работоспособности зависит от множества факторов. Например, от санитарно-гигиенических (шум, освещение, контакт с токсическими веществами, различные виды излучений), от психофизиологических (монотонность, темп и ритм труда), от социально-психологических (взаимоотношения в группе) и т.д. Так же работоспособность человека сильно зависит от режима труда и отдыха, которые обеспечиваю высокий уровень работоспособности за счет снижения утомляемости сотрудников. В целях повышения работоспособности на производстве необходимо привести все производственные факторы в оптимальное состояние. Ученые, работающие в области психологии труда, считают, что уровень работоспособности человека напрямую зависит от фазы рабочего дня. Исходя из этого можно предположить, что зная в какую фазу уровень работоспособности сотрудников будет наиболее высоким, можно значительно увеличить результативность трудовой деятельности. Поэтому целью предпринятого исследования является изучение уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня.

В связи с ростом промышленного производства, появлением новых видов трудовой деятельности и усложнением требований к человеку на рубеже XIX и XX веков появилась такая отрасль прикладной психологии как психология труда. Изначально главной задачей психологии труда было изучение профессионального отбора. Но со временем круг интересов данной науки расширился. Были созданы специальные методы — тесты, и с их помощью стало возможным оценивать количественные и качественные показатели личности, и основываясь на этом производить профессиональный отбор. Постепенно возникала потребность в изучение психологии профессий. Психологами были изучены различия в профессиональных наклонностях, интересах и мотивациях, способствующих выбору одной профессии из других. Важное место в психологии труда занимает изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда с успехом разрабатывает методики, с помощью которых можно измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Что является хорошей основой для изучения возможных способов повышающих результативность труда.

Ещё Лоос В.Г. говорил: "... психологи стремятся повысить эффективность труда рабочих, применяя исключительно благоприятные воздействия на личность и ее психические состояния. Такие воздействия приводят к снижению утомляемости рабочего, а снижение утомляемости является естественной основой для повышения его работоспособности. Тем самым создаются естественные предпосылки повышения производительности труда" [2, с. 23]. С его словами нельзя не согласиться. Но на работоспособность влияет не только утомляемость, но и, например, оптимальные межличностные отношения в рабочем коллективе. Как говорил Климов Е.А. в своем учебнике «Введение в психологию труда»: «Построение и поддержание оптимальных деловых межлюдских отношений, окрашенных положительными эмоциональными переживаниями– важнейшее условие работоспособности человека, продуктивности его на трудовом посту, устойчивого положительного отношения к труду, производству» [1, с. 41]. Помимо этих факторов на работоспособность человека влияют и фазы рабочего дня. Так Щербатых Ю.Л. говорил: «Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы»[3]. Обычный восьми часовой рабочий день можно разделить на 5 периодов: период врабатываемости (данный период длиться примерно 20-30 минут и предназначен для того, что бы человек с помощью своих волевых усилий сосредоточился на предстоящей трудовой деятельности); период оптимальной работоспособности (продолжительность может изменяться от опытности самого рабочего, его мотивации и наличия отвлекающих факторов, но в среднем составляет 3-4 часа. В данный промежуток времени работоспособность удерживается на высоком уровне, как такового утомления у рабочего не наблюдается); период компенсации (длительность 1-2 часа, работоспособность всё ещё на высоком уровне, но это достигается при использовании более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости); период неустойчивой компенсации (для этого периода характерны колебания уровня работо­способности, но закономерного снижения не наблюдается. Присутствуют субъективные признаки утомления. Длится этот период в среднем 1-2 часа); период снижения работоспособности (уровень работоспособности снижается на 20-25%, появляются объективные и субъективные признаки усталости. Если в этот момент работу не прекратить, то значительно увеличиться количество совершаемых ошибок, увеличиться вероятность получения производственных травм и появляются негативные эмоции связанные с трудовой деятельностью). Наличие обеда у рабочих (1/2-1 час) вносит некоторые коррективы в последовательность данных периодов. Уже примерно за 25-40 минут до обеденного перерыва работоспособность начинает активно падать и за 5-10 минут достигает практически критически низких показателей. Так человек психологически уже на обеденном перерыве, но формально он всё ещё работает. После того как обеденный перерыв подошел к концу рабочему далеко не сразу получается войти в режим оптимальной работоспособности, ему приходиться заново проходить через период врабатываемости. «Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника»[3] К признакам сниженной работоспособности можно отнести: уменьшение концентрации внимания; ухудшение памяти, трудности вспоминания информации, что ухудшает эффек­тивность использования профессиональных знаний; повышенная раздражи­тельность, депрессивные состояния; нарушения сенсомоторной координации, увеличение времени реакции на раздражители; изменение возбудимости сенсорной сферы (изменение остроты зрения, слуха), увеличение количества производственных травм. К признакам максимальной работоспособности можно отнести: концентрация внимания на работе; процессы запоминания и воспроизведения информации проходят без затруднений; лояльность; отсутствие признаков депрессивного состояния; моторные движения скоординированы.

Для изучения уровня работоспособности в разные фазы рабочего дня в течение недели проводилось исследование с помощью наблюдения. В исследовании приняли участие 20 сотрудников кисло-молочного цеха молокоперерабатывающего завода в возрасте от 21-45лет. Работа исследуемых сотрудников заключается в приемке продукции и распределение её по формам. В минуту аппарат выдает 20 единиц продукции, следовательно, за час 1200. Эти цифры свидетельствуют о высоком темпе работы аппарата, и если темп его работы не совпадает со скоростью работы сотрудника, то происходит переизбыток продукции на ленте и аппарат останавливают, что является крайне не желательным.

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что в период неустойчивой компенсации и период снижения работоспособности уровень работоспособности сотрудников был значительно ниже, нежели в другие периоды. Об этом свидетельствует 3 принудительные остановки работы технического оборудования совершенные два раза в период с 14.00-16.00 (период неустойчивой компенсации) и один раз в период с 16.00-17.00 (период снижения работоспособности) в течении недели. Так же в это время у сотрудников отмечались сбои в координации движений (в час 17% продукции перекладывалось в форму, не предназначенную для этой цели; 25 % сотрудников по несколько раз ударились об технические установки, 5% сотрудников получили незначитльные порезы) и раздражительность (несколько раз между сотрудниками происходили разговоры на повышенных тонах, резкость и грубость по отношению к технике и продукции). В период врабатываемости (8:00-9.00) и послеобеденный период врабатываемости (13:00-14.00) замечалось нервное напряжение и весьма низкий уровень работоспособности (сотрудники с неохотой приступали к работе, отвлекались, их внимание было рассеянно (20% сотрудников забыли надеть перчатки или шапочки)). В эти периоды рабочего дня сотрудники не успевали за работой аппарата, но прикладывая все свои усилия, не доводили до ситуации, которая бы потребовала его остановки. В период оптимальной работоспособности работа сотрудников кисло-молочного цеха шла намного быстрее, чем работа в другие периоды рабочего дня. У работников не замечается как таковой усталости и нервного напряжения (90% сотрудников были в хорошем настроение; всего у 10% работников проявлялась забывчивость и рассеянность внимания). Но чем ближе был обеденный перерыв, тем медленнее шла работа и черты характерные для сниженной работоспособности проявлялись всё чаще, и так к 12ти часам накопилось около 97 не расфасованных единиц продукции и 60% предлагали уйти на обед раньше времени.

Из данного наблюдения можно сделать вывод, что уровень работоспособности человека в какой-то степени зависит от фазы (периода) рабочего дня. И учитывая эту производственную особенность можно повысить результативность труда. Например, можно снизить темп работы аппарата в период неустойчивой компенсации и период снижения работоспособности сотрудников тем самым снижая вероятность приостановки оборудования, риска производственных травм и снижая, в какой-то степени, нервное напряжение. Зато в период оптимальной работоспособности темп работы аппарата можно повысить. Либо, если настройка оборудования является весьма проблема­тичной, то для снижения вероятности приостановки оборудования, на периоды повышенного риска у аппарата на какое-то время можно поставить дополнительного сотрудника. Стабилизация рабочего процесса никогда не будет легким занятием, но тем ни менее знания влияния фазы рабочего дня на работоспособность человека может в некой степени улучшить производительность труда отдельного сотрудника и организации в целом.

 

Список литературы:
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт,ЮНИТИ, 1998. - 350с.
2. Лоос В.Г. Промышленная психология. – Киев, «Технiка», 1974. - 231с.
3. Щербатых Ю.Л. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах : справочное пособие. — М. : КНОРУС, 2011. — 248 с.